Конспект урока по обществознанию на основной ступени образования по теме "Идеал и ценности"
Автор конспекта: Мишарина Вероника Александровна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ» п. Приозёрный, Республика Коми.
Описание материала: Данный конспект предназначен для обучающихся 6 класса по теме «Идеал и ценности». Материал направлен на усвоение содержания понятий «идеалы» и «ценности», развивать умение анализировать и систематизировать источники информации.
Эпиграф к уроку: "Идеал - это путеводная звезда.
Без нее нет твердого
направления,
а нет направления - нет жизни"
(Л.Толстой).
Цели и задачи урока: рассмотреть содержание понятий «идеал» и «ценности»; воспитывать чувства долга и чести; развивать умение анализировать и систематизировать источники информации.
Демонстративный материал: фотографии и иллюстрации выдающихся людей, ветеранов ВОВ, пионеров-героев ВОВ, участников локальных войн.
Оборудование урока: учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 6 класс, рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой, проектор, ноутбук.
План урока:
1. Что такое идеал?
2. Что такое ценности?
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами разговор о духовной сфере общества, на прошлом уроке вы познакомились с понятием «мораль» и нравственными ценностями. Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями «идеал», «идеальное», «идеалист», «идеализация». Но прежде чем, мы перейдём к изучению новой темы, проверим ваши знания по прошлой теме урока.
II. Проверка знаний.
Объясните смысл понятий «мораль», «моральный поступок», «безнравственный поступок».
Какова роль морали в жизни общества?
Какие последствия могут иметь для человека следующие поступки? (проверяем домашнюю работу в рабочих тетрадях на стр .74 задание № 3)
III. Изучение новой темы.
Ребята теперь я вам предлагаю прочитать в учебнике на стр.151 понятие «идеал» и выписать в тетрадях. Идеал (от франц. ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Он обозначает то, что кажется достойным подражания.
- А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему занятию :
"Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет твердого направления, а нет направления - нет жизни" (Л.Толстой).
- Что общего между этими определениями понятия "идеал"? (ориентир в жизни).
Для многих ребят 10-17 лет идеалом становятся современные певцы или артисты. Ребята создают клубы фанатов. Они подражают кумирам в одежде, в манере говорить, в поведении. Ходят на концерты, пытаются достать автограф и караулят своего героя у подъезда. Обратимся к рабочим тетрадям на стр. 77 задание № 4 . Ребята подумайте и ответьте на вопросы: Что привлекает подростков в их кумирах? Что может дать юным фанатам их увлечение? Чем движение фанатов может быть опасно для них самих и для окружающих?
У каждого времени свои герои. Для старшего поколениям образцом идеала, долга, совести и чести были герои гражданской войны, Великой Отечественной войны, подвиги пионеров - героев. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Послушайте историю и подвиг обычного мальчишки, вашего ровесника, Марата Казея, которому было суждено стать Героем Советского Союза...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою…Для Марата самым ценным в то время, когда шла война, была Родина, а его идеалом была свобода.
Ребята, а что для вас являются ценными в вашей жизни? Обратимся к рабочей тетради на стр.76. к заданию № 2. Обведите положения, которые являются ценными для вас в жизни, можете дополнить перечень положений.
Итак, ценности это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.
Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими. К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота, добро, польза.
Но иногда у человека происходит конфликт ценностей. Представьте такую ситуацию. Друг попросил прийти поддержать его на спортивных соревнованиях, а в школе к завтрашнему дню надо подготовить серьезное сообщение, материалов к которому дома нет. И ученик оказывается перед трудным выбором: пойти на соревнование поддержать друга или в библиотеку готовить сообщение? Любое решение неприятно, ведь хочется быть и хорошим другом, и успешным учеником. В жизни придется учиться делать выбор во многих ситуациях.
Обратимся к рабочим тетрадям на стр. 78 к заданию № 5 Подчеркните, что вы не сможете простить человеку, с которым дружите или кого уважаете. Объясните почему? (предательство, жадность, слабость характера, грубость, подлость) Дополните список.
И что бы вы себе никогда не позволили по отношению к другому человеку, которого любите и уважаете? (неопрятно выглядеть, говорить неправду, повысить голос, нагрубить, обмануть) Дополите список.
Итак, теперь вы сможете сделать вывод, что для вас является ценным в общении с близкими людьми.
IV. Рефлексия. Ребята я вам предлагаю закрепить наш материал с помощью верных и неверных утверждений, используя приём «инсерт», то что вы знали до изучения новой темы и то, что вы узнали после изучения новой темы.
1. В человеке может присутствовать только одно начало: материальное или идеальное (да, нет)
2. Идеальное - нечто совершенное, соответствующее идеалу (да, нет)
3. У каждого поколения свои идеалы (да, нет)
4. У каждого времени свои ценности (да, нет)
А теперь попробуйте составить синквейн на тему «Идеал и ценности».
Например, на слово «ценность»
ценность
значимый важный
является берегут ценят
полезность предмета для потребителя
польза
Подведем итоги
На поведение людей влияют идеалы и ценности. Идеалы - это образцы для подражания, нечто совершенное. В качестве идеала могут выступать реальные люди или вымышленные герои, общественные идеи и ценности. Ценностями называют все предметы, явления (духовные и материальные), которые бывают для человека важными в его жизни. Существуют общечеловеческие ценности, которые считались важными всегда.
V. Домашнее задание
Прочитать параграф 23 на стр. 151-157, выполнить практикум № 1 на стр. 157 (мини-исследование).
Список литературы:
1. А.И. Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание» 6 класс,М.2012г.
2.И.С.Хромова Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание» 6 класс,М.»2012г.
Рекомендуем посмотреть:
Правовые задачи по теме «Правонарушения» 9 класс
Конспект урока по обществознанию "Домашнее хозяйство", 6 класс
Конспект урока по обществознанию на тему: Потребитель и его права, 9 класс
Разработка урока обществознания в 9 классе на тему: Духовные основы общества
Похожие статьи:
Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»
Конспект дистанционного урока обществознания, 6 класс. Что такое экономика и бизнес
Зачётный тест по обществознанию для 7 класса по теме «Личность подростка»
Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»