Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование здорового образа жизни у школьников

Суть процесса формирования представлений о здоровом образе жизни в современной науке
Воспитание здорового ребенка, имеющего достаточный уровень знаний в области здорового образа жизни - одна из главных задач педагогики и семейного воспитания, поэтому данная статья будет полезна для ознакомления учителям и родителям школьников. Начнём с того, что вспомним, что в научной литературе говорят о здоровом образе жизни, а затем уже перейдём к рассмотрению процесса формирования представлений о здоровом образе жизни.

По мнению Е. В. Хомутовой и М. В. Игнашкиной, здоровый образ жизни – это образ жизни, который способен положительно воздействовать на здоровье человека, укрепляя его, сделать организм более приспособленным к воздействию разных факторов. Система здорового образа жизни, как правило, включает в себя правильное питание, двигательную активность, соблюдение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, здоровый нормализированный сон и так далее.

К. Д. Ушинский в отечественную педагогическую литературу внес работу «Педагогическая антропология», в которой заложил основы здорового питания, режима дня и отдыха. Ушинский утверждал, что здоровый образ жизни является залогом успешной учебы, здорового развития личности, как в физическом, так и в психическом плане, что необходимо для формирования здорового полноценного общества. К. Д. Ушинский утверждал, что в образовании необходимо уделить внимание не только просветительской работе, но и формированию устойчивой мотивации к следованию принципам здорового образа жизни, которая, по мнению педагога, достигается путем наличия глубокой теоретической подготовки и практико-ориентированной деятельности.

Основные стратегии формирования первичных представлений о здоровом образе жизни основываются на применении системного подхода, заключающегося в совокупности мероприятий, затрагивающих каждый из элементов структуры здорового образа жизни, в том числе мероприятий с применением современных информационных технологий. Например, А. П. Фисенко предлагает «Уроки здоровья» или праздники, посвященные спорту, правильному питанию. Первичные представления дети могут получить в процессе участия в мероприятиях спортивного типа. А. В. Казначеев считает, что формирование первичных представлений о здоровом образе жизни можно добиться работой с психологом, ведь формирование здорового психического состояния тоже является основой для здорового образа жизни.

Привлечение детей к культуре здорового образа жизни начинается со знакомства детей с данным понятием, формированием первичных представлений, которые появляются, когда ребенок впервые знакомится с каким-либо явлением или предметом. По мнению Л. Н. Мокеевой и А. В. Цимбала, этапы первичного знакомства со здоровым образом жизни должны начинаться с ознакомления детей с основами здоровья, его составляющих и методах ведения здорового образа жизни. В данном случае используются метод лекций, просмотра фильмов, встречи с известными спортсменами. После этого наступает этап формирования у детей умений правильно использовать полученные знания и принимать решения на основе знаний.

Говоря о просмотре фильмов, как способе привлечения внимания детей к проблеме здорового образа жизни, нельзя не вспомнить ряд современных фильмов. В педагогических разработках фигурируют следующие художественные фильмы: «Легенда 17», «Тренер», «Поддубный», «Чемпионы», где главным фигурирует образ здоровой личности, привлекающий внимание зрителей своими личностными и физическими качествами. Дети склонны искать кумиров среди фильмов, мультфильмов, игр, поэтому в образовательных целях можно грамотно использовать образ такой авторитетной личности.

А. М. Плещев отводит большую роль режиму работы и отдыха, ведь это является способом решения многих проблем. Знакомство детей со здоровым образом жизни необходимо начинать именно с понятий режима дня, здорового питания и отказа от вредных привычек. В концепции режима дня лежит информация и о необходимости умственной, физической активности, здорового сна и режима приема пищи. А. М. Плещев также пишет, что существуют два закона здорового питания, о которых необходимо рассказать детям: закон равномерности потребляемой и получаемой энергии, закон разнообразия питания. Первый закон указывает на необходимость соблюдения баланса между потреблением пищи и физической активностью во избежание ожирения, второй – на то, что пища должна удовлетворять потребности человека в белках, жирах и углеводах.

