О роли нетрадиционной техники рисования на развитие речи детей с детским церебральным параличом
Нарушения функций опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5 - 10% детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. По данным Е.Ф. Архиповой, Л.А. Даниловой, Е.М. Мастюковой большинство детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата страдают церебральным параличом (89 %).
Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.
У больных детским церебральным параличом (ДЦП) задержка психического развития часто сопровождается различными нарушениями речевого развития. Многие дети, страдающие ДЦП, не понимают обращенную речь, либо ее понимание резко ограничено. Поскольку только при достаточно хорошем понимании речи (предиктивный уровень и выше) ребенок может и начинает говорить, только пройдя этот начальный этап обучения, логопед-дефектолог может переходить к другим видам работы (вызывание звуковых проявлений и др.).
Для развития речи у больных с ДЦП необходима комплексная психолого-логопедическая и педагогическая коррекционная работа, позволяющая достичь наиболее высоких результатов и способствующая дальнейшей успешной социальной адаптации пациентов.
Для творческой реабилитации дошкольников с ДЦП посредством нетрадиционных техник рисования необходимы специальные технологии и методики, отличающиеся от особенностей работы с обычным контингентом детей. Необходима комплексная система занятий, которая поможет коррекции нарушений движений руки, речевому развитию, пространственной ориентации, сенсорному развитию, подготовке к школьному обучению, а в дальнейшем социальной реабилитации.
В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе рисования становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс навыков изображения и происходит это естественно, поскольку все действия в процессе рисования ребенок выполняет самостоятельно. При этом обогащается словарь и речь в целом, повышается процесс ее точности и выразительности.
За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцев ребенка фиксированным положением (как правильном держании карандаша или кисти) создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развитие мелкой моторики руки. Так как вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для изображения ладошки, печатки, трафареты.
Формирование активного и пассивного словаря происходит, когда педагог с ребенком, использует слова, обозначающие свойства, качество того или иного материала. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка корректируется его эмоционально- волевая сфера, что положительно сказывается на динамике речевого развития.
Свою работу мы начали с формирования предметно развивающей среды группы, которая стимулирует ребенка на активную деятельность. В этой работе мы учитывали потребности детей в свободном и самостоятельном использовании традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами.
Следующим этапом стала
работа, направленная на формирование и обогащение чувственного опыта детей. С этой целью мы использовал и дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине, форме, цвету, на формирование представлений о пространственных признаках; на развитие творчества и воображения.
С учетом уровня изобразительных навыков и умений детей и имеющихся отклонений в развитии двигательной, зрительной, эмоционально, волевой, познавательной сферах были отобраны
наиболее доступные нетрадиционные техники изобразительной деятельности:
- рисование пальчиками, ладошкой
- оттиск пробкой; печатками из картофеля, пенопласта; мятой бумагой;
- тычок жесткой полусухой кист
- восковые мелки + гуашь, свеча + акварель
- кляксография
- пластилинография
Выбранные техники изображения стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед рисованием, способствует повышению уровня развития зрительно.
Перед тем, как предложить детям нетрадиционные техники рисования, нами были изучены все тонкости данных техник, подобрана и изучена литература по нетрадиционному рисованию. На основе проведенной диагностики составила систему работы с опорой на уже существующие разработки Утробиной К.К., Лыковой И.А., Давыдова Г.Н., Казаковой Р.Г. Зная особенности развития каждого ребенка в группе, разработали занятия, которые проводились 1 раз в неделю. На начальном этапе использовали индивидуальную и парную форму организации занятия, что позволило определить, уточнить и дифференцировать направление коррекционно–развивающей работы с каждым ребенком; по мере усвоения приемов и способов изображения использовала подгрупповую форму работы.
Таким образом, в процессе индивидуального развития речь связанна с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Развитие движения пальцев рук подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируется под влиянием импульсов от пальцев рук. На непосредственно образовательной деятельности по изобразительному искусству использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
Литература.
• Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1989.
• Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л.: Наука, 1977.
• Дробинская А.О. Пути формирования речи младших школьников с ДЦП // Дефектология. - 2013.
• Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет.
Рекомендуем посмотреть:
Нетрадиционные техники рисования для детей старшей группы на тему: Осень