Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Активизация познавательной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроках обществознания

Статья: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания
Автор: Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания, МКОУ «Унъюганская СОШ №1», п. Унъюган, ХМАО-Югра
Назначение: данная статьям предназначена учителям обществознания и истории, а так же она будет интересна и другим учителям - предметникам, работающим в рамках ФГОС второго поколения.
Описание: в статье описываются приёмы для активизации познавательной деятельности на уроках обществознания из личного опыта и из опыта других учителей.
Цель: развитие познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания.
Задачи:
1. Способствовать созданию условий для учащихся, стимулирующих познавательную деятельность.
2. Познакомиться и овладеть соответствующими методическими приёмами, позволяющими развивать познавательную деятельность учащихся.
"Ученик на уроке устает не от деятельности, а от ее однообразия", - К.Д.Ушинский
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания.
Активизация познавательного процесса обеспечивает направленность образовательного процесса на развитие способностей учащихся самостоятельно добывать нужные им знания и навыки.
Современные дети очень изменились по сравнению с тем временем, когда основывалась на сегодняшний день действующая система образования. Принятие стандартов второго поколения продиктовано этими изменениями. Проведение обучения на основе технологии АМО (активные методы обучения) приводит к росту мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и формированию способностей. Творческий характер обучения, позитивный настрой учащихся выражают положительное действие и на педагога, позволяя долго сохранять работоспособность и доброе настроение.
В этой статье хочу поделиться приёмами для развития познавательной активности учащихся на уроках обществознания. Безусловно, они зависят от возраста ребят, материала, темы, особенностей класса. Все эти приемы возникли постепенно в течение работы, часть из них черпана из опыта работы других учителей, часть – из книг, методических пособий. Но все они нравятся ребятам и мне как учителю.
1. Разнообразные виды уроков.
Для развития познавательного интереса учащихся я использую разнообразные виды традиционных и нетрадиционных уроков: урок - презентация, урок – семинар, сюжетно – ролевая игра, инсценировки, пресс конференции. На уроках включаю творческие задания, составление опорных схем, кластеров.
Результат: учащиеся получают динамичные знания по предмету, у них формируются стойкие познавательные интересы, развивается умение самостоятельно решать возникающие проблемы, полученные знания применяются на практике (при подготовке к урокам-семинарам).

2. Межпредметные связи.
Большую роль в обучении играют межпредметные связи.
Цель: обеспечение взаимосвязи предметов общественно-гуманитарного и естественно – научного циклов.
С помощью межпредметных связей закладывается фундамент для комплексного подхода и решения проблем реальной действительности. Межпредметные связи выступают неизменным условием развития у учащихся интереса к знаниям, как обществознания, так и основ наук в целом. Применение на уроке дополнительных сведений усиливает познавательный интерес к предмету.
Организация учебно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей проводится как на отдельных уроках (чаще обобщающих, где темы, подчинены решению межпредметной проблемы), так нескольких тем различных курсов, или устанавливается взаимосвязь между предметами.
Основываясь на связи с другими предметами, при изучении обществознания раскрываются отношения «природа – человек», «природа – общество – труд».

Результативность:
Используя знания учащихся по географии, биологии, МХК и другим предметам, выявляются многие понятия и процессы, что ведет к неплохому усвоению учебного материала учениками, а соответственно повышению качества знаний. Важно с первых минут урока заинтересовать учеников. А значит надо ввести учащихся в тему урока так, чтобы они сами смогли выйти на её формулировку. На мотивационно-целевом этапе можно использовать небольшие притчи, которые помогают выйти на тему урока.
Приведу фрагмент урока в 5 классе по теме «Потребности человека».
- Я сейчас прочитаю вам притчу, вы ее внимательно послушай¬те и ответьте на вопросы.
- Спросили как-то трех каменщиков, работающих на стройке: «Что вы делаете?» Ответ первого был таков: «Я таскаю тяжелые камни». Второй ответил: «Я зарабатываю на хлеб для себя и своей семьи». А третий сказал: «Я строю храм».
—О чем эта притча?
—Почему у всех разные ответы? (У каждого из рабочих разные запросы, цели в жизни, т.е. разные потребности)
—О чём мы будем говорить на уроке? (о потребностях)
—Кто может назвать тему урока? ( Потребности человека)
Использование пословиц, афоризмов, высказываний великих людей помогают ввести учащихся в новую тему урока. Например, на уроке по теме «Безопасность жизни» цитата Ильи Шепелёва «Опасен не тот, кто вредит другим, а тот, кто вредит самому себе» ставит проблему перед учащимися, и в конце урока они должны либо согласиться, либо опровергнуть это высказывание.
3. Творческие задания

