Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разучивание скороговорок и чистоговорок с детьми дошкольного возраста. Методика

Методика работы по разучиванию скороговорок и чистоговорок
Чистоговорки
Чистоговорки – это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-то звук, слог. Произносить эту фразу нужно чисто, правильно и осознано.
Чистоговорка – средство формирования звуковой культуры речи.

В чем значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?
1. Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал;
2. чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;
3. чистоговорки помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;
4. чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;
5. чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

Каждая чистоговорка состоит из двух частей.
Первая часть состоит из трехкратного повторения определенного слога, проговаривая который ребенок доводит ребенок до автоматизма свой артикуляционный навык.
Вторая же часть представляет собой короткую фразу из 2-4 слов, которая рифмуется с первой частью. Таким образом, последнее слово во фразе заканчивается на неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. (Ша – ша - ша в камыше нашла мыша.)

Можно составить небольшие рассказы из чистоговорок, изменяя гласный в отрабатываемом слоге:
Хта-хта-хта-у нас новая тахта,
хту-хту-хту - я прилягу на тахту,
хте-хте-хте – засыпаю на тахте.

Чистоговорки используются в работе с детьми, начиная с младшего возраста.

Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить небольшие по объёму, простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок по жизненному опыту.

Произносить к быстрому произнесению чистоговорок можно лишь после того, как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. В этом возрасте шутки – чистоговорки лучше давать в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек). Например, показывая игрушку, изображающую корову, предлагаем детям произнести шутку – чистоговорку "Му-му-му! Молока кому?". При чтении чистоговорок важно выделять заданный звук голосом.

В старшем дошкольном возрасте чистоговорки можно использовать и для совершенствования фонематического слуха. Упражнения с использованием чистоговорок и скороговорок можно применять как в непосредственно организованной образовательной деятельности, так и вне ее: во время игр, например, «Кто лучше скажет», «Кто скажет быстро и не ошибется» и других. Старшим дошкольникам можно предлагать более сложные шутки-чистоговорки: на дифференциацию звуков, близких по звучанию и произношению, например: «Саша сушила шубу на солнышке», «Лара у Вали играет на рояле». Такие чистоговорки не только способствуют формированию четкого и правильного произношения звуков, но и укрепляют артикуляционный аппарат детей, способствуют выработки быстрой переключаемости мышц языка, губ с одного движения на другое.

В старшем дошкольном возрасте дети могут сами придумывать чистоговорки. Этому можно научить детей. Вначале необходимо выделить «основу» чистоговорки.

Для этого берется последний слог слова, со звуком над которым нужно поработать и он повторяется несколько раз. Например, при работе над четким произношением звука [Ж], берем слово еж, для чистоговорки берем слово ежа. Составляем основу: жа-жа жа - ……..ежа.

А теперь придумываем чистоговорку для использования в различных интегративных областях:
- Жа-жа-жа – видели в лесу ежа; (познание)
- Жа-жа-жа – на поляне три ежа; (познание)
- Жа-жа-жа – нарисовали мы ежа; (художественное творчество)
- Жа-жа-жа – дом построим для ежа; (познание)
- Жа-жа-жа – колючие иголки у ежа; (безопасность)
- Жа-жа-жа – покормили мы ежа; (труд)
- Жа-жа-жа – расскажи нам про ежа; (коммуникация).
Скороговорки
Скороговорки намного сложнее в произносительном отношении, чем чистоговорки. Поэтому переходить к разучиваю скороговорок можно только тогда, когда ребенок в совершенстве овладеет произнесением чистоговорок, а именно в старшем дошкольном возрасте.

Скороговорка (языколомка) – искусственно, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

Чистоговорки и скороговорки не только помогают отработать правильное произношение какого-то звука, но и улучшают дикцию, развивают чувство ритма, память, воображение, расширяют словарный запас, развивают грамматический строй речи.

В работе с детьми в скороговорках используются знакомые слова, но они соединяются в веселые рифмованные истории, которые не только помогают проявить интерес к многообразию звуков, но и будят фантазию малыша, прививают любовь к родному языку, развивают чувство ритма. Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, — очень весело и полезно!
Главная цель скороговорок – это чистый звук, но не скорость.

Быстрота восприятия и освоения сложных звукосочетаний зависит от внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха.

