Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Методика работы с загадками в детском саду

Методика работы с загадками в разных возрастных группах
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры.
Одной из малых форм устного народного творчества является загадка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления.
Загадки широко применяются в наблюдениях, на занятиях, в трудовой, игровой деятельности и в быту.
В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию малых форм фольклора в развитии речи детей: Водовозовой В.М., Толстого Л.Н., Ушинского К.Д. и другие.

Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста
Загадка – иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу.

Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т.е. совершить сложную логическую операцию.

По содержанию загадки должны соответствовать задачам всестороннего развития, содержать воспитательную идею, соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей, быть доступными.

Основа для отгадывание загадок - достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому необходимо учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.

Загадка должна иметь полную и точную характеристику предмета или явления, описание типичных признаков. Она должна быть интересной, грамотной, образной, иметь игровой характер.

Существует несколько видов загадок:
• загадки – сравнения, где загадываемый предмет сравнивается с другим предметом, или явлением, на которое он похож, или чем-то отличается;
• загадки – описания, где описывается какой-либо предмет или явление;
• комбинированные загадки – это соединение загадок–описания с загадками–сравнения;
• сюжетные загадки — это загадки, сочиненные детьми с использованием логически-последовательного сюжета.

При работе с загадками–сравнениями, необходимо учить детей осознанно выделять и запоминать различные признаки загаданного. Для достижения этой цели дети в окружающей обстановке находят схожие предметы по одному общему признаку, а затем сравнивают их и обобщают.

Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

Для детей младшей группы характерно эмоциональное восприятие.
Тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом детей. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторые предметы домашнего обихода, продукты питания. Загадки могут иметь подсказку. Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, не должны быть подробными.
У детей младшей группы еще мал жизненный опыт и не сформировано абстрактное мышление, поэтому, часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно еще раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и, в следующий раз, сами ее отгадают.
Голодная - мычит, сытая - жует,
Всем детям молоко дает. (Корова)

Кто нам песенку такую
Все время поет: «Ку-ка-ре-ку!?» (Петушок)

Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.). Сравнивать предметы между собой.

Тематика загадок: домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, одежда, еда, явления природы, средства передвижения. Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку. Тексты загадок изучаются с детьми во вторую половину дня во время индивидуальной работы. В окончание средней группы с детьми можно проводить развлечения на основе загадок.
Скатерть белая весь мир накрыла. (Снег)
Колючий клубок прибежал в садок. (Еж)
Подобные образные средства понятны детям благодаря большому внешнему сходству.

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.

Тематика загадок: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга. Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным.

Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу.

Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Сам черный, и не ворон,
Есть рога, и не бык,
Шесть ног без копыт. (Рогатый жук)

Требования к подбору загадок:
Младший дошкольный возраст - загадки о предметах, с которыми дети чаще всего встречаются. Использовать загадки, в которых используются яркие внешние признаки. Но не должны быть слишком подробные.
Средний дошкольный возраст - загадки с более широкой тематикой, характеристика предметов должна быть дана подробно, признаки предметов определены точно, четко. Загадки должны быть с прямым сравнением.
Старший дошкольный возраст - загадки разнообразной тематикой, характеристика предметов может быть краткой, но называется основной, существенный признак.

Требования к использованию загадок:
1) загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление с окружающим миром;
2) знакомство с образными средствами языка;
3) правильно подбирать загадки по возрасту детей, теме, содержанию, а затем загадки с метафорой;
4) обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядной основе с соотнесением словесного образа с натуральным образом с рассматриванием; должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, проводится в игровой форме.

Структура занятий с детьми старшей группы по обучению их отгадыванию загадок:
I часть - вводная. Цель - подготовить детей к восприятию загадок. Приемы - рассмотрение предмета; вычленение лишь тех признаков, которые отражены в загадке; вопросы; использование элементов загадки для описания характерных особенностей предметов.
II часть - основная. Цель - чтение загадок, обучение способам отгадывания, развитие объяснительной речи. Приемы - чтение загадки два-три раза, постановка цели, объяснение способа отгадывания, образец отгадывания.
III часть - заключительная. Цель - обобщить полученные знания, вызвать желание загадывать загадки друг другу и составлять их самостоятельно. Приемы - обобщение, дидактической упражнение, загадывание загадок.
Автор рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся пословицы, поговорки, фразеологизмы и т.д.

Использование загадок при работе с детьми дошкольного возраста
Загадки широко используют на занятиях, в бытовой и игровой деятельности. Использование загадок на занятиях – один из важных приемов обучения. Загадки входят во все занятия по различным разделам программы.

Как правило, широко используются загадки на занятиях по развитию речи, во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, чтения художественных произведений, описания предметов, во время дидактических игр.

Загадки используют как прием, который побуждает к усваиванию знаний, необходимых для наблюдений. Например, в младшей группе, перед наблюдением за рыбкой предлагается загадка:
Стеклянный дом на окне
С прозрачной водой,
С камнями и песком на дне,
И с рыбкой золотой. (Аквариум)
Воспитатель спрашивает: «Кто узнал этот дом? Как он называется? Чей это дом? Кто в нем живет?». После того дети внимательно рассматривают рыбку и аквариум.

Загадки используют не только в начале, но и в процессе наблюдений. Их можно использовать как окончание и обобщение процесса наблюдения.