Цель: повышение интереса учащихся к предмету;
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
1) в составлении кроссворда по теме, использовании его для контроля знаний других учащихся;
2) в сочинении сказки или стихотворения, о каком – либо объекте;
3) в составлении буклетов по теме урока;
4) в создании пресс-листка, например: «Глобальные проблемы человечества» (Подобрать и оформить газетные статьи, материал из интернета, иллюстрации, доказывающие наличие глобальных проблем, наличие международных организаций занимающихся этими проблемами).
В начале каждого последующего урока идет обсуждение и оценка творческого задания, как автором работы, так и товарищами в классе.
Творческие задания дают возможность проявить себя каждому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают со схемами или таблицами, динамическими пособиями. Дети «гуманитарии» выбирают творческую работу: рассказ или стихотворение, буклет, написание эссе.
Вот какие стихотворения были сочинены учащимися к урокам обществознания по темам «Социальные роли», «Социальная служба», «Потребности».
Социальные роли.
Про социальные роли семьи надо знать,
Чтоб каждый свою роль смог выполнять.
Мы помощниками будем родителям,
Ну, а в школе будем слушать учителя.
Чтобы знания свои пополнять,
Для того, чтоб обучение продолжать.
Подрастём и будем трудиться,
А родители будут нами гордиться.

Социальная служба.
Если помощь семье нужна.
Кто её оказать готов?
Тема эта для нас важна?
«Да»- ответим без лишних слов.
А наступит трудный момент…
Что и как нам в семье решить
Социальная служба в ответ
К вам на выручку поспешит!
Очень важно знать и уметь,
Обратиться за помощью к людям,
Чтобы вовремя сделать успеть,
Так, чтоб после не было трудно.

Потребности.
Есть потребность в еде,
Есть потребность в жилье,
В дружбе есть и в общении,
Есть в любом увлечении.
Вот потребность в жилье-
Материальная.
А потребность в лечении-
Социальная.
А потребность в учёбе-
Духовная.

В 6 классе по теме «Глобальные проблемы современности» одна из учениц сочинила стихотворение
Берегите леса!
Берегите леса, берегите!
От пожаров, от злых людей!
Сохраните леса, сохраните!
Для своих любимых детей!
Сберегите лес для животных,
Ведь без леса им не прожить!
Окружите леса заботой,
Птицы гнёзда там будут вить!
Сберегите в лесу всё живое
И медведя, и муравья!
Это наше с вами родное,
Это наша родная земля!
Сберегите леса! Сохраните!
Не устанем мы говорить!
Сберегите леса! Сохраните!
В этом мире потомкам жить!

Пример творческого задания на уроке в 6 классе по теме «Сферы общественной жизни».
- Разделившись на три творческие группы, представить себя в роли обществоведов древности.
Задание для первой группы: представьте общество людей в виде пирамиды и презентуйте свою работу.
Задание для второй группы: представьте общество людей в виде часового механизма и презентуйте свою работу.
Задание для третьей группы: представьте общество людей в виде ветвистого дерева и презентуйте свою работу.
В результате выполнения творческих заданий повышается интерес к изучаемому предмету, облегчается усвоение учебного материала, включается в работу на уроке каждый ученик, возможен контроль каждого задания. Творческие задания дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают со схемами или таблицами, динамическими пособиями. Дети «гуманитарии» выбирают творческую работу. Чаще всего сочинения (эссе) – завершающий этап работы над той или иной темой, поэтому ученики выполняют это задание дома.
Всё это положительно сказывается для развития активизации познавательной деятельности учащихся.

