Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока в 1 классе по теме «Музыка – искусство звуков»

Конспект урока в ДШИ по теме «Музыка – искусство звуков»
Открытый урок по предмету «Слушание музыки»
Вводная беседа
Автор: Корецкая Наталья Владимировна, преподаватель МБУ ДО «ДШИ» пгт. Восток, Приморский край
Описание работы: Предлагаю Вам конспект урока по предмету «Слушание музыки» в 1 классе Детской школы искусств на тему: «Музыка – искусство звуков». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, учителей музыки общеобразовательных школ, преподавателей Детских школ искусств и музыкальных школ.
Цель: Введение и знакомство с учебным предметом «Слушание музыки». Воспитание культуры слушания и восприятия музыки
Задачи: Пробудить интерес к музыке с первого урока учащихся первого класса,
познакомить с песнями о музыке,
научить слушать и слышать звуки природы,
обучать навыкам анализа музыкальных произведений (песен),
формировать у детей позитивное отношение к музыке,
развивать эмоциональную сферу ребенка,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников,
воспитывать сплоченность и взаимопонимание посредством коллективно-творческой деятельности.
Музыкальный материал: Г. Струве. «Я хочу услышать музыку»; Е. Крылатов. «Откуда музыка берет начало?»; Лядов «Музыкальная табакерка»
Оборудование: Аудиозаписи песен; компьютер, музыкальные колонки.
Этапы урока:
Организационный (подготовка к занятию, размещение участников на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока).
Подготовительный (введение)
Основной (работа по теме урока).
Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение участников).
Ход урока
Организационный этап:
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Занятие наше будет необыкновенным, мы с вами окунемся в прекрасный мир музыки и звуков. Для начала нам нужно познакомиться, не так ли? Меня зовут Наталья Владимировна, я – ваш преподаватель, хочу научить вас любить и понимать музыку.
Создание положительного, эмоционального фона, психологический настрой на предстоящую работу: улыбка, доброжелательность педагога, освобождение детей от зажатости и страха, активизация внимания. Предлагается каждому ребенку назвать свое имя.
Преподаватель: Отлично!

Подготовительный этап:
Сообщение темы и цели занятия.
Преподаватель: Тема нашего занятия «Музыка – искусство звуков», вы научитесь слушать и слышать звуки вокруг нас и попытаемся все вместе понять – что же такое музыка?

А теперь я вам предлагаю внимательно послушать тишину. Ребята, вы что-нибудь слышите сейчас?
Дети после некоторой паузы по очереди робко поднимают руку и неуверенно называют услышанные звуки: из открытого окна звуки проехавшей мимо машины, шорох падающих листьев, жужжание мухи, стук молотка где-то вдали, голоса детей в коридоре и т.д.
Преподаватель: Правильно, молодцы, все это – звуки.
Идет беседа о разных звуках: приятных, противных, громких, тихих. Дети вспоминают разные короткие истории из жизни про звуки.

Основной этап:
Преподаватель: Ребята, я предлагаю вам послушать замечательную песню композитора Г. Струве. «Я хочу услышать музыку». Давайте внимательно послушаем, о чем говорится в этой песне.

Включается аудиозапись песни. Г. Струве. «Я хочу услышать музыку».
После прослушивания ребята четко пересказывают текст песни, называя основные моменты.
Преподаватель: Молодцы, ребята. Вы внимательно слушали. А скажите, вам песня понравилась? Чем она вам понравилась?

Детям песня понравилась, но ответить на второй вопрос ученики пока не могут, на помощь приходят родители, присутствующие на уроке, подбирая слова «добрая, ласковая песня». Постепенно ребята включаются в беседу и продолжают подбор характеризующих слов. Кто-то из ребят отметил, что в песне красивая музыка.
Преподаватель: Правильно, ребята. В песне, действительно, есть не только хорошие слова, но и красивая музыка.

Преподаватель: Я предлагаю вам послушать еще одну песню о музыке. Давайте еще раз внимательно послушаем и ответим на вопрос, который прозвучит в песне.
Звучит аудиозапись песни Е. Крылатова «Откуда музыка берет начало?». После прослушивания ребята, не дожидаясь вопросов от учителя, сразу поднимают руки для ответа. Ученики правильно услышали вопрос в песне, и отметили, что в песне есть и ответы на этот вопрос.

