Методическая разработка обобщающего урока истории
Автор-составитель: Ибраева Жанар Шаймановна учитель истории Береговой средней общеобразовательной школы Качирского района Павлодарской области.
КВН «Ранние средневековые государства Казахстана»
Тип урока: урок обобщение знаний;
Форма урока: урок-викторина;
Задачи:
- повторение материала, закрепление знаний, умений, навыков;
- умение работать в команде, группе, развитие творческих способностей учащихся;
- усвоение игровых дидактик и правил игры.
Цели урока:
- систематизация и контроль знаний учащихся по истории Казахстана;
- формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения;
- на примере истории средневекового Казахстана, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.
Оборудование: карта «История Казахстана», плакат с названием игры “КВН”, исторические картины периодов, карточки, черный ящик, вопросы «Блиц – турнира».
Участники: ведущий, один помощник, две команды по пять участников, жюри, болельщики.
Домашнее задание: придумать название, герб своей команды, придумать представление команды выбрать капитана, приготовить кроссворд.
ПЛАН
I. Подготовительный этап.
II. Вступительное слово.
III. Ход игры.
IV. Подведение итогов.
I. Подготовительный этап.
Учитель разъясняет, как будет проходить игра. Определяются участники игры:
ведущий – задает вопросы командам, следит за временем, отведенным на обсуждение вопроса, отмечает в списке класса фамилию отвечающего (в качестве ведущего может выступить учитель);
две команды по пять человек – формируются из числа учеников класса. Члены команды занимают место за своим столом лицом друг к другу. В каждой команде определяется капитан, в функции которого входит обозначение готовности к ответу (поднятием карточки или световым сигналом) и назначение отвечающего;
зрители – остальные ребята. Они следят за ходом игры. Если обе команды неправильно отвечают на вопрос, ведущий может попросить помощи у зрителей.
Правила игры:
Ведущий задает командам вопрос. На его обсуждение отводится одна - две минуты. Право ответить на вопрос получает та команда, которая раньше подаст знак о готовности к ответу.
II. Вступительное слово ведущего
Ведущий: Здравствуйте, уважаемое жюри, команды и многочисленные болельщики! Мы приветствуем вас на викторине «Путешествие в Средневековый Казахстан». Одни считают Средние века временем упадка, варварства и жестокости. Другие, временем, когда расширялся круг народов, осваивались новые пространства, возникали замки, города, государства, сохранившиеся и поныне.. Казахская земля – колыбель многих древних цивилизаций. На степных просторах казахских степей возникали и исчезали государства, оставившие неизгладимый след в истории человечества. Государства, которые дали мировой цивилизации самобытную кочевую культуру. Со всеми государствами мы с вами уже познакомились. Назовите их. (Тюркский каганат, Западнотюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат, Огузское государство, Кимакского каганата).
Сегодня у нас будут соперничать две команды (представление команд и капитанов). Давайте пожелаем им удачи и поддержим аплодисментами!
Представляем строгое, но объективное жюри (представление жюри).
А начнём мы викторину с домашнего задания
ВНИМАНИЕ:
РАУНД 1 - «Приветствие команд!»
Уважаемые жюри оцениваем 1 раунд по 10 бальной шкале.
ВНИМАНИЕ:
РАУНД 2 - «Конкурс капитанов!»
Уважаемые жюри оцениваем 2 раунд по 1 балу за каждый правильный ответ.
Ведущий: Уважаемые капитаны! Действительно победа в следующем туре зависит только от вас. Мы приветствуем вас аплодисментами и просим пройти к нам. Внимательно послушайте задание.
Викторина «Кто это?»
1. Кто является основателем Тюркского каганата (Бумын)
2. Кто является основателем Западно-Тюрсккого каганата (Дато)
3. Кто из известных ученых востоковедов указал причины переселения согдийцев в Жетысу (Бартольд)
4. При каком хане карлукского каганат произошло массовое принятие исламской религии (Сатук Богра хане)
5. Кто является основателем государства Караханидов (Сатук Богра хане)
6. Кого у Огузов называли Сюбаши (военачальник)
7. Кто из персидский историков утверждал, что в кимакское объединение входило семь племен? (Гардези)
8. Кто из историков дал определению термина жатаки (Махмуд Кашгари)
9. Кого у Огузов называли хатун (жена правителя)
10. Кому из правителей был присвоен титул «Ельхан» (Бумын кагану)
11. В структуре средневековых городов «Рабад» означает? (окраина города где живут торговцы и ремесленники)
12. Что такое сардоба? (купольное сооружение над колодцами)
(Капитаны дают ответ, жюри подводит итоги.)
ВНИМАНИЕ:
РАУНД 3 - «Блиц-тур!»
Уважаемые жюри оцениваем 3 раунд за каждый правильный ответ 1 бал.
Ведущий: «Блиц-тур» – это соревнование в целом команды и каждого участника в отдельности. «Блиц-тур» проводится в быстром темпе «вопрос – ответ». Если участник одной команды неправильно отвечает на вопрос, право ответа переходит к другой команде.