4. Использование информационных технологий
Введение современных информационных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, даёт доступ к качественной информации, тем самым, уменьшая объем фронтальных форм организации деятельности школьников, а также преобладания речи учителя.
Цель: формирование навыков работы с информационно-образовательными ресурсами.
Использование информационных технологий в процесс обучения школьников позволяет решить такие задачи:
1. Обеспечить доступ к большому объему информации.
2. Использовать образно - наглядную форму представления изучаемого материала.
3. Реализовать поддержку активных форм обучения.
Информационные технологии разрешают по-новому использовать на уроках обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет использовать учащимся в творческой деятельности всевозможные источники информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учащимися установленной суммы знаний, но и формирование у них навыков самостоятельной работы. Практика показывает, что учащиеся, активно использующие навыки самостоятельной работы, овладевают более значительным уровнем умений и навыков при ориентации в потоке информации, выделяют главное, систематизируют и обобщают.Презентация позволяет иллюстрировать проходимый учебный материал. Например, при изучении многих тем я использую электронные учебный материал, видеофрагменты по темам изучаемого курса. Учащиеся составляют презентации по интересующим их вопросам темы.
В изучении курса обществознания использую следующие формы работы: доклады, рефераты, разработка творческих проектов. Использование Интернета позволяет учащимся расширить объем получаемой информации для самостоятельной работы и ее использования в изучении курса обществознания.
При работе над презентацией школьники должны провести предварительно научно-исследовательскую работу, использовать большое количество различных источников информации, что разрешает избежать шаблонов в разработке творческого проекта.
Методика разработки творческого проекта заключается в следующем: после изучения темы учащиеся готовят соответствующие презентации. Данная работа может занять продолжительное время, что позволяет школьникам благополучно осуществить решение поисковых, исследовательских задач.
Этот вид учебной деятельности способствует развитию логического мышления, творческих умений, навыков.
В процессе показа презентации учащиеся приобретают опыт публичных выступлений. Элемент соревнования повышает самооценку ученика, что позволяет развить и сформировать его личностные качества в современном информационном обществе.
Результативность.
Использование ИКТ при изучении курса обществознания приводит к:
1.Повышению познавательного интереса, активизации творческих способностей.
2. Увеличению уровня использования наглядности на уроке.
3. Установлению межпредметных связей.
4. Развитию умения и навыков информационно-поисковой деятельности.

5. Исследовательская деятельность учащихся
Цель: приобретение учащимися первоначальных знаний и навыков исследовательской деятельности.
В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ. Учащиеся по заданному алгоритму действий проводят исследование, оформляют его в виде письменной работы (можно и на электронных носителях) и готовятся к презентации своего проекта. Приведу примеры проектов. Например:
Государственные праздники
Учащиеся могут спланировать и провести коллективное мини-исследование связи некоторых государственных праздников с историческими событиями и представить полученные результаты.
Профессии
Работая в группе с учебными и иллюстративными материалами (в том числе – информационными образовательными ресурсами), учащиеся могут составить список из 5-10 наиболее распространенных профессий, устно презентовать свой список. Они могут провести интервью с родителями и подготовить выставку «Все работы хороши».
Права детей
Учащиеся работают с информационными ресурсами, отбирают материалы, подготовят и проводят для родителей и других гостей иллюстрированную выставку «Имею право».
Результативность:
Повышается интерес к изучаемому предмету, облегчается усвоение учебного материала, включается в работу на уроке каждый ученик, возможен контроль каждого задания.

6. Использование игр на уроках обществознания.
Применение такого вида деятельности, как игра в процессе образования, объясняется тем, что ребенок получает удовольствие не только от положительного результата, но и от самого процесса. Применение игр возможно для всех школьных возрастов. Элементы игры можно включать в любую часть урока, многие игры не требуют специальной подготовки и их применение не сложно. Нужными условиями являются знание особенностей детей, ясно поставленные цели и умение учителя руководить игрой так, чтобы не «заиграться».

