Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по тактильной стимуляции "Подарок маме"

Конспект занятия для детей ОВЗ по тактильной стимуляции «Подарок маме»
Данный материал будет полезен воспитателям, специалистам работающим с детьми с ОВЗ а так же родителям воспитывающим детей с особенностями в развитии.
Описание:
Тактильная стимуляция — это механическое активирующее воздействие на кожные рецепторы соответствующего участка тела, посредством непродолжительного применения соответствующих техник и приемов.

Самые восприимчивые к разнообразным воздействиям – это рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, ребенок может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки. Тактильное восприятие информации настолько важно, что его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано или поздно начать активное развитие осязательных способностей.

Тактильная стимуляция играет важную роль в развитии детей с ОВЗ. Она позволяет развить и укрепить чувства и навыки, оптимизирует связь между нервной системой и внешним миром, также способствует социальной адаптации детей. В процессе взаимодействия с окружающими предметами ребенок изучает правила взаимодействия, учится контролировать свои эмоции и устанавливать связи с окружающим миром.

Таким образом, дети с ОВЗ в наибольшей степени нуждаются в стимулирующих воздействиях на тактильные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов тактильного стимулирования будет благоприятствовать их психическому и физическому развитию.

Цель: создание условий для стимулирования тактильной чувствительности, развития мелкой моторики.
Задачи:
- Создание эмоционально-комфортной среды.
- Стимулирование сенсорного и тактильного восприятия предметов в процессе коррекционно-педагогического взаимодействия, побуждение интереса к разнообразию окружающего мира.
- Стимулирование двигательной активности воспитанницы через музыкальную игровую деятельность.
- Закрепление элементарных социальных навыков (захватывание, удерживание предметов, манипулирование предметами).
- Стимулирование длительного эмоционально окрашенного взаимодействия педагога и ребенка с помощью различных тактильных раздражителей.
Форма проведения: индивидуальная, Виталина 15 лет
Оборудование: изображение – фото, набор тактильных ковриков, стеклянные шарики, крупа – горох, поднос с посудой, заготовки для изготовления подложки, безопасная игла, музыкальный материал, фломастер, платочек с тазиком.
Методы и приемы: Личностно – ориентированный подход, упражнения на восприятие тактильных раздражителей различной модальности, формирование умений и навыков социальной компетенции, совместная творческая, продуктивная деятельность.
Ход занятия
1. Организационный момент. Создание эмоционально - комфортной обстановки. Приветствие.
Воспитатель здоровается с ребенком, устанавливает зрительный контакт, эмоционально – комфортную обстановку. Называет его имя, дотрагивается до него, ожидает ответную реакцию от ребенка. Общение в процессе приветствия помогает начать новый день в мире и согласии, дарить друг другу радость и тепло, которые так нужны для эффективного образовательного процесса!
- Здравствуй Виталина! (воспитатель дотрагивается до ребенка своей рукой и рукой ребенка, еще раз уточняет – Ты Виталина!)
Воспитатель дотрагивается рукой ребенка до себя, называя свое имя, ожидает ответную реакцию от ребенка.
(Я – Елена Геннадьевна! Воспитатель дотрагивается рукой ребенка до себя)
Доброе утро улыбчивым лицам! (помахать ладонью влево вправо)
Доброе утро солнцу и (поднять обе руки вверх)
птицам! (помахать руками имитируя взмахи крыльев)
Пусть каждый становится добрым, доверчивым. (показать указательным пальцем вокруг себя)
Пусть доброе утро продлится до вечера! (помахать ладонью вправо влево, приложить ладонь к щеке)

2. Мотивационный настрой.
Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру, настроиться на позитивное взаимодействие.
- Сейчас, Виталина, давай с тобой поиграем, проверим, готова ли ты активно заниматься сегодня!

Игра «Вы готовы, детки?»
- Вы готовы, глазки?
- Да! (дотронуться до глаз)
- Вы готовы, ушки?
- Да! (дотронуться до ушей)
- Вы готовы, ручки?
- Да! (поглаживание кистей рук)
- Вы готовы, ножки?
- Да! (поглаживание ног)
- Вы готовы, детки? (развести руки в стороны)
- Да! Готовы! (обнять себя руками).

- Очень хорошо Виталина! Умница!

3. Основная часть. Упражнения на тактильную стимуляцию
- Посмотри Виталина вот на эту фотографию, кто это? - Мама. В конце этого месяца, это уже совсем скоро, будет праздник «День матери». В этот день принято поздравлять всех мам, говорить им самые теплые и хорошие слова, помогать и дарить подарки. И сегодня у нас с тобой необычное занятие: мы будем помогать маме и своими руками сделаем ей подарок- подложку под чайную чашку.

