Конкурсы

Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»

Программа элективного курса по обществознанию

Автор: Косова Елена Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Оборонинская сош» п. Мордово Тамбовской области

Программа элективного курса рассчитана на 34 ч. для обучающихся 9-11 классов в рамках предпрофильной и профильной подготовки, углубленного изучения курса обществознания. Предназначена для учителей истории и обществознания общеобразовательных учреждений.

Пояснительная записка

В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина, способного понимать, что порядок, необходимый нашей стране, может быть только порядком, основанном на праве. Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний, но и определяли поведение человека.

Курс «Изучаем Конституцию» рассчитан на  34 часа изучения в 9 -11 классах.

Цели: воспитание гражданина демократического общества посредством формирования представления о мире, государстве, о социальных отношениях между людьми

Задачи:

- систематизировать знания учащихся в сфере права;

- способствовать осознанию того, что Конституция РФ является основным законом страны, сочетающим закрепление правовых и политических основ нашего государства;

- дать учащимся представление о том, что Конституция является основным ориентиром по политико-правовым проблемам в российском обществе;

- донести до учащихся, что ныне действующая Конституция полностью согласуется с международными нормами в области прав человека;

- углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений. 

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

- самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений;

- представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций результатов исследований;

- обсуждение результатов исследований, участие в семинарах, дискуссиях, деловых играх.

Основные методы работы:

- эвристическая беседа;

- лекция;

- дискуссия;

- сюжетно-ролевая игра;

- «мозговой штурм» и др.

Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий), творческие работы.

Измерителем обученности учащихся могут быть:

- проблемные задания, обобщающие вопросы;

- эссе;

- тесты и др.

Учебно-тематический план

 Наименование темы

Всего часов

Лекции

Семинар

Форма контроля

1.

История появления Конституции. Конституции зарубежных стран

1ч.     

0,5 ч.    

 0,5ч.      

План-конспект

2.

Конституционные права и свободы

6ч.

3 ч.

3 ч.

Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исслед.работа

2.1.

Личные и политические права

2 ч.

1 ч.

1 ч.

2.2.

Социально-экономические права

2  ч.

1 ч.

1 ч.  

2.3.

Культурные права. Обязанности Граждан РФ.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

3.

Федеративное устройство

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа

3.1.

Субъекты Федерации

2 ч.

1 ч.

1ч.

3.2.

Разделение властей и условия их взаимодействия.

2 ч.

1 ч.

1 ч.

4.

Избирательная система РФ

4 ч.

2 ч.

 2 ч.

Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа

4.1.

Избирательная система. Принципы избирательного права.

 2ч.

1ч.

 1 ч.

4.2.

Виды избирательных систем

1 ч.

0,5 ч.

 0,5 ч.

4.3.

Избирательный процесс

1 ч.

0,5 ч.

0,5 ч.

5.

Президент РФ

6 ч.

3 ч.

3 ч.

Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа

5.1.

Порядок выборов и вступление в должность

2 ч.

1 ч.

1 ч.

5.2.

Правовой статус Президента

2 ч.

1 ч.

1 ч.

5.3.

Полномочия Президента

2ч.

1ч.

1 ч.

6.

Федеральное собрание

4 ч.

2 ч.

2 ч.

Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исслед.работа

6.1.

Совет Федерации

2 ч.

1 ч.

1 ч.

6.2.

Государственная Дума

2 ч.

1 ч.

1 ч

7.

Правительство РФ

4  ч.

2 ч.

2 ч.

Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа

8.

Судебная власть в РФ

4 ч.

2 ч.

 2 ч.

Проблемные задания, эссе, сообщения, тесты, исследовательская работа

9.

Местное самоуправление. Заключительное занятие.

1 ч.

 

1 ч.

«Круглый стол»

Программа курса ( 34 ч.)

1. История появления Конституции. Конституции зарубежных стран  (1 ч.)