Игра «Отсроченная отгадка» позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание.
1 вариант игры. В начале урока учитель дает загадку (изумительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
2 вариант игры. Загадку (изумительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
Игра «Да - нетка» помогает в построении вопросов.
• Слово обществознание состоит из двух слов: общество и знание? (Да).
• Человек миллионы лет тому назад тоже был продуктом природы? (Да).
• В древности человек все делал в одиночку? (Нет).
• Совершенствование орудий труда и техники называют техническим прогрессом? (Да)
• Науки, которые изучают живую природу, – это общественные науки? (Нет).
• Общество – это объединение людей для совместной деятельности? (Да).
• Материальная культура включает в себя все созданное человеческими руками? (Да).
На следующий урок учащиеся могут сами придумать соответствующие вопросы по теме урока для проведения данной игры.
Например, вот такие вопросы были придуманы учеником 7 класса по теме урока «Права гражданина РФ»
• Если родители новорожденного – граждане РФ, то и ребенок является гражданином РФ. (Да).
• Документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт. (Да).
• У гражданина РФ есть права и нет обязанностей. (Нет).
• Гражданин РФ не обязан сохранять природу и ее богатства – это обязанность государства. (Нет).
• Права человека, полученные с рождения, называются естественными. (Да).
Продолжи рассказ.
В этой игре двое учеников должны по одному предложению рассказать материал изучаемой темы. Один начинает, другой продолжает. Выигрывает тот, чье предложение было последним, в то время другой уже не сможет больше ничего вспомнить.
Игра «Лови ошибку» позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Например, получают текст с ошибками по теме «Подросток в трудовых правоотношениях».
Работа с понятиями.
Учащимся индивидуально или по группам предлагается набор слов, из которых надо составить предложение, являющееся определением какого-нибудь понятия. Школьникам необходимо правильно составить предложение-определение и назвать понятие.
( Набор слов: наследие, социальное, существует, в течение, времени, культурное, которое, из поколения, передаётся, длительного, в поколение, и, традиция.)
Вот, что должно получиться.
Традиция - социальное и культурное наследие, которое передаётся из поколения в поколение и существует в течение длительного времени.

По теме «Трудовые правоотношения»
Вставить в определение пропущенные слова из предложенного списка (Квалифицированного, минимальный, максимальный, недельной, гарантируемый, месячной, неквалифицированного, рабочего, времени, выше, ниже, максимума, минимума).
…………. размер оплаты труда - это ……….законом размер ……. заработной платы за труд …………….работника, полностью отработавшего норму ………времени. Он не может быть …….размера прожиточного ……. трудоспособного человека.
Вот, что должно получиться.
«Минимальный размер оплаты труда - это гарантируемый законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени. Он не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека».
Желательно попросить ребят объяснить, почему именно этими словами они заполнили пропуски.
Прием «Смысловой ряд»
Например, на уроке по теме «Социальный конфликт» (8 кл.) учащимся нужно написать общее понятие к определённому ряду терминов.
• Война, драка, ссора, спор, революция (конфликт).
• Договор, совместное решение, взаимодействие (соглашение).
• Интернет ,телевидение, радио, газеты, (СМИ).
• Монотеизм, политеизм, язычество (религия).
• Закон, норма, порядок действий, этикет (правило).
• Принуждение, жестокость, угроза, давление (насилие).
Деловые игры.
Деловые игры - это средство обучения, изображающее ситуации, которые могут совершаться в современном мире. Такие игры, помогают решать практические задачи, учат сотрудничать и работать в группах, вырабатывать деловые качества.
Деловая игра «Я - предприниматель»

Задание №1
1. Придумайте название фирмы.
2. Какой товар она будет производить?
3. Изобразите рекламный ролик, рекламирующий ваш товар.

Задание №2
1. Что нужно сделать, чтобы организовать фирму?
2. Опишите ваши действия.
Задание №3
1. Представьте себе потенциального потребителя вашего товара.
2. Опишите его.