Роль здорового образа жизни возросла после принятия в 2019 году Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года. В связи с чем, возросло и количество исследований на данную тему. Анализ педагогической литературы показал, что формирование первичных представлений о здоровом образе жизни является сложным процессом. Психолого-педагогические разработки, развивающиеся с начала 2000 гг., ориентированы на привлечение разнообразных методов и приемов для создания благоприятных условий формирования интереса к здоровому образу жизни у детей разного возраста. Рассмотрим, что предлагается в педагогических исследованиях для конструирования комплекса, необходимого для получения первичных знаний о здоровом образе жизни. Например, А. Ю. Лахтин пишет, что формирование первичных представлений о здоровом образе жизни должно включать здоровьесберегающие технологии, основанные на применении таких методов:
• Применение игровых технологий и внедрение оригинальных задач в воспитательном контексте. С помощью игр можно донести до учащихся необходимую информацию, показать практическую значимость рассматриваемого материала, обеспечить психологическую разгрузку и способствовать появлению заинтересованности детей в данном направлении;
• Формирование благоприятного психологического климата в классе. Доброжелательная обстановка, всяческая мотивация и поощрение детей к самостоятельной деятельности – перечисленные факторы будут способствовать формированию психологического комфорта, следовательно, благоприятно будут влиять и на здоровье учащихся;
• Включение рассмотрения вопросов здоровья в рамках различных учебных предметов, чтобы информация о здоровом образе жизни постоянно была «в поле зрения» детей.

Е. А. Дударенко подтверждает, что формирование первичных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться с тестирования. Тестирование организовывается с целью выявления слабых мест, пробелов в знаниях школьников, касающихся здорового образа жизни. Далее на выбор, в зависимости от результатов тестирования и условий в образовательном учреждении, педагог может использовать следующие варианты:
• Организация информационно-просветительской деятельности, направленной на просвещение детей в области здорового образа жизни и пропаганды негативных последствий употребления алкоголя, наркотических веществ и так далее (разработка методических материалов, проведение опросов);
• Организация работы с молодежью, средствами массовой информации, использование «социальной рекламы» в школе, например, массовые мероприятия, подготовка школьных газет);
• Организация в школе специальной группы по оказанию помощи детям, подросткам, попавшим в неблагоприятную ситуацию из-за вредных привычек, проведение занятий здоровья, консультаций желающих по вопросам здорового образа жизни.

Более современные педагогические разработки, например, С. И. Карабаевой и М. В. Мироновой, ориентированы на включение в образовательный процесс кейс-технологий, которые являются интересным способом привлечения внимания детей в рассматриваемую нами проблему.

Использование проектной и научно-исследовательской деятельности в школе набирает популярность в современных педагогических разработках. По мнению И. А. Пешковой, проектная деятельность способствует решению большого количества практико-ориентированных задач, а именно актуализация и расширение знаний детей в области здорового образа жизни, укрепления интереса к собственному здоровью, формирование умений и навыков проектирования деятельности для решения здоровьесберегающих задач и способности к оценке собственных действий.

Проектная деятельность заключалась в разработке и реализации проекта, итогом которого является решение здоровьесберегающей задачи или проблемы, которое дети предлагают сами. В рамках проекта может быть организована и научно-исследовательская деятельность, направленная на выявление проблем, вопросов, существующих в социуме.

На сегодняшний день всё более популярны общественные мероприятия, направленные на ознакомление детей и их родителей с правилами ведения здорового образа жизни. К примеру, Е. В. Конькина, Н. М. Науменко, О. С. Шаврыгина предлагают организовывать такие мероприятия не лишь на уровне школы, а даже на уровне города. Масштабные по своей сути мероприятия способны привлечь внимание огромного количества людей, что заставит принять участие, либо задуматься об образе своей жизни и родителей, и детей.