Понятие и юридические свойства конституции. Сущность конституции. Истоки конституционализма. Первые попытки введения конституции. Советские конституции. Основные черты Конституции РФ.

2. Конституционные права и свободы (6 ч.)

Понятие и классификация конституционных прав и свобод. Юридические свойства прав и свобод. Личные и политические права. Социально-экономические права. Культурные права. Обязанности Граждан РФ.

3. Федеративное устройство (4 ч.)

Разновидности субъектов. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Принципы разделения властей.

4. Избирательная система РФ (4 ч.)

Избирательная система. Принципы избирательного права. Виды избирательных систем. Избирательный процесс.

5. Президент РФ (6 ч.)

Становление института Президента РФ. Порядок выборов и вступление в должность. Правовой статус Президента. Полномочия Президента. Правовые акты Президента. Основания досрочного прекращения полномочий.

6. Федеральное собрание (4 ч.)

Федеральное собрание и его место в системе органов государства. Состав и порядок формирования Совета Федерации. Полномочия Совета Федерации. Компетенция Государственной Думы. Законодательный процесс.

7. Правительство РФ (4 ч.)

Правительство РФ – исполнительный орган государственной власти. Состав и порядок формирования Правительства РФ. Полномочия Правительства РФ. Организация деятельности Правительства РФ.

8. Судебная власть в РФ (4  ч.)

Конституционные принципы осуществления судебной власти. Конституционный суд. Верховный суд. Высший арбитражный суд.

9. Местное самоуправление (1  ч.)

Понятие о местном самоуправлении. Функции местного самоуправления. Органы местного самоуправления. Основы деятельности.

Литература

1. Алиасберг Н.И. Права человека в свободной стране: учебное пособие по правоведению для 8-9 классов. – СПб.: Специальная литература, 1998.-480 с.

2. Варывдин В.А. Учебно-методический комплекс. Основы права.- М.:1999

3. Ищенко В.М. Изучаем Конституцию РФ.- Чебоксары, 2007.- 108 с.

4. Конституция Российской Федерации.- М., 2007

5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России.- М., 2009.

6. Пронькин В.Н., Гутников А.Б. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Изд-во Санкт-Петербург, 2000, 512 с.

Рекомендуем посмотреть:

Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана

Конспект дистанционного урока обществознания, 6 класс. Что такое экономика и бизнес

КВН по истории Казахстана

Зачётный тест по обществознанию для 7 класса по теме «Личность подростка»

Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»