Существует ряд последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов при разучивании скороговорок и чистоговорок.
1. Читаем скороговорку сначала медленно.
2. Обсуждаем с ребёнком её смысл, незнакомые и непонятные слова.
3. Проговариваем сначала с ребенком, потом он сам самые трудные слова (не менее 3-х раз; можно по слогам).
4. Проговариваем сначала вместе с ребенком скороговорку медленно, а потом он сам.
5. После того, как ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учимся делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Это требует более энергичной работы артикуляционного аппарата.
6. Ребенок произносит всю фразу вслух, медленно, без ошибок.
7. Ребенок проговаривает скороговорку быстрее, при этом сохраняя чистоту звуков и не крича, а лишь с усилением силы голоса.

Необходимо соблюдать следующие правила работы со скороговорками:
- Начинайте работу от простых, коротких рифмованных скороговорок.
- Подбирайте скороговорку интересную для детей, с забавным сюжетом.
- Не используйте скороговорки, если у ребенка отсутствует правильное произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке.

Со скороговорками и чистоговорками можно работать разными способами:
1. Взять в руки мяч и, ритмично подбрасывать и ловить его руками, проговорить скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Проговорить скороговорку (чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая (оттопывая) ритм ладошками.
4. Проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
5. С целью развития фонематического слуха спросить, какой звук чаще всего повторяется в скороговорке?
6. Поиграть с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
7. Пропеть чистоговорку или скороговорку (логопедические распевки).
8. Произнести фразу на выдохе.
9. Предложить детям выделять в скороговорках отдельные слова. Например, дети скороговорку «Дарья дарит Дине дыни» произносят так, чтобы было ясно, что дарят дыню именно Дине, а не кому-то другому. Усложняя задание, можно предлагать детям последовательно выделять голосом одно слово за другим (т. е. поработать над логическим ударением).
10. Многим детям нужна подсказка, визуальные ориентиры, дополнительные средства, помогающие вспомнить заученное.
11. Придумать чистоговорку или скороговорку по картинке.
12. Отрабатывать грамматические категории во время работы над чистоговоркой:
- Называть чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
- Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
- Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра - низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
13. Предложить ребенку ответить на вопросы чисоговорками: са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?

Каковы приемы работы с чистоговоркой?
Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приемы строятся с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы и др.
1. Скажи чистоговорку тихо-громко.
Цель: учить детей менять силу голоса.
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой голоса.
ЦО-ЦО-ЦО - СНЕСЛА КУРИЦА ЯЙЦО

2. Скажи чистоговорку медленно-быстро.
Цель: учить детей менять темп речи.
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой скоростью.
ТА-ТА-ТА – ХВОСТ ПУШИСТЫЙ У КОТА

3. Скажи с различной интонацией.
Цель: учить детей произносить чистоговорку с вопросительной или восклицательной интонацией.
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить:
- очень весело;
- так, как будто спрашиваешь.
ОМ-ОМ-ОМ – МЫ ПОСТРОИМ НОВЫЙ ДОМ!
ОМ-ОМ-ОМ – МЫ ПОСТРОИМ НОВЫЙ ДОМ?

4. Скажи как…
Цель: учить детей произносить чистоговорку голосом разным по тембру.
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее так: как бы ее сказала лиса, медведь, мышка, волк и т. д. Можно использовать куклы кукольного или пальчикового театра или маски.
СУ-СУ-СУ – ХОРОШО В ЛЕСУ!

5. Интонационное выделение слова в чистоговорке.
Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке.
Воспитатель говорит чистоговорку, а затем задает вопрос, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, выделяя голосом слово ответ.
ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.
ВОПРОС: КОМУ МЫ ДАЛИ ТРАВКУ?
ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.
ВОПРОС: ЧТО МЫ ДАЛИ КОЗЕ?
ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

6. Пропевка чистоговорки на мотив русской народной песни или другой мелодии.
Цель: развивать фонематический слух.
Воспитатель пропевает чистоговорку и просит детей повторить или пропеть по-другому.
ХА-ХА-ХА – НЕ ПОЙМАТЬ НАМ ПЕТУХА

7. Инсценировка чистоговорки.
Цель: закрепление четкого произношения звуков.
Воспитатель произносит чистоговорку и просит повторить и показать ее.
ЖУ-ЖУ-ЖУ – ПРОЛЕЧУ И ПРОЖУЖЖУ (ребенок бежит по группе с разведенными в сторону руками и жужжит).

