Была одежда и специального предназначения. Так, например, углежоги, смолокуры Вятской, Пермской губерний надевали для работы верхнишу - одежду из грубого холста с длинными рукавами, круглым воротом, длиной до середины голени. Охотники на русском севере, в Предуралье, отправляясь на промысел, наряжались в лузан - короткую куртку без рукавов с большим количеством карманов - и длинные мягкие сапоги - бахилы. Рыбаки из сел по Белому морю отправлялись на лов в олифанцах - одежде, пропитанной олифой.
Девушки и женщины Ярославской и некоторых других губерний во время сенокоса работали в одних подпоясанных рубахах - сенокосницах, кокосницах. Свободная и широкая, сделанная из прочных тканей, крестьянская одежда была приспособлена к выполнению различных сельскохозяйственных работ. Наряду с рабочей, повседневной, праздничной одеждой и русских крестьян была и обрядовая одежда, предназначенная для ношения во время исполнения обрядового действия: свадебная, похоронная, моленная. Обрядовый костюм отличался от обычного не столько набором входивших в него предметов, каким-либо особым покроем, сколько способом егр изготовления, цветом, манерой ношения того или иного предмета. Так, например, женская похоронная одежда - «смертяная», состоявшая из рубахи, сарафана, платка, чулок, изготавливалась из белого холста вручную, причем стежки швов были направлены от себя. Нити при шитье не закреплялись, узлы не завязывались.
В костюме дружки на свадьбе обязательно присутствовало полотенце, которое завязывалось по поясу или перекидывалось через плечо, в костюме жениха таким особо значимым предметом была ширинка, прикрепленная к шляпе.
Обрядовым мог стать также костюм или предмет одежды, головной убор, вышедший из употребления. Так в начале XX века обрядовым костюмом на русском севере становится «штофная пара» - праздничный костюм девушек начала - середины XIX века. Девушка - невеста обязана была надеть ее для причитания на девичнике.
Обрядовыми стали многие девичьи головные уборы, которые ранее считались праздничными: головодец, кочелок, венец и т.п. В конце XIX века они превратились только в головные уборы невестки.
Русский народный костюм на протяжении 150 лет, прошедших с конца XVIII века до конца 20-х годов XX века, заметно менялся. Процесс этот шел непрерывно: одни элементы исчезали, другие появлялись. Изменения происходили и вследствие внутреннего развития, и под воздействием внешних обстоятельств, прежде всего европейской моды. В XVIII веке ее влияние на народный костюм еще незначительно. Оно проявлялось в некотором облегчении праздничного костюма: например, в торжественных случаях, перестали носить несколько шуб одновременно, чебаки, надевавшиеся поверх кокошника, стали заменяться шалями, восточные шелковые, парчовые ткани уступили место тканям отечественного производства с орнаментом западноевропейского типа.
Включение в состав народного костюма элементов одежды европейского образца началось только в 20-30е годы. При заимствовании в большинстве случаев происходило органическое соединение национально-русских и европейских элементов.
Изменился русский костюм и под воздействием традиционной одежды соседних народов: норвежцев, немцев, аборигенов Сибири, Северного Кавказа.
Эволюция традиционного костюма проходила не только под влиянием внешних факторов, но и в следствие внутреннего развития. На протяжении
XIX - первой четверти XX века шла постепенная замена одних элементов костюма другими: сороки заменялись кокошниками, кокошники - повойниками, повойники - платками; сарафаны уступали место юбкам, кафтаны - поддевкам. Особенно заметно изменялся покрой одежды:
косоклинные сарафаны заменялись круглыми, верхняя одежда с цельной прямой спинкой - одеждой с клиньями, затем с фалдами, настала очередь и другого типа кроя: костюм стал подрезным по талии с пышными сборками на спине.
Заметно менялась ткань: домотканый холст, шерсть - уступали место фабричной, хлопчатобумажной ткани, шелку, сукну и другим новым для традиционного костюма тканям.
Особенно заметно меняется одежда крестьян после реформы 1861 г. Одежда из дешевых покупных материй, преимущественно из ситца, постепенно вытесняет собой домотканую одежду. Во второй половине XIX века быстро растет численность русского пролетариата, который формируется в основном из крестьянства. Попадая на фабрику, женщины и девушки некоторое время продолжали носить крестьянский костюм, но осень быстро переходили к городскому платью.
