Автор: Пирогова Надежда Леонидовна, учитель письма и развития речи ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская школа - интернат», с. Казанское, Сернурский район, Республика Марий Эл
Реферат «Народный костюм – средство раскрытия образа русского крестьянина и крестьянки»
Содержание
I. Введение.
II. Основая часть.
1) Народный костюм - средство раскрытия образа русского крестьянина и крестьянки
2) Особенности традиционного костюма в разные периоды времени.
3) Эволюция традиционного костюма.
III. Заключительная часть.
Ценность русской крестьянкой одежды для современного моделирования.
IV. Список литературы.
Введение
Для чуткой души встреча с народным искусством притягательна сама по себе. Цель моей работы - познакомиться с историей народного костюма и проанализировать, как в течение времени он изменялся.
Народный костюм, необычайно красивый, яркий, радостный заслуживает продолжения своей жизни и сегодня. Он помогает украсить нам быт, вернуть праздничность улицам деревень и городов, незаменим в наше время особенно дома и на отдыхе.
Магическая сила русского народного костюма столь велика, что чем пристальнее изучаешь его, тем больше поражаешься присущей ему удивительной гармоничности.
Цвет, форма, орнамент - все необходимо, целесообразно. Лебедушкой становилась русская женщина, принарядившись в сарафан, понёву, запан.
Основная часть
Образы русского крестьянина и русской крестьянки наиболее полно раскрываются средствами народного костюма. Каждый элемент одежды в русском костюме характерен и позволяет создать единый ансамбль - образ человека сильного, крепко стоящего на земле, чувствующего красоту и гармонию этой земли, внимательного к ней и ее богатству.
В целом, русский крестьянский костюм отличают: малорасчлененные формы, простой силуэт, общая массивность костюма, нарастающая книзу (полосы, вышивок, тяжелая массивная обувь).
Для русского костюма характерны скрытость естественных форм, статика фигуры.
Прошли столетия, многое изменилось, но слова, называвшие предметы обуви и одежды, дошли до нас. Мы употребляем их в речи, даже не подозревая о том, какая у них история. Мы должны иметь представления не только об истории страны, но и об истории одежды, обуви, головных уборов наших предков.
Одежда на Руси имела основной народный костюм, а по характеру и крою была одинаковой для всех сословий. Различными были качество материи, отделка, украшения. Одежда богатых людей была длиннее, шире. Русский традиционный костюм стал складываться в XII-XIII веках. Одним из элементов этого процесса формирования нации была одежда древних руссов - славянского населения Восточной Европы, общего предка русских, украинцев и белорусов. Костюм соответствовал образу жизни народа-земледельца. Вплоть до начала XVIII века он удовлетворял все слои русского общества.
Реформы императора Петра Первого в политической, экономической и социальной сфере принесли в Россию и новый костюм европейского образца. Лишь крестьяне сохраняли верность традиционному костюму вплоть до конца XIX века, когда стали утрачиваться черты патриархальности в результате крестьянской реформы 60-х годов XIX века.
Традиционный костюм, распространенный на огромной территории расселения русского народа был достаточно разнообразен. Особенно это относится к женскому костюму этнографы выделяют четыре комплекса женской одежды на территории России:
- с понёвой,
- с сарафаном,
- с юбкой - андараком,
- с кубельком.
Первые два комплекса были основными, бытовали они на большинстве Европейской и Азиатской России. Комплексы же с андараком и кубельком имели ограниченное распространение.
Комплекс одежды с поневой включал в себя рубаху, чаще всего с косыми поликами, поневу, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор типа сороки, украшения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетенную из лыка или кожаную. Этот костюм носили в южных губерниях Европейской России: Воронежской, Калужской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Орловской, Смоленской. Его принято считать как более древним у восточных славян. Ученые предполагали, что его основные части - рубаха, понёва, кичкообразный головной убор - уже были составляющими женского костюма в период формирования древнерусской народности, то есть в VI-VII веке.
Комплекс одежды с сарафаном состоял из рубахи с прямыми поликами или без поликов, сарафана, душегреи, головного убора на жесткой основе типа кокошника, кожаной обуви.
Этот комплекс был широко распространен на территории расселения русского народа. Сарафаном в 14 веке называли особый вид мужской верхней одежды. Поэтому так стали называть женскую одежду. Он бытовал на Севере Европейской России, в губерниях Поволжья, на Урале, в Сибири, на Алтае.