Преподаватель: Да, все правильно вы услышали. Песня так и называется «Откуда музыка берет начало?», и написал ее замечательный композитор Е. Крылатов.
Далее следует анализ услышанного, характер песни. Ребята вместе с родителями подбирают подходящие характеризующие слова, сравнивают с предыдущей песней, отмечают, что последняя песня грустная.
Преподаватель: Ребята, а когда вы лично услышали в первый раз музыку?
Дети «вспоминают себя», называют разный маленький возраст, разные обстоятельства. В беседе преподаватель подводит тему разговора к Рождению ребенка, к убаюкиванию, к колыбельной мамы. Дети с радостью и удивлением «вспоминают» мамины (бабушкины) песни и сказки на ночь. Все приходят к выводу, что первая услышанная музыка в жизни каждого человечка – колыбельная мамы.

Преподаватель: Ребята, а как вы думаете, когда же музыка сама родилась?
Следует пауза. Ребята в затруднении. Называются предположительно даты – сто лет назад, тысяча лет назад.
Преподаватель: Нет, ребята. Ни сто, ни тысяча… на много-много больше. Никто не может точно сказать, когда именно и как родилась музыка. Но мы можем с вами пофантазировать…

Путем отбрасывания разных исторических событий, все приходят к выводу, что, возможно, музыку придумали древние люди. Следует импровизация сценки жития древних людей. Ребята сами выбирают себе роли: «охотники» - мальчики, «домохозяйки» - девочки». Все придумали себе орудия труда и охоты, дубинки, копья, лук и т.д. Каждый ребенок, сидя на своем месте, придумывает свои действия и с удовольствием рассказывает и показывает классу.

Преподаватель направляет общий рассказ в определенном направлении: Охотники пошли на охоту.

У Никиты лук, у Артёма копье, у Вовы дубинка. Никита натянул тетиву лука и стрельнул в мамонта. Что Никита услышал в этот момент? Дети пытаются изобразить звук. Артем тоже кинул свое копье в мамонта. Что он услышал? Девочки пошли за ягодой в лес. Света случайно наступила на палочку. Что она услышала? И т.д. разыгрываются разные ситуации с участием каждого ребенка.

Продолжение общей «истории» подразумевает приход охотников домой, где ждут девочки, приготовление пищи, песни и пляски вокруг огня, где все герои с накопленными за день звуками принимают участие.

Преподаватель: Вот, ребята, мы с вами сочинили свою версию, как родилась музыка. Кто знает, а может так оно и было?
Дети и взрослые соглашаются.

Преподаватель: Ребята, а у вас есть дома музыкальные инструменты? Какие?
Дети называют, если есть. Также вспоминают, что у них есть дома телевизор, компьютер, плеер, где можно слушать музыку.
Преподаватель: А вы знаете, что раньше, когда не было еще ни телевизоров, ни компьютеров, люди придумали маленькие шкатулки, коробочки с механизмом, при открытии которых звучала прекрасная волшебная музыка. Такие коробочки было приятно дарить на праздники и получать в подарок. Я предлагаю вам послушать произведение А. Лядова «Музыкальная табакерка»

Звучит аудиозапись А.Лядова «Музыкальная табакерка»
Дети внимательно слушают. После прослушивания анализ, характеристика произведения. Дети употребляют слова: «Волшебная музыка, тонкая, прозрачная, нежная, танцевальная».

Заключительный этап:
Преподаватель: Ребята, Вы не скучали, вы хорошо себя чувствуете?
Дети: Да.
Преподаватель: А что мы сегодня делали на уроке? – Дети вспоминают, что слушали звуки, песни, играли в «Древних людей»
Преподаватель: Вам понравилось слушать музыку?
Дети: Да.
Преподаватель: А что мы с вами слушали сегодня? – Дети называют произведения, отмечают, какое произведение им более всего понравилось и почему.
В качестве домашнего задания ребятам предлагается по желанию нарисовать рисунок о музыке, рассказать стихи о музыке или придумать свой небольшой рассказ о музыке
Преподаватель: Спасибо вам за активную работу, ребята!!! Пусть музыка всегда живёт в ваших сердцах.

