Конспект урока по музыке с презентацией, 1 класс «Сказка в музыке». УМК "Перспектива"
Урок по музыке для 1 класса на тему «Сказка в музыке». Конспект с презентацией
Технологическая карта урока
1. ФИО учителя: Циванюк Татьяна Сергеевна 2. Класс: 1 3. Дата: 4. Предмет: музыка 5. Тема: «Сказка в музыке». 6. Тип урока: урок открытия знаний 7: Цель урока: создать условия для продолжения знакомства с творчеством композиторов П.И.Чайковского, М.П Мусоргского и музыкальным воплощением образа Бабы Яги, как персонаже Славянской мифологии в фортепианных произведениях композиторов. 8. Задачи: Образовательная: создать условия для формирования знаний о средствах музыкальной выразительности – «музыкальных красках» через знакомство с музыкальными произведениями П.И. Чайковского «Баба-Яга» М.П.Мусоргского «Избушка на курьих ножках»; Формирование умений оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образа Бабы Яги, используя выразительные средства музыки; Развивающая: : содействовать развитию навыков контроля и самоконтроля; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать; развивать внимание, логическое мышление, память; Воспитательная: способствовать формированию интереса к изучению творчества композиторов П.И. Чайковского и М.П.Мусоргского; воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки. 9.Музыкальный репертуар:
1. Петр Ильич Чайковский «Баба-Яга».
2. Модес Петрович Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки». Видео:
1. Фрагмент мультфильма «Избушка на курьих ножках».
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Сергеевна и сегодня урок музыки проведу у вас я!
Проверьте пожалуйста, все ли у вас готово к уроку. Все ли на месте: ручки, учебник, тетради.
Отлично, теперь мы можем начать наш урок. Учитель: Для того, чтобы узнать тему послушайте о каком персонаже речь?
Баба-Яга,
Костяная нога,
Нос крючком,
Голова сучком,
Не ходи за селом,
Не мети помелом,
Не стучи ступкою,
Не тряси клюшкою. Учащиеся: Баба-Яга Учитель: Верно! Значит, о ком мы сегодня будем говорить? Можно по этому стихотворению определить? Учащиеся: О бабе-яге. Учитель: Скажите, существует ли в жизни этот герой? Учащиеся: Нет. Учитель: Правильно, потому что этот герой какой? Учащиеся: Сказочный. Учитель: Верно, сказочный, вымышленный. Молодцы.
А на какой же вы урок пришли? Учащиеся: На музыку. Учитель: Значит, что мы с вами будем делать, говорить о бабе-яге или слушать? Учащиеся: Слушать музыку. Учитель: О ком? Учащиеся: О бабе яге. Учитель: Тогда какая тема урока? Учащиеся: Музыка о Бабе-Яге.
Сказка в музыке. Учитель: Молодцы!
Скажите, а был ли у вас персонаж Баба-яга на прошлом уроке? Учащиеся: Да Учитель: А какое музыкальное произведение вы слушали? Учащиеся: Баба-яга. Учитель: Давайте еще раз послушаем музыку П.И.Чайковского «Баба-Яга». Слушайте внимательно, чтобы понять какой характер музыки, меняется ли он, на каком музыкальном инструменте исполняется произведение.
(Слушание) Учитель: Какой характер музыки? Спокойная или стремительная? Злой или добрый? Нежная или грубая? Плавная или острая? Спокойная или резкая? Учащиеся: Стремительная, злая, грубая, острая, резкая. Учитель: Меняется ли он? Учащиеся: Нет, не меняется. Учитель: На каком инструменте исполняется произведение? Учащиеся: Фортепиано. Учитель: Как вы думаете, что делала Баба-яга? Учащиеся: Она летела. Учитель: А на чем она летает? Учащиеся: В ступе или на метле. Учитель: Как вы поняли, что она бежала, летела? Учащиеся: Потому что музыка звучала очень быстро. Учитель: Если это Баба – Яга, то какая она, как выглядит, во что она одета? (образ по картине)
Во что одета? Учащиеся: В старые лохмотья. Учитель: Что она держит в руке? Учащиеся: Метлу. Учитель: По ее взгляду можно понять, что она хитрая обманщица, коварная?