В XIX веке шло его проникновение в Южную Россию, где он вытеснял комплекс одежды с поневой. Характерные черты этого комплекса ярко проявлялись в одежде, бытовавшей на Русском Севере: в Архангельской, Новгородской, Вологодской, Олонецкой губерниях, в северных уездах Костромской, Нижегородской, Тверской, Ярославской губерний. Комплекс одежды с сарафаном сформировался в XV-XVII веках, т.е. в период централизации Русского государства. В этот период он распространяется среди крестьян, хотя в южных районах крестьянки продолжали носить старинный костюм с поневой.
Комплекс одежды с юбкой-андараком включал в себя рубаху с прямыми поликами и отложным воротником, шерстяную юбку, корсетку, широкий пояс, головной убор в виде кокошника. Такой костюм носили женщины в селах так называемых однодворцев, т.е. потомков служилых людей, присланных в XVI-XVII веках для защиты южных границ Русского государства, которые располагались в Рязанской, Орловской, Курской, Тамбовской, Смоленской губерниях. Он появился в Южной России в XVI-XVII веках и был принесен сюда из-за литовского рубежа, откуда вербовались служилые люди.
Комплекс одежды с кубильком (кубельком) был распространен для одежды донских казаков и казачек Северного Кавказа. Он представлял собой платье, сшитое в талию, надевавшееся поверх рубахи с широкими рукавами. Платье носили с длинными штанами и вязаным колпаком или шапкой. Такой костюм бытовал в XVII- первой половине XIX века. Считается, что он был заимствован казачками у народов Северного Кавказа в эпоху формирования донского казачества, т.е. в XVI-XVI I веках.
Мужской костюм общеславянский в своей основе был единообразен на всем пространстве, заселенном русским народом. Составляла его туникообразная рубаха с косым разрезом ворота (косоворотки), неширокие штаны, кожаная обувь или плетеная из лыка, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.
Считается, что рубаха-косоворотка распространилась у русских в послемонгольское время (не ранее 15 века), вытесняя старый вид рубахи -туникообразной с разрезом ворота посредине груди, которая в 19 веке составляла основу костюма украинцев и белорусов.
Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной, полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых, фабричные ткани широко использовались на русском севере, в центральных губерниях Европейской России и с конца XVIII века местами в Сибири. Наибольшее же распространение в народном быту они получили с конца XIX века.
Верхняя одежда, называвшаяся при выходе на улицу зимой, весной и осенью, была одинаковой и для мужчин и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений.
По всей России мужчины и женщины зимой носили шубы и полушубки мехом внутрь, крытые тканью или нагольные. Весной и осенью - суконные кафтаны, зипуны, поддевки. Отправляясь в дальнюю дорогу, повсюду надевали зимой поверх шубы тулуп, а в весенне-осеннюю погоду - армяк. Зимней обувью служили валенки из овечьей шерсти. Валенки с пришитым суконным голенищем были известны русским с древности. Шапки преобладали вяленые из шерсти. Наиболее распространенной была высокая шапка «грешневик». Зимой ходили в овчинных шапках разных фасонов (треухи, малахаи, шубенки, папахи). У казаков меховые шапки (кубанки, папахи) служили головным убором и летом и зимой. В конце 19 века повсеместно распространились матерчатые картузы с козырьком.
Костюмы, бытовавшие в разных губерниях, уездах, часто обладали ярко выраженными местными чертами. Они проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений. Этнографы XIX века отмечали, что место жительства крестьянки, приехавшей в город на ярмарку, определялось с первого же взгляда по ее костюму: орнаменту рубахи, цвету, манере ношения поневы, цвету пояса, способу завязывания обор лаптей и другим деталям одежды.
Мужской костюм более унифицированный, чем женский, также имел свои местные варианты. Четко различалась одежда детей, взрослых, стариков, хоостых парней и девушек, женатых и замужних, вдовых, солдаток, старых дев. Детей до пяти-семи лет обычно одевали одинаково. Мальчики и девочки ходили в рубахах, сшитых из родительских обносков, или донашивали одежду старших братьев и сестер. Рубаху дополнял пояс. Только в подростковом возрасте у ребенка появлялась одежда, указывавшая на пол. У мальчиков рубаха дополнялась штанами. Девочки получали возможность носить дешевые украшения: серьги, бусы, низанные из сухих ягод, косточек, плодов, в ход пускались и разноцветные ленточки. В будни основной одеждой девочки подростка была подпоясанная рубаха.