В Семеновской волости ... одежду, сшитую из материала домашнего изготовления, крестьяне начинают считать неприличною, особенно молодежь, потому что почти все, не исключая и девушек с пятнадцатилетнего возраста, живут на доработках на соседних бумагопрядильных и ткацких фабриках, где привыкли видеть людей, одевающихся в городские костюмы и, считая их лучшими, стараются им подражать... У девушек, живущих на фабриках или в услужении, непременной принадлежностью костюма является корсет.
В самом конце XIX века - начало XX века костюм, близкий к городскому, начинают носить многие крестьянки центральных промышленных районов и часть женского населения русского Севера. В черноземные земледельческие области такой костюм проникает гораздо позднее, в основном уже после Октябрьской революции. В начале он был праздничным, а по будням продолжали одеваться в старинную домотканую одежду.
Костюм, возникший в крестьянской среде под влиянием городских мод существовал в двух вариантах: в виде цельного платья и комплекса из сарафана на длинных лямках (позднее юбки) и кофты-баски с буфами на рукавах. Оба эти варианта костюма восходят и городским людям 80-90х годов.
Дальнейшие изменения городских мод долго не отражались на изменении покроя таких нарядов, и они оставались одинаковыми на протяжении десятилетий. От одежды горожанок крестьянские наряды отличались не только устойчивостью фасона, по большей яркостью красок: их шили по большей части из гладкого, подкладочного сатина, атласа сильных насыщенных цветов. Уменье создать настроение праздничности сочной яркостью нарядов, контрастно сочетающихся друг с другом - отличительная черта русской народной одежды конца XIX начала XX века.
Фонд терминов народной одежды огромен и разнообразен. Так, например, только на территории Сибири было зафиксировано 152 термина для обозначения верхней одежды, 85 - для обозначения обуви, 127 – для женских и мужских головных уборов. Среди терминов можно выделить общие для всей территории бытования, это рубаха, сарафан, юбка, понева, кокошник, повязка, платок, косынка, повойник, корты, шуба, полушубок, армяк, тулуп, сапоги, лапти, но одновременно существуют термины для обозначения фактически всех возможных вариантов того или иного предмета одежды. Так, сарафан, в зависимости от покроя, материала, цвета, происхождения, назывался по-разному: штофник, бархатник, пестрядинник, маренник, набивник, клиник, саян, костыч, ферязь. Женская и мужская обувь в зависимости от материала, кроя, назначения, места бытования тоже называлась по-разному: сапоги, бахилы, бутылы, коты, башмаки, черки, чирки, боторы, каныши, ичеги, уледи, упаки, коршни, неговани, скуты, обутки.
Женские рубахи, при господстве основного термина «рубаха», могли называться в зависимости от местности станушкой, воротушкой, чехликом, дол гору кавкой. Одним термином часто обозначалось несколько предметов или, наоборот, один и тот же предмет в разных районах России имел и разные названия. Так, шубкой называли верхнюю меховую одежду, сарафан, короткую теплую кофту с рукавами и душегрею. В то же время короткая женская одежда на лямках назвалась душегрея, коротека, коротенька, перо, шубка.
Предметы одежды европейского типа, вещи, заимствованные у соседей, входили в народный быт вместе со своим названием: верхняя одежда европейского типа спензель у русских получила название «пендель», «кенделюшка», пиджак - «спинжаком», «пенжаком».
Таким образом, русский традиционный костюм, известный нам по памятникам XVIII - первой половины XX века, представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры. В нем преобладали черты, возникшие на местной русской почве, восходящие к быту Древней Руси, но заимствование из костюма соседних народов и западноевропейского костюма, произошедшие на протяжении веков, заметно преобразила его. При этом характерной особенностью русского традиционного костюма остается многообразие вариантов одежды в зависимости от возрастного, социального фактора, специфики местной ситуации при сравнительной устойчивости основных комплексов.
