Развитие элементарного эстетического восприятия детей раннего возраста в изобразительной деятельности
Актуальность.
Одним из направлений воспитания детей раннего возраста является эстетическое воспитание, которое предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также желания и умения творить.
Эстетическое восприятие – это процесс приема и преобразования эстетической информации, предполагаюийспособность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различатпрекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной действительности и в произведениях искусства и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия.
Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную творческую деятельность. В ней ребенок выступает, с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы приобщается к основам художественного творчества. Изобразительная деятельность крайне важна для овладения умением рисовать. Дети в процессе изобразительной деятельности приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У детей развивается внимание, усидчивость, тренируется координация системы «рука и глаз».
Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребенку овладеть элементарными приемами рисования, но и благотворно влияют на общее развитие детей: побуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, память, воображение.
Цель.
Целью моей работы явилось создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по теме;
2. Определить уровень художественно-эстетического развития детей раннего возраста;
3. Разработать и апробировать цикл занятий по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста;
4. Проанализировать эффективность проведенной работы.
Направления деятельности.
1. Рассматривание картин, репродукций;
2. Наблюдение за природой и объектами искусства;
3. Привлечение детей к обсуждению игрушек или сказочных героев из песенок, потешек, литературных текстов;
4. Обучение рисованию — пассивные движения ребенка карандашом или кистью, а также прямой показ того предмета, который нужно изобразить;
5. Организация самостоятельной творческой деятельности;
6. Проведение тематических развлечений.
Формы и методы работы.
В своей работе использую следующие
формы и методы работы:
Формы:
1. Изобразительная деятельность.
2. Организованные занятия.
3. Развлечения, праздники.
Методы:
1. Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
2. Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса, метод разнообразной художественной практики.
3. Метод сотворчества (с педагогом, со сверстниками).
Новизна.
Свою работу по изобразительной деятельности я начала с создания
предметно-пространственной среды, обеспечивающей деятельность каждого ребенка. Центр творчества назвала «Волшебные ладошки».
В ходе оформления центра большое внимание уделяла оригинальности, красочности и эстетическому оформлению. Не забывала и о соблюдении сенсорных эталонов, обращая внимание на четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый и синий).
Эффективным методом развития эстетического восприятия здоровья детей раннего возраста в целом считаю неклассические приемы рисования.
Арт – методика «Творчество с младенчества, или художники в памперсах» (рисование красками)
В своей группе я успешно реализую методику «Художники в памперсах». Её автором является доктор медицинских наук, врач-педиатр Мария Гмошинская. Данная методика помогает развивать сенсорику, мелкую моторику малыша, формировать его основные психические способности и креативный потенциал.
Цель методики: формирование творческих проявлений в рисовании красками у детей от 6 месяцев до 3-х лет.
Техника «Ладошки».
Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом. Показываю ребенку, как обмакивать ладонь в краску, а затем прикладывать её к бумаге и радуюсь вслух: “Краска красивая желтая, теплая! Что же получится, если прижать ладошку к бумаге? Листик! Красота какая!” Дети заражаются эмоциями и тоже удивляются, радуются.
Техника «Рисование штампами».
Техника рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.
Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать.
Ведь печатать можно чем угодно. Именно это и будет настоящим творчеством.
Техника «Кляксография».
Это рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходимо разглядеть определенный образ, подключив фантазию. Эта техника идеально подходит для детей, так как не требует особых навыков, задатков и талантов. Ее можно сочетать с другими методиками, дополнять картины с помощью красок, бумаги, пластилина, раздувать кляксы через трубочку или позволять им свободно растекаться.
Техника «Рисование ватными палочками».
Рисование тычками и ватными палочками тоже интересно ребенку. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или поролоновый тычок, опустить в краску и пытаться рисовать. Была бесцветная тучка и вдруг она
стала яркой и из нее покапали капельки дождя. Ну, разве не чудо! Или был просто красный жук, мы добавили пару черных точек и божья коровка «ожила». Все это успокаивает и отвлекает ребенка от слез и разлуки с мамой.
Техника «Рисование пальчиками».
Рисование развивает творческий потенциал ребенка, мелкую моторику пальцев рук, помогает в изучении цветовых гамм. Так же при помощи рисования пальчиками малыш получает новые тактильные и зрительные ощущения, расширяется кругозор. Ребенок получает положительные эмоции, а ведь именно яркие творческие впечатления положительно влияют на психологическое развитие малыша.
Результаты работы.
Результаты своей работы по данной теме показал: к концу учебного года дети проявляют активный интерес к восприятию эстетических свойств и явлений, желание рассматривать и действовать с ними; у этих детей наблюдается эмоциональный отклик на проявления эстетического, интерес к изобразительной деятельности. Выделяют основные признаки предметов, которые делают их красивыми (яркие цвета, основные формы, большинство детей без затруднений определяют форму, цвет и характер поверхности объектов и выражают эти эстетические признаки объектов в речи.
Вывод.
Подводя итоги, хочется сказать, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. У детей на этом этапе работы ярко выражен интерес к изобразительным видам деятельности, растет желание фантазировать и у некоторых ребят начинает проявляться именно творческий подход к рисованию.
Из вышесказанного могу сделать вывод, что художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста средствами различных видов изобразительной деятельности и использование разнообразных средств, методов и приемов способствуют приобретению детьми умений и навыков передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов, развивают эмоциональную отзывчивость на восприятие эстетических явлений в искусстве и творческую индивидуальность каждого ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
Урок рисования в подготовительной группе. В зимнем парке
Рисование солью и гуашью в детском саду
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Старшая - подготовительная группа
Нетрадиционная техника рисования для детей по теме Зима