Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект виртуальной экскурсии в старшей группе в Спасо-Прилуцкий монастырь

Конспект НОД «Виртуальная экскурсия в Спасо-Прилуцкий монастырь» для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять знания детей о родном городе, его достопримечательностях,
- развивать у детей интерес к истории своего города через знакомство со Спасо-Прилуцким монастырем;
Коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, умения рассуждать, анализировать, делать выводы;
- активизировать словарь детей, формировать умение рассказывать, отвечать на вопросы предложениями.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать чувство любви и гордости за свой город;
- воспитывать умение видеть прекрасное в храмовой архитектуре,
- формировать духовные и нравственные качества детей как основы для гармоничного развития личности, воспитывать уважения к людям.
Ход деятельности
Дети свободно перемещаются по залу, ходят и разговаривают.
Педагог настраивает детей на начало занятия, используя психогимнастику.
Учитель-дефектолог: Ребята, давайте пожелаем здоровья друг другу, скажем: «Здравствуйте» и подарим всем свои улыбки.
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
(Дети встают в круг, смотрят друг на друга, улыбаются).
I часть: Вводная часть.
Учитель-дефектолог: Ребята, посмотрите, что это? (показывает детям конверт) (Слайд №2)
Дети: Конверт.
Учитель-дефектолог (читает): «Детский сад №12 «Ромашка», детям старшей группы «Почемучки»;
Это, наверное, нам. Но как сюда попал этот конверт?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Ребята, я вспомнила! Сегодня я видела сороку. Говорят, она везде летает, все знает и на своем длинном хвосте новости приносит. Давайте посмотрим, что в конверте. Ребята, здесь флешка, посмотрим, что в ней.
Педагог «подключает" флешку к ноутбуку.
(Слайд №3.) Звучит отрывок песни из мультипликационного фильма «Фиксики». На экране появляются герои: Симка и Нолик.
Учитель-дефектолог: Здравствуй, Симка! Здравствуй Нолик! Как это вы оказались у нас в г. Вологде?
Симка: «Мы с друзьями очень любим путешествовать, вот и сейчас, путешествуя на своем электромобиле, мы оказались в Вологодской области. Мы уже были в Великом Устюге, Кириллове и других городах. Мы слышали, что в Прилуках, в пригороде города Вологды есть знаменитая достопримечательность».
Нолик: «Угадайте, куда мы отправимся?»
Учитель-дефектолог: Я думаю, что вы хотите посетить Спасо-Прилуцкий монастырь.
Нолик: Ответ верный, нам очень интересно узнать, кто его построил и где, кто в нем живет, чем занимается, ну и конечно же, узнать тайны древнего монастыря. Мы очень хотим все это увидеть.
Учитель-дефектолог: Я думаю, нашим детям также будет интересно побывать в Спасо-Прилуцком монастыре. В этом году вход в монастырь был ограничен из-за карантинных мероприятий, поэтому экскурсия будет интересна не только гостям из Москвы. А кто из ребят уже побывал в Спасо-Прилуцком монастыре, будут нашими экскурсоводами и помогут нам провести виртуальную экскурсию.
Учитель-дефектолог: Ребята, а знаете ли вы, что значит слово "достопримечательности"? (ответы детей)
Правильно, это все, что достойно нашего внимания - памятники, храмы, красивые каменные и деревянные дома.
Мы отправляемся на виртуальную экскурсию в Спасо-Прилуцкий монастырь.
Учитель-дефектолог: А что значит виртуальная экскурсия? (ответы детей)
Да, ребята, виртуальная экскурсия – это экскурсия без выезда из детского сада, путешествие через какой-то технический предмет. Таким техническим предметом будет наш компьютер. Мы с вами прогуляемся по местам, где уже были, вспомним, что видели с помощью компьютера и проектора. Итак, садитесь поудобнее, внимание на экран.
Дети рассаживаются.
Учитель-дефектолог: Итак, мы уже у стен монастыря. Слово «Прилуцкий» связано с особенностями места, где расположен монастырь. Монастырь получил название по соборной Спасской церкви и местоположению - изгибу реки Вологды, которая делает резкий поворот, образуя излучину, или «луку». При луце - у крутой луки, извилины реки.
(Слайд №4.)
Расположение монастыря было выбрано не случайно. Спасо-Прилуцкий монастырь стоит на пересечении водных и сухопутных путей, ведущих из Москвы в Кириллов и Белозерск, и далее в Холмогоры и Архангельск, которые являлись в то время важнейшими центрами международной торговли.

