Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности для 5-10 классов

Дополнительная образовательная программа «Академия юных лидеров»
Дополнительная образовательная программа «Академия юных лидеров» социально-педагогической направленности рассчитана на подростков от 11 до 17 лет. Срок реализации программы – 3 года. Система модульного обучения соединяет знания, умения и навыки по лидерству, волонтерской деятельности и социального проектирования в единое целое, на основе чего у подростков формируется собственная успешность.
Программа содержит темы по организаторской технике лидера и технологии организации здорового образа жизни, раскрывает деятельность социального проектирования и арт-социальную технологию.
Методическое обеспечение содержит методику социальной пробы, задания для обсуждения к теме «Социальное проектирование», тренинг «Пути выхода из конфликтной ситуации» и др.
Рекомендована педагогам дополнительного образования, организаторам воспитательной работы в образовательных учреждениях всех типов и видов.
Пояснительная записка
Процесс воспитания – одна из важнейших задач образования, непрерывная система всестороннего развития личности в современных условиях. Позитивному вхождению юных граждан в противоречивое современное общество во многом способствует деятельность детского объединения, представляющего право выбора среды общения, сферы действий, а также право на уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых.
Дополнительная образовательная программа «Академия юных лидеров» социально-педагогической направленности ориентирована на подростков и ребят старшего школьного возраста в возрасте 11–17 лет. В это время у ребят ярко выражена потребность в общении с взрослыми и сверстниками на уровне осознания своей взрослости, самоценности, самоопределения и социального ориентирования, формируется стремление к самоутверждению.

Актуальность разработанной программы. Формирование лидеров в обществе – не стихийный процесс, его нужно организовать, и это необходимо сделать в процессе воспитания и обучения. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров в процессе изучения программы строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах. Поэтому разработка программы, направленной на решение вопросов формирования социальной активности подростков, умений и навыков конструктивного общения в период выбора ими жизненного пути является актуальной. Важнейшим элементом, также обуславливающим актуальность разработки и реализации программы, является привлекательность и востребованность рассматриваемых вопросов в подростково-молодёжной среде.

Педагогическая целесообразность программы. Развитие в себе индивидуальных способностей, организаторских навыков, лидерских качеств, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота об окружающих и здоровье – всё это помогает ребёнку реализовать себя в учёбе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. Для собственной успешности в социуме подростку необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять свою жизненную позицию, но и активно реализовать ее в рамках определенной деятельности. Сегодня важно помочь подростку сделать внутренний выбор. Чтобы стать лидером, надо найти собственную, природой определенную точку отсчета, свой путь. Для того чтобы быть лидером, эту нишу надо сделать комфортной для себя и достойной себя.
Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что обучающиеся, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний в области лидерства, волонтерской деятельности и социального проектирования. Так, задача формирования активной гражданской позиции решается в широком социально-педагогическом аспекте с использованием приёмов организации коллективно-творческого дела, проектирования и моделирования.

Цель программы – содействие личностному развитию подростков и выбору жизненных целей, основанных на конструктивном социальном поведении.

Цель достигается посредством решения следующих задач:
Обучающих:
- способствовать приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям через включение в социально значимую деятельность;
- выявлять лидерско-организаторские качества и способности к добровольческой деятельности у подростков;
- научить работать в детском объединении через организацию различных видов деятельности.
Развивающих:
- развивать лидерские качества и организаторские способности в добровольческой деятельности;
- обеспечить возможность самостоятельно планировать свою деятельность;
- формировать стремление обучающихся для общественной самореализации и раскрытия их духовного и творческого потенциала.
Воспитывающих:
-формировать у обучающихся мотивацию к социально значимой деятельности;
- способствовать воспитанию эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умению самокритичного отношения к себе;
- создать такие педагогические условия, учитывая, что в детском объединении возможно наличие не одного, а нескольких лидеров, и каждый из них может иметь собственную сферу деятельности.

