Игра как способ мотивации познавательной деятельности
Познание невозможно без активности мысли, поэтому наиболее значительными для стремления к познанию являются процессы мышления.
Школьное образование требует от учителя владения широким спектром методов и способов обучения, в том числе и универсальными учебными действиями. Умения владеть и применять основные методики обучения позволят воспитать успешного и коммуникабельного ученика, владеющего критическим и креативным мышлением, находящего решения на поставленные задачи, с которыми приходится сталкиваться в современном мире. Образование XXI века сопровождается введением в школьную программу новых образовательных стандартов, направленных на формирование общей культуры, духовно-нравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, саморазвития и самосовершенствования обучающихся, обеспечивающих социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач. Знание содержания программ и учебников по другим предметам учителем, обращение к ним помогает ребенку сохранить ощущение единства и уникальности мира, повысить уровень знаний, умений и развить универсальные учебные действия, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений.
Очень важными среди прочих являются те, которые дают эмоциональные переживания, не оставляя места холодной рассудочности.
Поиск новых форм и приемов деятельности в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников.
Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм, в частности во внеурочной деятельности.
Применение игр способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников.
Однако удовлетворение одних познавательных потребностей ведет к возникновению новых, но эти потребности зачастую не возникают у детей сами по себе.
Отсюда необходимость создания определенных условий, побуждающих к познавательной активности. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей, условий, на наш взгляд, является интеллектуальная игра.
Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.
Положительные моменты игры:
1. Перерыв в повседневности
2. Выход в другое состояние души.
3. Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна.
5. Увлеченность: игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
6. Возможность создать и сплотить коллектив.
7. Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.
8. Понятие о чести.
9. Компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Игра дает романтизм.
10. Физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах предполагает обучение и применение в деле игрового умения.
11. Возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики.
12. Развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.
В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно.
В рамках внеурочной деятельности был реализован проект, рассчитанный на учеников основной школы (6-7 класс). Проект построен в виде мини-квеста, включающего 3 основные станции: Вокруг света, В яблочко и В поисках дома.
Ребята были поделены на группы, каждая из которых по маршрутному листу проходила станции. В случае успешного выполнения задания, ребята получали баллы, в результате подсчета которых выявляли победителя.
Игра способствует актуализации как полученных ранее знаний, так и проявлению практических способностей в конструировании катапульты и ее работы.
Рекомендуем посмотреть:
Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках обществознания