Наблюдения, систематически проводимые в природе и окружающей жизни, лежат в основе работы по обучению детей отгадыванию загадок. Так, наблюдая за деревьями, можно загадать загадки:
В одежде летом, зимой раздеты.
Что летом и зимой в рубахе одной. (ель, сосна)
В ряде случаев для постижения внутренней сущности явления требуется опытный путь, чтобы отгадать загадку:
В огне не горит, в воде не тонет (лед).
Надо провести опыты со льдом. Они станут ключом к отгадке.

Подавляющее большинство загадок построены на знании таких свойств предметов, которые дети постигают в процессе действия с ними:
Пляшет крошка, а всего одна ножка (волчок)
Упадет – поскачет, ударишь – не плачет (мяч).

Используются загадки и во время режимных процессов - в раздевалке, в ванной, спальне. В спальной комнате, когда дети готовятся ко сну, или одеваются после сна, можно использовать упоминание о постели:
Не зверь, а с ногами,
Не птица, а с перьями,
Не человек, а в одежде. (Кровать с подушкой и одеялом)

Широко можно использовать загадки в беседах, на занятиях по рассматриванию картин, предметов. В беседе с детьми об орудиях труда и механизмах, облегчающих домашний труд, также можно использовать загадки. Сначала дети рассказывают, какую работу дома выполняют взрослые и сами дети, какими орудиями труда пользуются. Затем проводится игра с загадками: «Что нам нужно для работы?» Дети отгадывают загадки и определяют, для какого вида труда необходимы эти предметы. В приведенных примерах занятий загадки используются во второй части занятия, как закрепление знаний.

Загадки активно используются также на занятиях изобразительной деятельности. Очень часто занятия по рисованию, лепке овощей, фруктов, игрушек начинаются с загадок.

Увлекательность и необычность придают загадки вечерам – развлечениям: «В гостях у Лесовичка», «Загадки сказочных героев»», «Во саду ли, в огороде». Эти праздники полны загадок, сопровождаются песнями, играми, танцами, появлением сказочных персонажей.

Разгадывание загадок можно использовать и в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи.

Загадки можно использовать не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении.
В старшем дошкольном возрасте проводятся специальные занятия на загадывание и отгадывание загадок. Их может быть несколько видов, различных по своей структуре, чаще всего такие занятия проводятся в виде дидактических игр: «Назови цветок», «Кто здесь живет?», «Магазин», «Соберем посылку», «Отгадай».
Например, игра «Подбери отгадку». На больших карточках написаны загадки о времени, а на небольших полосках бумаги - отгадки. Это может быть оформлено в рисунках. Дети читают (или спрашивает воспитатель) и подбирают для загадки отгадку.

С целью научить детей самостоятельно составлять загадки проводится игра «Отгадай». Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребенок берет картинку, не показывая и не называя ее, описывает характерные признаки предмета. Все дети должны отгадать предмет по описанию.

Загадки широко используются как исходный подсобный материал для логических упражнений на обобщение, сравнение, группировку.

В словаре дошкольника слова, обозначающие родовые понятия (грибы, цветы, посуда, мебель, т. д.) и видовые (мухомор, мак, чашка, стол) существуют как бы параллельно. Ребенок не видит между ними связи, так как не может делать простейшие обобщения. Логические упражнения помогают усваивать не только слово и понятия, но и помогают систематизировать словарный материал.
Например, загадываются загадки об овощах: о луке, моркови, капусте, т. д. Потом задается вопрос: «Как назвать предметы одним словом? (овощи)

На материале загадок о животных и насекомых можно проводить упражнение на группировку: отгадав загадки, дети должны назвать отдельно животных и отдельно насекомых.

Упражнения типа «Кто лишний и почему?» также помогают в классификации предметов. Дети отгадывают 3 – 4 загадки: одну о животных, остальные о птицах.
1. «В воде купался, а сух остался» (гусь).
2. «Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник» (дятел)
3. «Всех перелетных птиц черней, он чистит пашню от червей» (грач)
4. «В клубок свернется, а взять не дается» (еж).
Дети выбирают, кто лишний и обосновывают свой ответ.

Дети старшего дошкольного возраста после внимательного знакомства с предметом переходят к самостоятельному составлению загадок по предложенному плану, а в дальнейшем и к придумыванию загадок о нем.

Умение выделять и называть разнообразные действия объекта является необходимым условием создания рассказов-загадок. Следует обращать внимание на построение загадки: «Какими словами начинается загадка? Как кончается? О чем в ней спрашивается?

Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний.

Е. Кудрявцева выявила некоторые причины ошибок при отгадывании загадок детьми, несмотря на то, что старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями:
• невнимательно слушают текст загадки;
• не запоминают полностью содержание загадки;
• полностью или частично не понимают текст загадки;
• при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
• не имеют достаточных знаний о загаданном;
• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке
Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание.

Рекомендуем посмотреть:

Загадки о животных для детей с ответами Картотека игр и опытов с водой во второй младшей группе детского сада Реализация образовательной области «Здоровье» в рамках ФГОС в детском саду Спортивный праздник для детей 3-4 лет. Методическая разработка

Похожие статьи:

Загадки с ответами про зиму для детей

Загадки про Новый год

Загадки про осень

Загадки про цветы и растения с ответами

Загадки про ягоды с ответами

Разучивание скороговорок и чистоговорок с детьми дошкольного возраста. Методика | Конспект занятия по рисованию на осеннюю тему в ДОУ. Средняя группа
Опубликовано: 198 дней назад (28 октября 2023)
Просмотров: 1229
Рубрика: Методики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!