Отличительные особенности. Программа «Академия юных лидеров» по своим целевым установкам, структуре и содержанию существенно отличается от программы «Лидер» Совета союза пионерских организаций федерации детских организаций. Эти отличия заключаются в следующем:
1. программа состоит из 3 модулей взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга на основе «Мастерской личностного роста», где механизмами являются: получение знаний, творческий труд, активность и методичность, вера в себя, честность в самооценке. Каждый модуль проиллюстрирован занятиями, в которых используются притчи, упражнения, игры-тренинги, приводятся рекомендации;
2. в учете ритма календаря здоровья, когда ребята имеют возможность разработать свое мероприятие или представить инициативу по формированию здорового образа жизни, получая навыки социального проектирования;
3. в предоставлении уникальной возможности приобрести положительный опыт взаимодействия со многими «я» в различных видах деятельности.

Условия реализации дополнительной образовательной программы.
Возраст детей, участвующих в реализации программы. Дополнительная образовательная программа «Академия юных лидеров» адресована ребятам от 11 до 17 лет. Занятия проходят в свободное от уроков время.
Для формирования групп желательно набирать одновозрастных ребят. Дополнительный набор обучающихся на второй и третий уровень обучения возможен на основании результатов собеседования.

Предлагаемая программа состоит из трех модулей.
Первый модуль «Школа юного лидера» поможет разобраться, кто такой лидер, узнать, обладают ли ребята качествами лидера, как стать лидером и как совершенствоваться в лидерской деятельности.
Второй модуль «Школа юного волонтера» позволит ответить на вопросы: что значит быть волонтером, как стать добровольцем, как пропагандировать здоровый образ жизни, какие существуют направления в волонтерской деятельности.
Третий модуль «Школа социального проектирования» поможет ребятам понять сущность социального проектирования, познакомит с основами проектных технологий, научит осуществлять совместные социально значимые проекты.
Каждый модуль и уровень, составляющие учебный план, могут рассматриваться как самостоятельные и одновременно являться базовой основой следующего этапа обучения.

Режим и формы занятий. Занятия проводятся в учебном кабинете. Продолжительность групповых занятий на 1 уровне – по 2 часа два раза в неделю (144 часа); на 2 и 3 уровнях – по 3 часа два раза в неделю (216 часов) с перерывами после каждого часа со сменой видов деятельности: практической, мыслительной, тренинговой, познавательной, учебной.
Формы занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей обучающихся, специфики содержания модулей данной программы и возраста обучающихся: деловые и ролевые игры, упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания, участие в районных и областных конкурсах, моделирование и проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, презентации, встречи со специалистами и интересными людьми, экспресс тесты и опросы, КТД, беседы, мозговая атака, диалогические ситуации, создание сценария, рефлексия опыта, групповая работа, командное взаимодействие.

Сроки реализации программы. Дополнительная образовательная программа «Академия юных лидеров» рассчитана на 3 уровня.

1 уровень – подростки 11 - 13 лет. Этот подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития, когда подросток находится в состоянии между взрослым и ребенком — при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение, общественно-полезный труд. Таким образом, переход от детства к отрочеству характеризуется появлением своеобразного мотивационного кризиса, вызванного сменой социальной ситуации развития и изменением содержания внутренней позиции обучающегося. Путь, по которому пойдет становление личности подростка, во многом зависит от того, насколько успешно будет пройден этот этап.

2 уровень – подростки 14 -15 лет. Главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Общение – это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей внутренней жизни, самоутверждение личности. В этом возрасте у ребят появляется стремление к независимости, проявление самостоятельности. Им свойственны ориентация на мир взрослых: стремление утвердится в их мире, желание поставить себя в роль взрослого; у подростков возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности, они могут воздействовать на сверстников. В этом возрасте происходит изменение поведения: у подростков выстраивается система ценностей и взглядов, заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние мировоззренческие этажи. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Ярко выражено желание выяснить для себя свои собственные способности, особенности. Все эти потребности могут быть реализованы только в процессе активного опробования себя во взаимодействии с окружающими, в различных видах деятельности, поступках, действиях.

