Музыкальное дидактическое пособие "Космические капсулы" на развитие динамического слуха у детей 3-7 лет
Данное игровое пособие предназначено для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) для развития акустического внимания, динамического слуха.
Для изготовления пособия
понадобятся:
- 4 пластмассовых бочонка из шоколадного яйца («киндер») одного цвета (у меня светло- желтые);
- 4 пластмассовых бочонка другого цвета (у меня темно-жёлтые);
- Наполнители: манка, рис, горох, фасоль.
- Клей-пистолет;
- Серебристый скотч;
- Коробка для оформления и хранения пособия (у меня коробка из-под конфет);
- Блестящий серебристый фоамиран.
Процесс изготовления:
1. Заполняем бочонки-капсулы различными наполнителями примерно на 1/3 от объёма бочонка с тем, чтобы оставалось свободное пространство и они могли звучать.
Формируем капсульные пары из бочонков разного цвета. В результате получим 2 бочонка с манкой (светло-жёлтый и темно-жёлтый), 2 - с рисом, 2 - с горохом, 2 - с фасолью.
2. Бочонки-капсулы проклеиваем с помощью клея-пистолета, затем посередине декорируем бочонок блестящим скотчем.
3. Коробку, в которой будут хранится бочонки-капсулы, тоже декорируем блестящим скотчем.
4. Вырезаем звезду из серебристого фоамирана и приклеиваем сверху на коробку.
Пособие готово!
У нас получилось 4 пары «космических капсул» с разным звучанием а именно:
- Манка создала звуковой оттенок «очень тихо» (в музыке обозначается «pp» - «пианиссимо»);
- Рис создал звуковой оттенок «тихо» (в музыке обозначается «p» - «пиано»);
- Горох создал звуковой оттенок «громко» (в музыке обозначается «f» - «форте»);
- Фасоль создала звуковой оттенок «очень громко» (в музыке обозначается «ff» -«фортиссимо»).
Варианты игр с применением данного пособия
Для детей 4-7 лет:
- «
Найди пару». Ребёнок выбирает бочонок одного цвета, трясет его, слушает и старается найти такой же по звучанию из другой цветовой гаммы.
- «
Расположи по порядку»: от самого тихого до самого громкого либо наоборот.
В этом случае берут бочонки-капсулы одного цвета (например, 4 светло-жёлтых бочонка или 4 темно-жёлтых)
- «
Третий лишний». Педагог заранее приготавливает три бочонка. Два парных (например, 2 шт. со звуковым оттенком «громко» и один со звуковым оттенком «тихо»). Задача ребёнка - найти лишний и объяснить свой выбор. Таким образом, развиваем не только слух, но и речь, умение формировать свои мыли, делать выводы.
Для детей 2-3 лет упрощаем задачу. Берем только 2 звуковых оттенка «тихо» и «громко» (то есть в игре только 4 бочонка, 2 одного цвета и 2 другого цвета). Задача: найти 2 тихих, 2 громких.
Методические рекомендации
Перед тем, как начать играть следует познакомить ребят с вышеуказанными звуковыми (динамическими) оттенками. Дать им потрогать, послушать бочонки-капсулы, ощутить раз-личный звук. Рассказать, что изменение звука в музыке называется «динамикой». Запомнить название динамических оттенков («очень тихо», «тихо», «громко» «очень громко»).
Пособие апробировано в детском дошкольном учреждении. Вызывает неподдельный интерес у детей. Отлично развивает не только динамический слух, но и умение выражать свои мыли, коммуникативные навыки.
Также с помощью данного пособия можно развивать фантазию ребенка, воображение. Например, спросить детей о том, кто мог прислать такую коробочку интересную или предложить придумать историю, сочинить сказку. Так как мое пособие оформлено в космическом стиле, обычно ответы у детей возникают соответствующие тематике (космонавт, лунтик, марсиане, звездочет и т.п.).
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям.
Пособие достаточно просто изготовить, оно функционально и эффективно.
Рекомендуем посмотреть:
Ритмический планшет для детского сада своими руками
Дидактическое пособие по музыкальному развитию для дошкольников своими руками пошагово с фото