Используемая литература:
Владимирова О. А. Рабочая программа по дисциплине «Слушание музыки» для ДМШ и ДШИ. СПб., 2006 г.
Лысенко С. Ф «Слушание музыки» как предмет музыкальной литературы на начальном этапе обучения в ДМШ» Методическая работа. г.Находка, 2004 г.
Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М.,2007 г.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий фестиваля национальной культуры для детей школьного возраста Мелодия и аккомпанемент как фон в музыкальном произведении Развитие навыков игры на виолончели у детей Выпускной вечер в музыкальной школе. Сценарий
Участник №194 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Конкурсная программа по теории музыки «Юный музыкант»
Опубликовано: 2949 дней назад (2 марта 2016)
Просмотров: 18009
+29
Голосов: 29
Ольга Александровна Акчурина # 2 марта 2016 в 16:15 +2
Какой насыщенный урок! Жаль, что у моего ребенка в школе нет преподавателя по музыке, которому я могла бы порекомендовать Ваш конспект. Благодарю Вас, что пригласили зайти к вам на страничку. Я думаю, что и музыкальному руководитель в ДОУ пригодится этот конспект для проведения занятий в подготовительной группе.
Наталья Владимировна Корецкая # 2 марта 2016 в 17:17 0
Спасибо! С детьми детсадовского возраста я не работала, но, Вы, возможно, правы, что этот материал мог бы пригодиться и музыкальным руководителям.
Ирина Геннадьевна Ганженко # 2 марта 2016 в 16:39 +2
Интересный, насыщенный урок с наглядностью. Разные виды деятельности, познавательная сторона, развитие эстетического вкуса. Много интересного даже для себя взяла.
Наталья Владимировна Корецкая # 2 марта 2016 в 17:19 0
Спасибо! Мне важно знать чужое мнение, взгляд со стороны.
Наталья Владимировна Корецкая # 2 марта 2016 в 17:22 0
Здравствуйте!
Прошу рассмотреть участие моей работы в конкурсе «Коллекция педагогического мастерства и творчества»
Название работы: Конспект урока по теме «Музыка – искусство звуков»
ФИО: Корецкая Наталья Владимировна
Занимаемая должность педагога и место работы педагога: преподаватель, МБУ ДО «ДШИ» пгт. Восток, Приморский край
Адрес конкурсной работы: https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-vladimirovna-koreckaja/konspekt-uroka-po-teme-muzyka-iskustvo-zvukov.html
Спасибо!
Наталья Владимировна Корецкая # 3 марта 2016 в 01:01 0
Прошу прощения, я написала заявку не туда. Исправлюсь
Татьяна Гуляева # 2 марта 2016 в 18:38 +2
Здравствуйте! Замечательно, что вы обсуждаете с воспитанниками такую многогранную тему. Расширяете их кругозор, развиваете эмоциональную отзывчивость, умение вслушиваться в звучащие произведения.
Если бы не такие увлечённые педагоги, как Вы, классика совсем бы ушла из жизни детей.
Спасибо! Великолепная работа, голосую № 3.
Наталья Владимировна Корецкая # 3 марта 2016 в 16:39 0
Спасибо!
Эльмира Рафаиловна Мурзакаева # 3 марта 2016 в 06:21 +1
Я конечно не учитель музыки, но конспект очень интересный!
Елена Викторовна Багрова # 3 марта 2016 в 18:23 +2
Здравствуйте, Наталья Владимировна!
Замечательный конспект урока музыки представлен Вами для публикации.
Тема интересная, многосторонняя и разнообразная. Материал, представленный Вами, охватывает историю возникновения музыкальных инструментов от первобытного строя до наших дней. История звуков многообразна и увлекательна. Иллюстрации яркие.
Спасибо за публикацию! С удовольствием голосую! удачи!
С уважением!!!
Наталья Владимировна Корецкая # 4 марта 2016 в 04:51 0
Спасибо!
Елена Григорьевна Полякова # 4 марта 2016 в 10:48 +2
Уважаемая Наталья Владимировна, примите голос!
Прекрасный урок, раскрывающий детям магию звуков и музыки.
Прослушаны замечательные произведения, проведена увлекательная
игра, поставлены проблемные вопросы, на которые вместе с родителями
даны ответы. Цель достигнута, задачи выполнены. Оформление работы
яркое, подобрано с большим вкусом. Вы просто молодец!
Желаю Вам дальнейших творческих удач!
С уважением, Е.Г.
Наталья Владимировна Корецкая # 4 марта 2016 в 19:26 0
Спасибо!
Вера Александровна Орехова # 4 марта 2016 в 16:26 +2
Наталья Владимировна, спасибо за приглашение.