3 уровень - старший школьный возраст 16-17 лет. Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что ребенок старшего школьного возраста стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. В связи с этим меняются требования к старшему школьнику и условия, в которых происходит его формирование как личности: он должен быть подготовлен к труду; к семейной жизни; к выполнению гражданских обязанностей. Ведущая деятельность в юношеском возрасте — познавательная. Главное приобретение ранней юности — обнаружение ценности своего внутреннего мира. Внешний мир начинает восприниматься через себя.

Развивается способность к самоанализу и потребность систематизировать, обобщать свои знания о себе. Юноши и девушки стремятся глубже разобраться в своем характере, своих чувствах” действиях, поступках. Они часто задаются вопросами: “Как узнать свой характер?”, “Как освободиться от дурных привычек?”, “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”, “Какой я человек?” и т. п. Актуальной становится проблема самовоспитания. Требования к себе значительно возрастают и становятся более устойчивыми.

Ожидаемые результаты и способы их определения.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие этапы контроля:
Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений по программе «Академия юного лидера» проводятся три вида контроля:
1) вводный контроль – в начале года (тест, педагогическая смоделированная ситуация, беседа);
2) промежуточный контроль – в середине года (тест, творческая работа, деловая (ролевая игра);
3) итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (коллективно-творческое дело, беседа, проект).
Подведение итогов реализации образовательной программы может осуществляться с по¬мощью таких форм занятий: деловая или ролевая игра, моделирование и проигрывание ситуаций, круглый стол, коллективное творческое дело (КТД), проектирование.

Способы проверки результатов – анкетирование, определение уровня освоения образовательной программы, осуществление наблюдения за активным участием обучающихся в различного рода мероприятиях.

Основными критериями оценки эффективности реализации программы «Академия юных лидеров» являются:
• мотивационно-ценностный критерий (отношение к лидерской и волонтерской деятельности и осуществление социально значимых инициатив);
• информационный критерий (степень сформированности знаний о лидерах, волонтерах, социальном проектировании);
• инструментальный критерий (степень сформированности умений и навыков социально значимой деятельности);
• деятельностный критерий (участие в акциях, мастер-классах, детских инициативах).

В соответствии с этими критериями обучающиеся будут знать:
• систему понятий и представлений, с помощью которых они могли бы проанализировать собственную личность, свой коллектив и различные социально значимые ситуации;
• особенности организации КТД, направленного на социально значимую деятельность;
уметь:
• вырабатывать необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общими;
• владеть лидерскими навыками поведения, необходимыми для жизни в современном мире;
• взаимодействовать на равных, вырабатывая необходимые коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества.

Логика подачи материала в программе основана на принципе “от теории – к практике”. Это связано с тем, что теоретические знания, полученные на теоретических занятиях, необходимо обязательно применить в практической деятельности для закрепления навыков организаторской деятельности
Модуль 1. Школа юного лидера
Цель – развитие социальной активности подростков.
Задачи:
• выявить у обучающихся первичный уровень знания собственного лидерского потенциала;
• организовать занятия по овладению обучающимися специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного организаторского потенциала.
• определить вместе с обучающимися пути дальнейшей реализации их лидерского потенциала в условиях социально значимой деятельности.
Основные формы деятельности: учебное занятие, игровая и творческая деятельность; встречи с интересными людьми; проведение мастер-классов; презентации проектов.
Ожидаемые результаты. В результате изучения модуля обучающиеся:
• будут знать общие знания о лидерстве, средствах общения, методах ораторского искусства;
• узнают себя, свой собственный лидерский потенциал, научатся понимать друг друга, работать в коллективе;
• смогут составить свой проект.
Скачать Дополнительная образовательная программа «Академия Юного Лидера»

Рекомендуем посмотреть:

Программа дополнительного образования. Бумажные фантазии Программа ФГТ. Фольклорный ансамбль. Программа ФГТ. Музыкальное народное творчество Примерная образовательная учебная программа по предмету по выбору: изучение духовых и шумовых народн
Сценарий конкурсной развлекательной программы для школьников, 6-9 класс
Опубликовано: 505 дней назад (19 декабря 2022)
Просмотров: 547
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!