Вопросы «Блиц-тура»:
1. Отрезок времени, равный 100 годам (Век)
2. Кочевые арабы (Бедуины)
3. Хозяйство, где ничего не продаётся и не покупается (Натуральное)
4. Священный город христиан (Иерусалим)
5. Священный город мусульман (Мекка)
6. Сбор в пользу государства (Налог)
7. Основатель Тюркского каганата (Бумын)
8. Основной вид хозяйства у народов проживающих на территории средневекового Казахстана (полукочевое и кочевое скотоводство)
9. Столица Западно-тюркского каганата (Суяб)
10. Столица Тюргешского каганата (Суяб)
11. Из скольки племен состоит племенной состав Карлукского каганата (9)
12. Столица Огузского каганата (Янгикент)
13. Титул правителя Огузского каганата (джабгу)
14. Летописное сказание Огузов («Огузнаме»)
15. Обедневшие скотоводы , ведшие оседлый образ жизни (Жатаки)
Ведущий: Уважаемые участники и болельщики! Сейчас жюри сообщит нам результаты «Блиц-тура» и общий итог.
ВНИМАНИЕ:
РАУНД 4 - «Загадка из Средних веков»
Уважаемые жюри оцениваем 4 раунд по 10 бальной шкале.
Ведущий: IV тур называется «Загадка из Средних веков» конкурс на знание фактического материала. Каждой команде вручается конверт, где находится задание. Ваша задача, как можно быстрее открыть конверт, прочитать задание, обсудить варианты и дать правильный ответ.
Карточка 1. капитан : Букаева Рима
Предоставить информацию о Тюркском каганате (552-603 гг)по схеме:
Время существования. Титул правителя и имя основателя. Хозяйство. Культура
Карточка 2.капитан: Зубрицкий Коля
Предоставить информацию об Огузском государстве (9-11 века) по схеме
Время существования. Титул правителя и имя основателя. Хозяйство. Культура
(Представители от команд дают ответы, жюри оглашает результаты.)
ВНИМАНИЕ:
РАУНД 5 - «Что находится в шкатулке».
Шкатулка для 1 команды
1. Биологи бы назвали это средой обитания живых организмов. Историки считают, что это собственность, передаваемая по наследству. Экономисты называют это фактором производства. Что в шкатулке? (земля)
2. Однажды греческий посол прибыл в Персию ко двору Артаксеркса. Послу шепнули: «Поклонись правителю всех персов до земли, иначе не заметит». Однако не в обычаях гордых греков кланяться чужим царям. Ситуация: кланяться не хочется и не кланяться нельзя, иначе переговоры не состояться. Приближаясь к трону, он выронил это и наклонился. Что находится в шкатулке? (перстень).
Уважаемые жюри оцениваем 5 раунд по 5 бальной шкале.
РАУНД 6 - Игра «Да-нет»
1. Тюркский каганат был создан в 553 г. (да)
2. Основателем Тюркского каганата был Бумын каган (да)
3. Основным видом хозяйства Тюрского каганат являлось земледелие (нет)
4. Столицей Зап. Тюркского каганата был город Имакия (нет)
5. Первым правителем Западно-Тюркского каганата был Дато (да)
_______________________________________________________
1. Столицей Тюргешского каганата был город Суяб (да)
2. В состав Карлукского каганата входили 10 племен (нет)
3. Карлуки разгромили Уйгурский каганат (да)
4. Огузы состояли из 13 племен (нет)
5. Столицей Огузского государства был город Суяб (нет)
III. Подведение итогов.
Ведущий: Вот и закончилось наше «Путешествие в Средневековье». Мы надеемся, что вы узнали для себя много нового и интересного об этой противоречивой эпохе. Игра была захватывающая, полная радостей и переживаний. И вот, наконец, настал момент награждения победителей!
(Под аплодисменты проходит награждение команд.)
1. Жюри подводят итоги.
2. Вопросы для учащихся:
- Удачно ли прошла игра?
- Кто из участников дал больше правильных ответов?
- Где можно использовать знания, полученные на уроке?
ПРИЛОЖЕНИЯ
Бланк для жюри
Команды
|
1 раунд
|
2 раунд
|
3 раунд
|
4 раунд
|
5 раунд
|
6 раунд
|
итог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бланк для жюри
Команды
|
1 раунд
|
2 раунд
|
3 раунд
|
4 раунд
|
5 раунд
|
6 раунд
|
итог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карточка 1. капитан : Букаева Римма
Предоставить информацию о Тюркском каганате (552-603 гг)по схеме:
Время существования. Титул правителя и имя основателя. Хозяйство. Культура
Карточка 2. капитан: Зубрицкий Коля
Предоставить информацию об Огузском государстве (9-11 века) по схеме
Время существования. Титул правителя и имя основателя. Хозяйство. Культура
Рекомендуем посмотреть:
Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана
Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года
Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»
Народный костюм – средство раскрытия образа русского крестьянина и крестьянки
Конспект урока права в 10 классе