(Слайд №5.)
Находится Спасо-Прилуцкий монастырь в городе Вологде, в Прилуках. Основатель монастыря – Дмитрий Прилуцкий. Преподобный Дмитрий прибыл в Вологду на лодке. Предание гласит: лодка, на которой плыли путники, сама остановилась на окраине города. Дмитрий остановился в ближайшем доме у мастера кожевенных дел. Место для будущего монастыря он нашел на хлебном поле, на самом высоком берегу реки Вологды. Дмитрий поставил крест на месте будущего храма, соорудил монашеское жилище и ископал колодец. Вскоре он начал возводить деревянную церковь с помощью местных жителей г. Вологды. Постепенно обитель разрасталась: в ней в ней имелась трапезная палата, хлебопекарня, монашеские кельи, библиотека, а также большое поле, где выращивали хлеб.

(Слайд № 6.)
В настоящее время Спасо-Прилуцкий монастырь – это большой архитектурный ансамбль. В нем есть воскресная школа, отделение Православного духовного училища, ежегодно проводятся Димитровские чтения.
Территория монастыря окружена крепкой каменной стеной длиной около одного километра с пятью величественными башнями.
Учитель-дефектолог: А вот о стенах и башнях монастыря нам расскажут Арина, Илья и Ярослав.
Арина: Сначала монастырь был окружен деревянной оградой, каменными были только святые ворота. Потом были построены новые кирпичные стены для эффективной обороны монастыря. Высота стен в некоторых местах доходит до 7 метров, а толщина – превышает 2 метров, а вот стена, обращенная к реке Вологде - самая низкая.

(Слайд № 7.)
Ярослав: Всего имеется 5 башен: Вологодская – дорога на Вологду. Белозерская – она указывает дорогу на Белозерск, а сейчас это улица Колхозная. Южная башня указывает дорогу на Юг и является самой высокой башней монастыря, примерно 20 метров в высоту. Мельничная – в ней хранили муку. Водяная башня расположена, это единственная башня с проходными воротами. Через них монахи возили в монастырь воду, от чего башня получила свое название.

(Слайды №8,9,10.)
Илья: Башни имеют несколько ярусов бойниц и приспособлены к круговой обороне монастыря. В стенах между башнями также устроены бойницы. Вдоль всех стен с внутренней стороны сделаны площадки для переходов.

(Слайд № 11,12.)
Грани башен выкрашены в белый, желтый и оранжевые цвета, чтобы жители Вологды видели издалека яркие краски, проникаясь уважением и радостью. Остальные части башен и стены побелены.
Учитель-дефектолог: Предлагаю сделать остановку и немного отдохнуть. А помогут нам в этом наши любимые Симка и Нолик и их друзья.

Физминутка. (Слайд № 13.) Танец «Фиксики».

Учитель-дефектолог: Продолжаем нашу виртуальную экскурсию. На территории монастыря еще есть замечательный памятник русского зодчества - деревянная шатровая Успенская церковь Она была перевезена из Александро-Кушского монастыря – памятника безымянных мастеров-древоделов. Это один из самых ранних храмов деревянной архитектуры, дошедших до наших дней.
(Слайд №14.)

«А кто такие древоделы? Это люди, которые из дерева умеют делать разнообразные постройки, изделия.»
Симка: «Ребята, а какая легенда существует о соборной колокольне? Интересно было бы ее узнать».
(Слайд №15.)

(Слайд №16.)
Учитель-дефектолог: «Да, Симка, существует такая легенда. Давным-давно одному священнику приснился сон, в котором он увидел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали звуки: динь-дан-дон. Проснувшись, священник велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужениях. Так появился колокол, который подвешивали на перекладину. Тайна колокола хранит в себе разные звуки. Давайте их послушаем». Звучит аудио или видеозапись колокольного звона.
Так звучит торжественный, праздничный звон, который возвещает благую, добрую весть. Но если случится пожар, то колокола зазвонят тревожно. Такой звон называют набат.
Учитель-дефектолог: Далеко слышен колокольный звон. А человека, который на них играет, называют звонарем

(Слайд №17.)
Симка: Ребята, я предлагаю всем вам побыть звонарями. А играть мы будем на маленьких колокольчиках.