Упражнение 1. «Тактильные коврики»
- Давай с тобой Виталина поможем смахнуть пыль с этих ковриков.
Ребенку предлагается потрогать, погладить тактильные коврики, проговаривая какие они на ощупь. ( гладкий, колючий, шершавый и т.п.)
- Молодец Виталина! Очень хорошо!

Упражнение 2. «Мамины бусы»
- Посмотри Виталина! Мамины бусы разорвались и все бусины рассыпались, давай мы их с тобой соберем.
Ребенку предлагается собрать стеклянные шарики с подноса в плошку, стараться при этом задействовать обе руки.
Бусинку за бусинкой соберу на нитку.
Мой подарок знаю, вызовет улыбку.
Маме он понравится и она в ответит:
Скажет, что красивей бус нет на белом свете!

- Молодец Виталина! Очень хорошо!

Упражнение 3. «Горох»
- Ой? А что это у нас? Какая неприятность, мама варила суп и просыпала горох (фасоль, чечевица и т.п), давай Виталина мы с тобой его соберем.
Ребенку предлагается собрать с подноса крупу в плошку, отрабатывая при этом захват щепотью.

Я люблю, ребята, труд.
До всего охотница.
И не зря меня зовут
Мамина помощница!

- Молодец Виталина! Очень хорошо справилась с заданием!

4. Музыкальная пауза. «Будем маме помогать»
Ребенку предлагается выполнить движения под музыку : сменить положение «сидя за столом», подвигаться под музыку.
- А сейчас Вставай Виталина, мы немного поиграем, подвигаемся под музыку. (звучит музыка)
- Маме будем помогать, (берут платочек в руки и «стирают»)
Будем мы бельё стирать:
Раз-два-три! Раз-два-три!
Я стираю - посмотри!
Воды чистенькой нальём, ("полощут" платочек в посуде.)
Полоскать теперь начнём.
Раз-два-три! Раз-два-три!
Полоскаю, посмотри!
Чтоб бельё сушить начать, (имитируют движение "отжим" платочка)
Нужно хорошо отжать,
Раз-два-три! Раз-два-три!
Отжимаю, посмотри!
Потянулись высоко
Ведь повесить нелегко, (вешают платочек на спинку стула)
Раз-два-три! Раз-два-три!
Как бельё висит, смотри!
Мы стирали, мы стирали. (руки вперёд "стряхнуть")
Наши рученьки устали.
Сядем, сядем, посидим, (присели, смотрят влево-вправо)
На гостей мы поглядим. Уфф ("вытирают лоб")

- Очень хорошо Виталина! Молодец!

5. Пальчиковая гимнастика «Капуста»
- А теперь Виталина, давай вернемся на место и продолжим наше занятие. Воспитатель предлагает ребенку выполнить пальчиковую гимнастику:
Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трем, трем
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем.

- Молодец Виталина! Хорошо размяли мы с тобой пальчики!

6. Практическая часть. «Подарок маме»
Воспитатель демонстрирует девочке магазинный вариант подложки под кружку. Предлагает изготовить своими руками подарок маме – подложку под чашку.
- Посмотри Виталина – это уже готовая подложка под чашку купленная в магазине, конечно она красивая, но самый лучший подарок – это подарок сделанный своими руками, поэтому мы сейчас с тобой сделаем подарок маме – подложку под чашку. У меня есть заготовка, возьмем красивую яркую ленту и проденем ее в дырочки. (педагог помогает девочке справиться с заданием.)

- Вот как красиво получилось, но чего- то все же не хватает, давай еще нарисуем веселый смайлик фломастером.
- Молодец Виталиночка! Посмотри, какая красивая подложка под чашку получилась. Мы подарим ее маме, и когда она будет пить чай, то чашку будет ставить на эту подложку, будет улыбаться, и думать что это ты сделала ей такую красивую подложечку. Давай покажем нашу работу гостям.

7. Заключительная часть. Подведение итогов
Педагог вместе с ребенком рассматривает получившуюся работу, обговаривает результат. Воспитатель создает ситуацию успеха, хвалит ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП в детском саду на тему: Весна Конспект НОД в старшей группе по ФЭМП для детей с ОВЗ на тему: Деревья

Похожие статьи:

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОВЗ в ДОУ

Конспект занятия по сенсорному развитию для детей с ОВЗ
Опубликовано: 249 дней назад (18 марта 2024)
Просмотров: 225
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Наталья Косарева # 20 марта 2024 в 13:16 0
Несомненно что, данный материал будет полезен воспитателям, специалистам работающим с детьми с ОВЗ а так же родителям воспитывающим детей с особенностями в развитии.