Учащиеся: Да. Учитель: Отлично, но сказочные образы воплощал не только Петр Ильич Чайковский, но и Модест Петрович Мусоргский.
Сначала посмотрите на иллюстрацию. Эту картину изобразил художник Виктор Александрович Гартман. После его смерти в Петербурге устроили выставку его работ, куда пришел Модест Петрович Мусоргский. Он вдохновился этой картиной и написал музыкальное произведение, которое посвятил в память об умершем друге. Модест Петрович писал и другие музыкальные произведения, которые вошли в цикл «Картинки с выставки», но сегодня я вас познакомлю только с одним. Учитель: Как вы думаете почему сборник называется «Картинки с выставки»? Учащиеся: Это впечатление от выставки, на которой он был. Учитель: Каким краскам отдает предпочтение художник? Учащиеся: Ярким, красным, желтым, оранжевым. Учитель: Что вы видите в центре? Учащиеся: Часы. Учитель: Эти часы находятся под крышей, видно бревна из которых складывали дома в старину.
А на чем стоит домик? Учащиеся: На курьих ножках. Учитель: Верно, если мы посмотрим на чем стоит этот домик, то увидим две курьи ножки.
А с кем ассоциируется у вас такая избушка? Учащиеся: С бабой Ягой. Учитель: А почему? Учащиеся: Потому что баба-яга жила в избушке на курьих ножках. Учитель:Верно.
Предлагаю послушать пьесу «Избушка на курьих ножках», а потом вы мне расскажите о чем нам рассказал композитор в этой музыке. Кого он изобразил, что там происходило, кто герой этой пьесы, какой характер музыки.
Слушайте внимательно. (Слушание) Учитель: Какой характер музыки? Учащиеся: Завораживающий, пугающий. Учитель: Меняется ли он? Учащиеся: Да. Учитель: Где изменился характер? Учащиеся: В середине. Учитель: Как звучит музыка в конце? Учащиеся: Точно так же как и вначале. Учитель: Кого же нам изобразил композитор? Учащиеся: Бабу-ягу. Учитель: Теперь скажите, какой характер во второй части? Учащиеся: Пугающий, дерзкий, грубый, властный. Учитель: Что героиня испытывает? Учащиеся: Страх, испуг, робость, настороженность. Учитель: Но в конце второй части происходит громкий резкий удар и начинается 3 часть. Что происходит в конце произведения? Учащиеся: Вновь баба-яга садится в ступу, грозит, налету колдует. Учитель: На каком музыкальном инструменте исполняется произведение? Учащиеся: Фортепиано. Учитель: Скажите, а все ли соответствует светлым ярким краскам то, что создал Гартман? Учащиеся: Нет. Учитель: С каким произведением мы познакомились? Учащиеся: «Избушка на курьих ножках». Учитель: Кто его написал? Учащиеся: Модест Петрович Мусоргский. Учитель: С каким произведением вы знакомились на прошлом уроке? Учащиеся: «Баба-яга» Петр Ильич Чайковский. Учитель: Чьи образы мы увидели в этих произведениях? Учащиеся: Образ бабы яги. Учитель: В чем сходство этих двух произведений? На каком инструменты они исполнялись? Учащиеся: На фортепиано. Учитель: Молодцы. Учитель: Ребята, за вашу прекрасную работу я приготовила вам подарок. Я предлагаю вам посмотреть мультфильм, а в конце вы ответите на мои вопросы. (Просмотр фрагмента мультфильма «Избушка на курьих ножках») Учитель: Каких героев вы увидели в мультике? Учащиеся: Баба-яга,лиса, кролик, медведь, девочка. Учитель: Что с ними происходило? Учащиеся: Баба-яга всех обижала, пинала. Учитель: Как вели себя окружающие? Учащиеся: Девочка всех гладила, давала ягоды, была теплая атмосфера. Учитель: Так ли вы себе представляли эту картину, когда только слушали музыку? Учащиеся: Отвечают на вопрос. Учитель: Мы с вами отлично поработали на уроке.
Оцените свою работу на уроке. Поднимите смайлик улыбка, если вам было интересно и всё понятно, поднимите смайлик грусть, если вам было неинтересно и скучно на уроке.
Отлично, на этом наш урок подходит к концу, всем спасибо за работу на уроке. До свидания!