После победы колхозного строя, когда в корне изменился облик старой русской деревни, традиционная крестьянская одежда исчезла почти полностью. Стирание граней между городом и деревней неизбежно приводит к сближению одежды сельского населения с современной одеждой жителей городов. Однако народное орнаментальное искусство, которым была так богата крестьянская одежда в прошлом, в наши дни не только не исчезла, но получает свое новое развитие в художественной промышленности.
Русская крестьянская одежда остается для нас ценнейшим памятником народного творчества.
В настоящее время русский традиционный более всего женский продолжает бытовать лишь в немногих районах центрально-черноземной
полосы (например, в некоторых районах Рязанской, Курской, Белгородской областей), Севера и Сибири (в Забайкалье). В большинстве случаев он сохраняется как праздничная одежда старшего поколения, реже - как наряд для праздничных гуляний девушек, а иногда и как свадебный костюм невесты. Архаические формы традиционной одежды удерживаются нередко и в похоронной одежде стариков.
Я попыталась показать русский народный костюм во всем его богатстве и разнообразии. В работе я рассмотрела предметы одежды, бытовавшие в конце XVIII - первой четверти XX века. Наряду с рубахой, поневой, нагрудником, тулупом, шубой, т.е. предметами, характерными еще для одежды Древней Руси и считающимися как бы исконно русскими, рассмотрела предметы, появившиеся в народном быту в более позднее время - в XVIII, XIX веках - сарафан, квадратный платок, треугольная косынка, картуз, фуражка.
В своей работе показала и названия вещей, заимствованные у других народов - ненецкие малица и совик, эвенкийские торбаза, башкирский малахай, а также предметы, характерные для европейского костюма, сложившегося в урбанистическом обществе - пиджак, жилет, капот и др.
Предметы одежды европейского типа, а также заимствованные из традиционного костюма других народов вошли в народный костюм и не могут быть изъяты из него ущерба для общей картины.
Я собрала сведения о назначении предмета одежды, его принадлежности определенной возрастной группе, материале, покрое, использовании в повседневной, праздничной, обрядовой жизни русского народа.
Русская крестьянская одежда в ее классических формах, в которых как бы сконцентрировался вековой опыт народа, и в наше время служит ценнейшим материалом для творчества художников модельеров.
Рубаха с прямыми коликами и широким сборчатым рукавом с ее благородной простотой линий и богатой игрой складок часто служила исходной формой для советских модельеров в их поисках новых фасонов женского и детского платья. Использовали модельеры и формы сарафанов, понев, видоизменяя их покрой согласно условиям современной технологии и требованиям моды.
Но самым ценным для современного моделирования являются основные принципы решения старинной русской одежды: целесообразность, гармоническая связь орнаментации с покроем, соответствие материала и формы.
Заключение
Народный русский костюм не только национальный памятник культуры, ибо он источник и для современного моделирования одежды, и для создания сценических образов в разных жанрах и видах искусства, он является ярким воплощением народного творчества. Совершенство формы и цвета, абсолютная целесообразность кроя, гармония вкуса и назначение вещи делают русский народный костюм не только произведением искусства, но и образом народа, отражением его мировосприятия, и воплощением его эстетических взглядов. При обезличке современного производства одежды приобрели актуальность образы и типы народного костюма. Красота, поэтичность, неуёмная фантазия, гармоничность цвета, целесообразность форм, простота кроя, мастерство исполнения одежды поражает во всех ее многообразнейших вариантах.
Постижение секретов всех возможностей костюма бесконечно, здесь нет предельных границ. И всегда можно найти что-то свое, и оно станет новым, если выражено высокими средствами изобразительного искусства и умелым мастерством.
Литература:
1. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. Авторы-составители: Н. Соснина, И. Шангина. - Санкт-Петербург «Исскуство - СПБ», 1999 г. - 400 с.
2. Русская народная одежда. И. П. Работнова, - Издательство «Легкая индустрия», Москва 1964 г.
3. Народы России. Энциклопедия. Главный редактор - В. А. Тишков. -Москва. Научное издательство. Большая Российская Энциклопедия, 1994 г.-479 стр.
4. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Культура. Автор-составитель: Н.В. Чудакова ACT-ЛТД, 1998 г. - 480 стр.
Рекомендуем посмотреть:
Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года
Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана
Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»
Внеклассное мероприятие по истории для 9-11 классов «Своя игра»
КВН по истории Казахстана