В. М. Пиюкова считает, формирование первичных представлений о здоровом образе жизни в работе с младшими школьниками может производиться путем разъяснения педагогом основных понятий и терминов, касающихся здоровья, во время физкультурных минуток, возможно утренних зарядок в образовательной организации.

Часто можно увидеть рекомендаций для педагогов начального образования, советующие обратить внимание на дидактические игры, как метод для получения необходимых знаний, умений и воспитательного процесса. Дидактические игры для большинства младших школьников представляют большой интерес, так как данный вид заданий помогает привлечь внимание ребенка и снять напряжение, накопившееся от умственного труда.

Итак, процесс формирования первичных представлений о здоровом образе жизни, на основании изученных литературных данных, должен включать исследование осведомленности детей о здоровье и здоровом образе жизни, затем – комплекс мер, направленных на получение детьми первичных представлений о здоровом образе жизни. В литературе существует огромное количество методик, направленных на обеспечение просветительской деятельности в области здорового образа жизни, однако, несмотря на это, всё же присутствует необходимость в дополнении имеющегося материала с помощью проведения новых исследований, усовершенствования методик и предложения своих кейсов, содержащих дидактические игры, программы мероприятий, направленных на формирование представлений о здоровом образ жизни у школьников.

Список используемой литературы:
1. Дударенко Е. А., Цевенко Д. А., Половодов И. В. Тенденции развития представлений о здоровом образе жизни среди молодого поколения / Е. А. Дударенко, Д.А. Цевенко, И. В. Половодов // Наука-2020. - 2021. - №7 (52). – С. 159 – 166.
2. Казначеев А.В. Методы продвижения здорового образа жизни среди школьников / А. В. Казначеев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - №11-1. – С. 156 – 158.
3. Карабаева С.И., Миронова М.В. Кейс-технология как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников / С. И. Карабаева, М. В. Миронова // Символ науки. - 2019.- №10. - С. 11 – 14.
4. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы / В. М. Козубовский. – М.: Амал-фея 2008. – 368 с.
5. Конькина Е. В., Науменко Н. М., Шаврыгина О. С. Моделирование процесса воспитания культуры здоровья школьника / Е.В. Конькина, Н. М. Науменко, О. С. Шаврыгина // Вестник ОГУ. - 2019. - №4 (222). – С. 18 – 25.
6. Лахтин А. Ю. Формирование здорового образа жизни и современные подходы к его сохранению / А. Ю. Лахтин // МНКО. - 2013. - №2 – С. 56 – 58.
7. Мокеева Л.Н., Цимбал А.В. Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни у детей в условиях малокомплектной школы / Л. Н. Мокеева, А. В. Цимбал // МНКО. - 2019. - №4 (77). - С. 156 – 159.
8. Пиюкова, В. М. К вопросу о совершенствовании организационно-педагогических условий управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников / В. М. Пиюкова // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 264-267.
9. Плешаков А. А. Окружающий мир : 3-й класс : часть 1 / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2023. – 161 с.
10. Фисенко А. П., Кучма В. Р., Кучма Н. Ю. Стратегия и практика формирования здорового образа жизни детей в Российской Федерации / А. П. Фисенко, В.Р. Кучма, Н. Ю. Кучма // Российский педиатрический журнал. - 2020. - №2. – С. 76 – 85.
11. Хомутова Е. В., Игнашкина М. В. Здоровый образ жизни: укрепление здоровья / Е. В. Хомутова, М.В. Игнашкина // Наука-2020. - 2022. - №4 (58). – С. 12 – 16.

Рекомендуем посмотреть:

Как сшить медицинскую маску из ткани своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Похожие статьи:

Формирование ЗОЖ у подростков в системе образовательной и воспитательной работы школы

Сценарий музыкальной сказки о вредных привычках, 6-8 класс

Игра «За здоровый образ жизни», 6-9 класс

Беседа на тему ЗОЖ для старшеклассников

Беседа о влияние алкоголя на здоровье подростка

Опубликовано: 173 дня назад (8 ноября 2023)
Просмотров: 686
Рубрика: О ЗОЖ
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!