Интересная публикация. Вы воспитываете интерес к музыке с первого урока учащихся первого класса, знакомите с песнями о музыке, учите слушать и слышать звуки природы.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Наталья Владимировна Корецкая # 4 марта 2016 в 19:27 0
Спасибо!
Светлана Витальевна Вострякова # 4 марта 2016 в 23:37 +2
Здравствуйте. Ознакомилась с Вашим конспектом урока. Во-первых, очень интересные и красочные иллюстрации к данному уроку. Во-вторых, урок насыщенный, интересный подобран музыкальный материал. Дети обязательно должны слушать классическую музыку, а также музыку другой эпохи. Это развивает детей, обогащает их духовный и эмоциональный мир. Творческих успехов. Примите мой голос.
Наталья Владимировна Корецкая # 5 марта 2016 в 00:30 0
Спасибо!
Валерий Григорьевич Вершинин # 5 марта 2016 в 01:02 +2
Наталья Владимировна! Спасибо за приглашение. Интересный урок. Цель урока достигнута, задачи все выполнены. Примите мой голос.
Наталья Владимировна Корецкая # 5 марта 2016 в 01:29 0
Спасибо!
Марина Витальевна Бородкина # 5 марта 2016 в 10:05 +1
Наталья Владимировна, спасибо за приглашение. Очень полезный материал.
Наталья Владимировна Корецкая # 5 марта 2016 в 10:37 0
Спасибо!
Сидорова Зоя Григорьевна # 6 марта 2016 в 08:55 +2
Наталья Владимировна!
Конспект урока по теме «Музыка – искусство звуков» показался мне интересным. Замечательный материал, очень много нового и интересного для детей. Какое разнообразие форм работы Вы использовали на занятии! Чудесные иллюстрации делают публикацию более актуальной.
Всего Вам доброго,
голос!
Зоя.
Наталья Владимировна Корецкая # 6 марта 2016 в 09:18 0
Спасибо за теплые слова!
Софья Владимировна Юхнина # 6 марта 2016 в 18:05 +2
Наталья Владимировна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с конспектом урока: «Музыка – искусство звуков». Действительно, занятие получилось необыкновенное! Вы формируете у детей позитивное отношение к музыке, развиваете эмоциональную отзывчивость. Оформление публикации выше всяких похвал. С удовольствием голосую, УДАЧИ ВАМ!!!
Наталья Владимировна Корецкая # 7 марта 2016 в 00:22 +1
Спасибо большое!
Любовь Сергеевна Новоселова # 7 марта 2016 в 08:11 +3
Наталья Владимировна, здравствуйте! Благодарю за приглашение. Мне очень понравился Ваш конспект урока "Музыка - искусство звуков". С удовольствием ставлю голос № 13. Удачи.
Наталья Владимировна Корецкая # 10 марта 2016 в 23:32 0
Спасибо!
Ольга Валерьевна Прохорова # 9 марта 2016 в 20:43 +1
Наталья Владимировна! Спасибо за приглашение. Очень понравился ваш урок! Много интересной информации. Голос и удачи вам!
Наталья Владимировна Корецкая # 10 марта 2016 в 23:34 0
Спасибо!
Ольга Васильевна Яковлева # 10 марта 2016 в 21:17 +2
Здравствуйте, Наталья Владимировна. Большое спасибо за приглашение на урок. Мне он очень понравился. Как замечательно, что детям дается возможность послушать, прислушаться, поразмышлять, подумать, высказать свое мнение, поиграть. Очень хорошо, что на уроке присутствуют родители. Цель и задачи выполнены в полном объеме. Публикация прекрасно оформлена. Дальнейших творческих успехов! голос
Наталья Владимировна Корецкая # 10 марта 2016 в 23:35 0
Спасибо!
Алла Ивановна Ефимова # 11 марта 2016 в 08:38 +1
Интересная и увлекательная, а главное познавательная разработка.
Цели и задачи достигнуты. Замечательные иллюстрации украшают материал.
Примите голос.
Наталья Владимировна Корецкая # 11 марта 2016 в 15:54 0
Спасибо!
Валентина Сергеевна Вешкина # 14 марта 2016 в 04:38 +1
Уважаемая Наталья Владимировна! Благодарю Вас за приглашение на удивительный урок музыки. Конспект такой нарядный и содержательный, что сложилось впечатление присутствия на концерте симфонической музыки (хотя Вы показали не только жанры, но и разнообразие видов музыки)! Примите голос! Желаю Вам успеха и заслуженной победы на конкурсе!
Наталья Владимировна Корецкая # 14 марта 2016 в 05:00 0
Спасибо огромное за теплые слова. Будем стараться и дальше работать с детьми в таком направлении.
Светлана Анатольевна Савостьянова # 14 марта 2016 в 10:07 +2