В праздники же она дополнялась сарафаном или юбкой. Верхней одежды дети и подростки не имели - по мере необходимости надевали одежду взрослых.
Костюм девушек и парней брачного возраста был сложнее детского. Составляло его большое количество вещей, сшитых обязательно из новой ткани, а для праздников - и дорогой фабричной ткани. Костюм девушек в губерниях, где был распространен комплекс одежды с сарафаном, состоял из рубахи, сарафана, душегреи, обычно кожаной обуви. Душегрея в некоторых селах могла заменяться передником, закреплявшимся над грудью или нарукавниками. В южнорусских губерниях, где преобладал комплекс одежды с поневой, девушки брачного возраста надевали поверх рубах или нагрудник (шушун, шушпан, костолан и т.п.) или сарафан.
Во все времена у моды были свои причуды. В XV веке ее «писком» были башмаки с необычайно длинными косами. Крестьянам разрешалось носить обувь с косами не более шести дюймов, в одном дюйме - 2,6 см, а горожанам 12 дюймов. Интересно то, что в старину не существовало левых и правых башмаков - они были одинаковы и годились на любую ногу. Исконно русской обувью женской и мужской считаются лыковые лапти и примитивные поршни (или моршни) из 1-2 кусков сыромятной кожи. Эта обувь считается специфически крестьянской. Во второй половине 19 в. - нач. 20 в. лапти были основной обувью бедняков. Лапти имели несколько вариантов, но наиболее распространенными были распространенными были русские и московские лапти с закругленными головками, выполненные косым плетением. Обувью и в праздники и в будни служили лапти с онучами или чулками, коты. Девичий костюм от костюма женщин других срцновозрастных групп отличался головным убором. Девушкам полагался головной убор, открывавший волосы сверху, что. позволяло видеть спускающуюся по спине косу. Девичьи волосы воспринимались крестьянами как символ красоты, невинности, брачных возможностей.
Костюм парней состоял из рубахи, подштанников, штанов, пояса, танки, в некоторых районах жилета или пиджака. Парни и девушки всегда имели специально для них сшитую верхнюю одежду для зимы, весны и осени.
Костюм, однако, не исчерпывался основными предметами, в него входит множество украшений. Девушки надевали серьги, бусы, кольца, цепочки, зарукавья, различного рода наспинные украшения, парни - цепочки, кулоны, кольца, шейные платки. Обилие украшений было характерной особенностью именно молодежного костюма.
Костюм взрослых, т.е. женатых мужчин и женщин, отличался от костюма парней и девушек. Замужние женщины носили головные уборы, полностью закрывавшие волосы, которые были заплетены в две косы или завязаны узлом. В южнорусских губерниях в состав женского костюма включалась понева, отсутствовавшая в девичьем костюме.
В мужском костюме отличия менее заметны. Они проявлялись, например, в манере ношения верхней одежды, головного убора, завязывания пояса и т.п. Одежда мужчин и женщин была меньше украшена, чем одежда холостой молодежи. Следует указать и на постоянное изменение покроя одежды, материала, цвета, отдельных деталей, насыщенности орнамента в одежде замужней женщины и женатого мужчины с возрастом.
Одежда стариков и старух приближается по своему типу к детской (половые различия в одежде стираются), она носится без всяких украшений и шьется из материй белого или темного цвета. Старухи надевали поверх рубахи вместо сарафана или поневы широкий балахон, нагрудник, передник с рукавами, которые были обычно перешиты из старых, ношеных вещей. Старики ходили в неподпоясанной рубахе, в одних подштанниках без штанов. НЕ полагалось старикам и праздничного костюма.
Вдовы, вдовцы, солдатки, как и старики, носили траурную белую и черную одежду без украшений. Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить поневу. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.
Еще большую вариантность костюму придавало его назначение. Праздничная одежда отличалась от повседневной и заключала в себе полный набор предметов, которые были определены местной традицией. Повседневный же костюм отличался большей простотой. Он состоял только из самых необходимых предметов одежды. Шилась одежда из домотканых тканей. Скудно украшались рубахи по вороту, манжетам; понева же украшалась только по подолу, а сарафан - только в верхней части. Рабочая одежда в своих основных чертах повторяла повседневную.