Кушнарь Евгения Генриховна # 10 июля 2013 в 02:43 +2
Хорошее содежание. Все логично и последовательно.Единственно, что для изучения ряда вопросов явно маловато времени. Еще хотелось бы увидеть ученические эссе как творческий продукт работы элективного курса.
С уважением ЕГ
music
Айгуль # 10 февраля 2014 в 10:59 0
Настоящая находка! Спасибо, Елена Александровна! Очень актуальный материал - то, что нужно: логика, содержание, освещение самого необходимого; можно варьировать каждому учителю, конечно, но, самое главное, что Вы дали основу - позволили сэкономить время 9всегда не хватает его). Благодарю!!!
Светлана Николаевна # 11 марта 2014 в 18:09 0
Хорошая разработка. Только ошибка в фамилии автора учебника,Элиасберг Н.И.
Уварова Наталья Алексеевна # 28 мая 2014 в 22:35 0
Курс актуален на сегодняшний день - Конституции 20 лет. Конституционное право один из сложных тем. Данный курс поможет разобраться учащимся с теорией.
Ирина Александровна Илларионова # 6 октября 2014 в 23:56 0
Всегда ломаю голову как заинтересовать детей такой сложной темой: конституция, политика и т.д. Может еще бы добавила практические задания и примеры из жизни, пусть ставят себя в проблемную ситуацию и выходят из нее, благодаря знанию конституции, а так прекрасный курс.
Юлия Ивановна Бессонова # 27 октября 2014 в 18:34 0
Неплохая программа. Сама разрабатывала много элективных курсов по разным темам. Только неплохо бы было разнообразить формы проведения занятий. Спасибо за опыт.
Оксана Владимировна Мешкова # 5 ноября 2014 в 22:09 0
Добрый вечер, Елена Александровна!Хорошая, содержательная разработка. Спасибо!
Ольга Владимировна Кораблева # 9 ноября 2014 в 12:28 0
Здравствуйте, Елена Александровна!Какое совпадение - я тоже веду факультативный спецкурс в рамках правоведения "Конституция", у меня похожее планирование, единственное, что могу добавить от себя - больше уделяю внимания сравнению Конституции СССР и Конституции РФ, а еще детям интересна история становления самой Конституции, первая Конституция, в каком государстве появилась, с чем это связано, т.е. рассматриваем и исторический аспект.Спасибо!!
Амина Ягфаровна Каримова # 1 декабря 2014 в 22:17 0
Коротко и четко! Спасибо!Согласна с тем, что неплохо бы разнообразить формы работы. Например, проектные работы, как итоговая работа.
Светлана Сергеевна Кейль # 7 апреля 2015 в 16:37 +1
Здравствуйте Елена Александровна. Конституционные основы российского общества я веду в рамках обществознания только второй год. Есть сложности с планированием. На ваша таблица выручила. Спасибо.
Анастасия Сергеевна Смирнова # 14 апреля 2015 в 19:52 +1
Елена Александровна, спасибо за грамотную и лаконичную разработку! Такой элективный курс позволит старшеклассникам успешно освоить раздел "Конституционное право" при подготовке к ЕГЭ.
Кириллова Людмила Анатольевна # 26 сентября 2015 в 20:44 0
Большое спасибо за такую развернутую работу. Долго искала подобный материал, т.к. сама веду данный элективный курс.Программа доступна, понятна, соответствует требованиям.
Ольга Игоревна Святова # 26 сентября 2015 в 23:57 0
Добрый вечер! Элективный курс очень интересный и плодотворный!!! Полезный опыт. Спасибо за готовый курс! Все доступно, ясно и грамотно. Спасибо.
Инна Аркадьевна Захарова # 2 ноября 2015 в 20:07 +1
Хорошая, содержательная разработка. Представленный материал актуален, имеет практическую значимость. Доступен для использования и интересен. Спасибо за Ваш опыт работы!
Артем Кузнецов # 19 февраля 2016 в 08:44 +1
Мне разработка понравилась. Полностью копировать её, конечно не буду, но за основу своего элективного курса взять можно, а также можно использовать как план самоподготовки учеников по данной теме. Срасибо за материал.
Ольга Валентиновна Черняк # 23 февраля 2016 в 16:45 +1
Спасибо большое за интересный и полезный материал. Данный элективный курс позволит учащимся освоить довольно сложный материал Конституционного права. Успехов вам!
Галина Валентиновна Неплюева # 4 апреля 2016 в 20:32 +1
Спасибо за очень полезный курс. Для меня существовала проблема в преподнесении дополнительного материала по разделу Конституция и конституционное право. Обязательно воспользуюсь вашим элективным курсом.
Наталья Владиславовна Шарова # 28 июля 2016 в 20:08 0
Возьму на вооружение распределение часов на темы. Считаю, что формы проведения занятий вполне логичны.Хотелось бы подробнее узнать о темах исследовательских работ. Как в рамках данного курса, при незначительном количестве отведенного времени можно продуктивно заниматься ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ работой, которая требует серьезной подготовки, затрат времени и сил.В целом очень полезный курс для подготовки к ГИА
Любовь Александровна Прилепская # 23 ноября 2016 в 19:37 0
Ценная находка для меня. Благодарю Вас за столь ценный материал. Позвольте взять на вооружение. В следующем году году разрабатываю элективный курс подобный, для очень важно распределение часов. У Вас все доступно и подробно расписано.