8. Закончи чистоговорку.
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Воспитатель проговаривает чистоговорку и просит закончить ее нужным словом:
ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА …(ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК, НОСОК И Т. Д.)

9. Прием «ЭХО»
Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах
Воспитатель произносит чистоговорку, а дети подговаривают только конец:
ШИ-ШИ-ШИ - ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.
ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫШАХ.
ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ- ВЫХОДИ ИЗ КАМЫШЕЙ.
ШАХ-ШАХ-ШАХ – НЕТ УЖ УТКИ В КАМЫШАХ.
ШИ-ШИ-ШИ – ЧТО ЖЕ ШЕПЧУТ КАМЫШИ?

10. Проговори и прохлопай.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
Воспитатель проговаривает чистоговорку – дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок:
АФ-АФ-АФ - С ВЫСОТЫ ГЛЯДИТ ЖИРАФ

11. Проговори чистоговорку, подбрасывая мяч вверх.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
Воспитатель произносит чистоговорку – дети повторяют, подбрасывая мяч вверх.
РА-РА-РА – ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ИГРА

12. Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
Воспитатель произносит чистоговорку – дети повторяют, перекладывая мяч из одной руки в другую.
ЖА-ЖА-ЖА – В НАШЕМ ТОРЕ ТРИ КОРЖА

13. Скажи, какой или какая?
Цель: автоматизировать звук во фразовой речи.
Воспитатель проговаривает чистоговорку и задает вопрос. Ребенок отвечает чистоговоркой, вставив подходящее прилагательное.
Воспитатель: ЛА-ЛА-ЛА – КАКАЯ ЮЛА?
Ребенок: ЛА-ЛА-ЛА – СИНЯЯ ЮЛА? (КРАСИВАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ЗВУЧАЩАЯ и т. д.)

14. Составь чистоговорку по картинке.
Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.
Воспитатель просит посмотреть на картинку и придумать по ней чистоговорку:
ОК-ОК-ОК – ЭТО ДЕТСКИЙ ГОРОДОК.
ОК-ОК-ОК - КАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРЕМОК.
РЫ-РЫ-РЫ - РОМА КАТИТСЯ С ГОРЫ.
РА-РА-РА - ОЧЕНЬ РАДА ДЕТВОРА.

15. Скажи где?
Цель: учить детей употреблять предлоги, четко проговаривая звуки в словах.
Воспитатель перемещает игрушку в пространстве, задавая вопрос о ее местонахождении в форме чистоговорки. Ребенок отвечает чистоговоркой.
Воспитатель: ИК-ИК-ИК – ГДЕ ШАРИК?
Ребенок: ИК-ИК-ИК – НА СТОЛЕ ШАРИК.
ИК-ИК-ИК – ЗА ШКАФОМ ШАРИК.
ИК-ИК-ИК – ПОД СТУЛОМ ШАРИК.
ИК-ИК-ИК – В РУКЕ У МАШИ ШАРИК.

16. Посчитай.
Цель: учить согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.
Воспитатель показывает ребенку предмет и говорит чистоговорку:
АШ-АШ-АШ – ЭТО КАРАНДАШ.
Потом показывает много предметов и просит их сосчитать:
АШ-АШ-АШ-ОДИН КАРАНДАШ.
ША-ША-ША – ДВА КАРАНДАША…
ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ – ПЯТЬ КАРАНДАШЕ

17. Выложи фишками.
Цель: учить детей выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить.
Воспитатель произносит чистоговорку, а дети выкладывают ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.
ЦО-ЦО-ЦО-КРАСИВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ КОЛЬЦО
O O O O O O

18. Придумай чистоговорку.
В старшем дошкольном возрасте дети могут сами придумывать чистоговорки.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для родителей в детском саду. Поиграем в скороговорки Чистоговорки для детей 5-6-7 лет в детском саду. Картотека Чистоговорки для детей дошкольников Использование чистоговорок в логопедической работе в ДОУ

Похожие статьи:

Скороговорки для развития речи и тренировки дикции у детей 5-6-7 лет

Скороговорки иностранные на русском языке для детей 6-9 лет

Скороговорки для детей 1-2 класса короткие

Народный фольклор для детей 6-7 лет

Скороговорки для детей 4-5 лет в детском саду

Методика работы с загадками в детском саду
Опубликовано: 421 день назад (28 октября 2023)
Просмотров: 1613
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!