Наталья Владимировна, спасибо за приглашение. Очень интересный урок. Вы творчески подошли к знакомству ребят с миром звуков, рассмотрели три блестящих произведения, с помощью наводящих вопросов ребята включаются в обсуждении материала, урок сопровождается красивой презентацией. Понравилось, как вы прописали конспект с возможными ответами ребят. Публикация достойно оформлена. Успехов в конкурсе! Голосую +1!
Наталья Владимировна Корецкая # 14 марта 2016 в 16:22 +1
Спасибо!
Светлана Анатольевна Калиуллина # 14 марта 2016 в 18:50 +2
Ваш урок безусловно заслуживает внимания , в очень простой и доступной форме вы детям рассказали что музыка - это синтез различных звуков, в том числе и шумовых.Понравилась игра в охотники, где ребята представили как появились первые музыкальные звуки.И как итог дети в свободной форме могли воплотить свои впечатления от такого насыщенного урока.Голосую!
Наталья Владимировна Корецкая # 15 марта 2016 в 06:12 0
Спасибо!
Ирина Владимировна Косых # 14 марта 2016 в 19:14 +2
Урок грамотно построен, всё понятно и цели достигнуты. мой голос +1
Наталья Владимировна Корецкая # 15 марта 2016 в 06:13 0
Спасибо!
Татьяна Александровна Толстикова # 14 марта 2016 в 20:35 +2
Наталья Владимировна, здравствуйте! С удовольствием посетила Ваш урок, с которого начинается знакомство ребят с удивительным миром звуков. Урок очень продуман, задействованы и родители, приглашённые вместе с детьми на первый урок. Спасибо за приглашение, с удовольствием голосую.
Наталья Владимировна Корецкая # 15 марта 2016 в 06:13 +1
Спасибо!
Варвара Сергеевна Аржанова # 15 марта 2016 в 09:35 +1
Спасибо за приглашение. конспект интересный, насыщенный. Дети (А может и родители) узнают много нового. На мой взгляд, очень хорошо, что дети уточняют в конце занятия услышанные произведения. голос.
Наталья Владимировна Корецкая # 15 марта 2016 в 16:24 0
Спасибо!
Светлана Михайловна Радулова # 15 марта 2016 в 18:16 +1
Здравствуйте, Наталья Владимировна! Очень интересная познавательная беседа о разных звуках, анализ и характеристика прослушанных произведений. Ребята активно работали на уроке, принимали участие родители. Конспект замечательно оформлен, подобраны и использованы прекрасные слайды. Вам творческих успехов и мой голос!
Наталья Владимировна Корецкая # 16 марта 2016 в 00:57 0
Спасибо!
Ирина Николаевна Ступченко # 15 марта 2016 в 19:08 +1
Какой интересный урок музыки. Сама бы с удовольствием поприсутствовала на таком. Столько увлекательной информации. Так захватывает. Всё отлично! Голос!
Наталья Владимировна Корецкая # 16 марта 2016 в 00:58 0
Спасибо!
Марина Алексеевна Дурнева # 16 марта 2016 в 09:36 +1
Здравствуйте, Наталья Владимировна!Спасибо за приглашение. С интересом ознакомилась с вашим конспектом. Тема интересная, многосторонняя и разнообразная. Материал, представленный вами, охватывает историю возникновения музыкальных инструментов, история звуков многообразна и увлекательна, иллюстрации яркие. Цель и задачи, поставленные вами достигнуты. Материал оформлен в соответствии с требованиями сайта. С удовольствием голосую!
Наталья Владимировна Корецкая # 16 марта 2016 в 10:27 0
Спасибо!
Валентина Владимировна Рощина # 16 марта 2016 в 17:14 +1
Спасибо за приглашение,очень насыщенный и интересный урок!!!!Очень понравились иллюстрации к уроку!!!Примите голос!!!
Наталья Владимировна Корецкая # 17 марта 2016 в 03:07 0
Спасибо!
Тамара Борисовна Вершинина # 26 марта 2016 в 08:27 0
Здравствуйте, Наталья Владимировна! С удовольствием побывала на вашем уроке. Яркий, красочный наглядный материал. Думаю, что детям было очень интересно узнать на занятии историю возникновения музыкальных инструментов. Цели и задачи урока выполнены. Поздравляю вас. Голос +
Олеся Владимировна Пантеленко # 14 октября 2016 в 18:27 0
Здравствуйте , Наталья Владимировна!. Мне очень понравился ваш урок. Прекрасно подобран музыкальный материал, урок очень насыщенный и красочный. Думаю, после такого урока, ребятам захочется больше узнать о музыке. Спасибо вам!
Галина Юрьевна Плясова # 14 декабря 2018 в 12:53 0
Наталья Владимировна, спасибо Вам за материал урока в ДШИ по теме «Музыка – искусство звуков». Урок содержательный, наглядный, интересный1