Музыкальная игра с движениями "Колокольчик, позвони!", муз. Ю.Рожавской
Дети стоят в кругу. У каждого в правой руке колокольчик. В середине круга - водящий. Дети бегут по кругу вправо и звенят колокольчиком, водящий бежит влево. С окончанием музыки дети кладут колокольчики на пол, поворачиваются спиной в круг и говорят: "Раз, два, три, Колокольчик, позвони!" Водящий в это время пытается взять чей-либо колокольчик. А дети разворачиваются, быстро берут свои колокольчики и звенят ими. Тот, кто остался без колокольчика, идет в середину круга. Игра повторяется.

Учитель-дефектолог: Рядом с храмом - могила русского поэта 19 века Константина Батюшкова, который и родился, и умер в Вологде. В Вологде есть дом-музей поэта и его памятник.
(Слайд № 18.)

На территории монастыря есть главный собор. Это первое каменное здание Спасо-Прилуцкого монастыря и первый каменный храм, построенный в Вологде. Он расположен в центре монастыря, напротив современных монастырских ворот, близ Северной башни.
(Слайд №19)

Огромный Спасский собор царит над всеми постройками, завершают его 5 куполов.
(Слайд № 20)

В монастыре, как и в прошлые века, живут монахи, а также находится Вологодская семинария.
(Слайд № 21.)

На территории монастыря есть хлебная лавка, где можно попробовать вкусную домашнюю выпечку, купить горячий чай или кофе.
Перед монастырем разбит приятный парк с лавочками и детскими площадками.
(Слайд №22)
Итог. Рефлексия
Симка: Как здорово. Вот и закончилась наша виртуальная экскурсия по Спасо-Прилуцкому монастырю. Мы узнали, что на территории монастыря находится древняя деревянная Успенская церковь.
(Слайд № 23.)

Нолик: А еще узнали, что колокольня хранит разные колокольные звоны: праздничный, благовест, набат. А основал монастырь на берегу реки Вологды Дмитрий Прилуцкий. И много-много всего интересного.
Учитель-дефектолог: Но, самое главное, ребята, что монастырь хранит многовековую историю нашего народа и передает ее из поколения в поколение. Народ бережет и сохраняет памятники старины для будущих поколений.
Очень жаль расставаться с Симкой и Ноликом, мы успели с ними подружиться. До свидания, друзья! А я предлагаю вам пройти в группу и нарисовать то, что больше всего понравилось при посещении Спасо-Прилуцкого монастыря. А рисунки мы отправим в Москву, чтобы все Фиксики познакомились с нашей замечательной вологодской достопримечательностью – Спасо-Прилуцким монастырем».
Виртуальная экскурсия в Спасо-Прилуцкий монастырь. Презентация

Рекомендуем посмотреть:

Виртуальная экскурсия для детей старшего дошкольного возраста на тему: Огород Виртуальная экскурсия по родному городу для старших дошкольников
Участник №3 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 марта по 20 июня 2023 года
Квест - игра по ПДД в детском саду в старшей группе с родителями. Сценарий
Опубликовано: 608 дней назад (26 марта 2023)
Просмотров: 801
+1
Голосов: 1
Ирина # 13 марта 2024 в 12:46 0
Мероприятие очень интересное, соответствует содержанию, цели и задачам. Экскурсия получилась целостной и разнообразной. Все этапы логично построены, плавно переходят от одного к другому, подчинены одному сюжету. Радует разнообразие использованных приемов и методов. Интерес детей постоянно поддерживался разнообразными приемами. Спасибо за интересное мероприятие. Мастерство воспитателя позволило провести эту экскурсию на высоком уровне.
Елена # 13 марта 2024 в 20:35 0
Занятие проведено в соответствии с намеченным планом. Оно получилось объёмным, наполненным, но гибким и разнообразным, чтобы каждый ребёнок смог реализовать свои творческие замыслы, получить новые знания. Педагог использовала различные методы обучения (словесные, наглядные, практические; интерактивные, индивидуальные), Это помогло удерживать внимание детей на протяжении всего занятия и выполнить все поставленные цели и задачи. Теоретический материал педагог подкрепляла наглядным (презентации), поэтому он был усвоен воспитанниками в полном объёме, что нашло своё отражение в оценке знаний детей.
Ольга # 14 марта 2024 в 14:52 0
Занятие для детей старшего дошкольного возраста направлено на приобщение к социо - культурным истокам малой родины, основано на исторических сведениях. Детям даются новые знания в интересной форме, использовались средства ИКТ, введение героев, мини- доклады детей (предварительная работа), интересный вариант подвижной игры с колокольчиками, наблюдается смена деятельности, что говорит о продуманности содержания.