Семинар - практикум для воспитателей "Лего - конструктор в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
Лего-конструктор в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
В педагогической практике широко используются разнообразные виды конструирования — из деталей конструктора, крупногабаритных модулей, из бумаги, природных и бросовых материалов. Из всего многообразия конструкторов ЛЕГО представляет собой яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.
Применение ЛЕГО способствует:
• развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета
• развитию и совершенствованию высших психических функций — памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение
• тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму
• сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Освоение ЛЕГО- конструктора ведётся последовательно от простого к сложному.
Первая часть освоения ЛЕГО – это упражнение на развитие логического мышления.
Её цель – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами этого этапа являются:
• Совершенствование навыков классификации
• Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
• Активизация памяти и внимания.
• Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
• Развитие комбинаторных способностей.
• Закрепление навыков ориентирования в пространстве
Вторая часть — конструирование
Цель второй части — развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи второго этапа:
• Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
• Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
• Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу – по предложенной или свободно выбранной теме.
• Ознакомление с окружающей действительностью педагога
• Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
• Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть — обыгрывание построек
Можно выделить особенности организации и проведения занятий и совместной деятельности в разных возрастных группах.
В младшей и средней группах применимы следующие виды организации совместной деятельности:
• по образцу
• по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО
• по собственному замыслу.
Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, счете до 5, закрепляют понятия: «высокий — низкий», «широкий — узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.
В средней группе основой при организации работы с ЛЕГО- конструктором является сказка. Это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО ДАКТА – конструирование по – замыслу.
Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Образец может быть дан и в начале, а затем он убирается. Примерами тем занятий могут быть: «В леса – чудеса мы поедем с тобой «Моделирование персонажей по сказке Колобок» и др.
В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы — «Транспорт», «Архитектура». Отличительная черта моделей транспорта, сооружаемых детьми этого возраста – размер и сложность. После предварительного занятия – конструирование по- замыслу –проводится занятие по условию. Например, конструирование двухэтажного дома с крыльцом и балконом.
При выполнении построек – по словесному описанию и наглядному действию дети учатся справляться со сложными поэтапными постройками.
Проблемные ситуации создаются такие, чтобы ребенок захотел сам построить что-то для решения поставленной задачи.
Формы организации НОД самые разные: конструирование по заданным условиям, по изображению, по замыслу. Затем уже следует конструирование по изображениям.
Для подготовительной группы характерна работа с мелким конструктором и усложнение моделей. Основные формы организации НОД – работа по картинкам с изображением объекта и по замыслу. Темы занятий — «Конструирование по замыслу на тему летнего отдыха, «Моделирование бабочки по картинке», «Конструирование космических кораблей» и др.
Актуальность ЛЕГО - конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
Являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация)
Позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре)
Формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества
Объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Игра – важнейший спутник детства. «LEGO» позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Приглашаю всех друзей
«LEGO» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «LEGO» поиграть полезно!
Практическая часть
- Создание макета детского сада из конструктора Lego;
- Сбор моделей роботов «Вентилятор» и «Движущийся спутник» из конструктора LEGO wedo 2.0.
Рекомендуем посмотреть:
Робототехника в детском саду
Творческий проект в старшей группе. «Все профессии нужны, все профессии важны. Дизайнер»
Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности для детского сада. Старшая г
Проект в детском саду. Робототехника