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
• для успешного преподавания обществознания необходимо знание психологических особенностей учащихся, поскольку именно это позволяет успешно выбрать правильные методы и приёмы преподавания истории;
• подростка привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность;
• важная задача учителя - обучить подростков способам выполнения новых форм учебной деятельности, не дать угаснуть интересу к ним;
• одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения;
• существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний.
• в целях качественного преподавания обществознания учитель должен опираться на познавательный интерес школьников, и, с целью развития познавательного интереса, учитель использует в своей деятельности инновационные технологии, которые положительно влияют на усвоение учебного материала и формируют устойчивый интерес к предмету.

Литература
1. Губаренко Ю. П. Игровые формы уроков истории и обществознания, журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №9, 2011.
2. Грицевский И. М., Грицевская С. Э. От учебника – к творческому замыслу урока, М., «Просвещение», 1990.
3. Дорошенко Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 937-943.
4. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителя. — М., 2001.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов / В. В. Давыдов, Драгунова Т. В., Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. — 2-ое изд. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по обществознанию "Идеал и ценности" 6 класс Правовые задачи по теме «Правонарушения» 9 класс Конспект урока по обществознанию на тему: Потребитель и его права, 9 класс Разработка урока обществознания в 9 классе на тему: Духовные основы общества

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Конспект дистанционного урока обществознания, 6 класс. Что такое экономика и бизнес

Зачётный тест по обществознанию для 7 класса по теме «Личность подростка»

Мероприятие в летнем пришкольном лагере с презентацией. Игра: Поле чудес | День пожилого человека: история праздника, традиции, поздравление
Опубликовано: 2998 дней назад (6 сентября 2016)
Просмотров: 7650
Рубрика: Статьи
+5
Голосов: 5
Мира Симеунович # 8 сентября 2016 в 00:08 +2
Здравствуйте, Римма Афанасьева! Вы предоставили замечательную, объёмную работу о роли учителя, овладевшего современными методическими приёмами, в развитии познавательной деятельности учащихся. Предоставленный Вами педагогический опыт очень богатый, думаю, что окажется полезным для многих педагогов. Вы приводите основные способы активизации познавательной деятельности учащихся (согласно со ФГОС и АМО): разнообразные виды уроков, межпредметные связи, творческие задания, информационные технологии, исследовательскую деятельность учащихся, использование игр на уроках обществознания. Ваша разработка очень хорошо продуманна и обоснована – Вы подчёркиваете цель каждого из приведённых способов, их результативность и примеры практических работ учащихся. Таким образом, цель и задачи Вашей работы выполняются: она способствует совершенствованию педагогов. С удовольствием голосую и желаю успехов!
Римма Ахатовна Афанасьева # 8 сентября 2016 в 04:40 +2
Благодарю Вас, Мира, за подробный анализ данной статьи. Самой интересно было искать материал к ней, так как многому приходится учиться. С уважением Римма.
Ирина Владимировна Жабина # 8 сентября 2016 в 13:08 +4
Здравствуйте, Римма Афанасьева!
Подробная и актуальная статья о приемах активизации познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания. Вам удалось обобщить свой опыт, опыт своих коллег и знания, полученные Вами из методических пособий. Представленные разнообразные приемы способствуют развитию интеллектуальных способностей учащихся, поддерживают познавательный интерес к изучаемому предмету. Создавая для своих учащихся условия, стимулирующие познавательную деятельность, Вы способствуете раскрытию личности каждого ученика, воспитываете в детях интерес и к обществознанию, и к образованию, и к учебе. Используя свои знания, опыт и творчество, у Вас, Римма Афанасьева, прекрасно получается спланировать и провести урок интересно, увлекательно, познавательно, современно, в соответствии с ФГОС второго поколения. Сама публикация оформлена грамотно, аккуратно Цель и задачи четко сформулированы, находят вое отражение в содержании статьи. Мне было интересно и приятно читать представленный материал. С уважением и голосом 4, И.В.
Ксения Анатольевна Атясова # 16 сентября 2016 в 09:47 +1
Здравствуйте! По Вашей печатной работе можно однозначно сказать, что в ее основу положен колоссальный труд. Статья грамотно построена, информативна, наглядна, а самое главное отвечает современным требованиям, которые постоянно совершенствуются. Я думаю, учащимся очень интересно на Ваших уроках. Голос.