Данная разработка представляет собой интеллектуальную игру в формате «своя игра». Материалы могут быть использованы классными руководителями, учителями физики в рамках празднования Дня космонавтики, а также на тематических неделях или вечерах. Содержание материала рассчитано на учащихся 7-8 классов. Цель мероприятия: развивать познавательные навыки учащихся в области космонавтики. Задачи мероприятия: Образовательные:
1. Продолжить формировать знания учащихся в области космонавтики; Развивающие:
1. Развивать интеллектуальные качества и интерес учащихся посредством демонстрации достижений отечественных ученых и первооткрывателей;
2. Расширять кругозор учащихся в результате работы в команде и знакомства с ранее неизвестными фактами; Воспитательные:
1. Оказывать положительное влияние на профессиональное самоопределение учащихся посредством знакомства с возможными видами деятельности;
2. Воспитывать чувство гордости за достижения соотечественников;
3. Воспитывать интерес к физике, астрономии. Оборудование и материалы: ПК с проектором, презентация «Ближе к звездам», таблица для подсчета баллов, таймер или песочные часы. Подготовка к мероприятию: учащиеся с помощью учителя делятся на три команды по пять человек; команды располагаются на заранее подготовленных рабочих местах.
Игра «Ближе к звездам»
Презентация: презентация включает в себя вопросы (3-17 слайды) и сетку (2 слайд), состоящую из трех категорий, каждая из которых состоит из пяти вопросов с разным уровнем сложности. Каждая ячейка сетки имеет гиперссылку на выбранный вопрос. Вернуться на слайд с сеткой можно, кликнув на звездочку в правом нижнем углу каждого слайда.
1 категория «Космические объекты»
Вопрос 1: это небесные тела, которые обращаются по орбите вокруг центральной звезды. Что это? (планета)
Вопрос 2: это тело космического происхождения, которое достигло поверхности Земли или другого крупного небесного тела. Что это? (метеорит)
Вопрос 3: это небесное тело, которое совершает периодическое орбитальное движение вокруг другого тела. Что это? (спутник)
Вопрос 4: это область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, в том числе кванты самого света. Что это? (черная дыра)
Вопрос 5: это система из звёзд и их скоплений, космической пыли, межзвёздного газа, планет и тёмной материи. Что это? (галактика)
2 категория «Человек и космос»
Вопрос 1: он стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство. (Ю.А. Гагарин)
Вопрос 2: 16 июня 1963 г. на космическом корабле «Восток-6» совершила полёт первая в мире женщина-космонавт. Кто это? (В. В. Терешкова)
Вопрос 3: лётчик-космонавт СССР № 11, первый человек в мире, вышедший в открытый космос. Кто это? (А. А. Леонов)
Вопрос 4: это выдающийся конструктор и учёный, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники, является основоположником советской космонавтики. (С.П. Королев)
Вопрос 5: первый человек, ступивший на Луну 20 июля 1969 года в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11». Кто это? (Нил Армстронг)
Категория «Это интересно»
Вопрос 1: Легендарная фраза Юрия Гагарина «…» стала своеобразным символом космической эры. Что это за фраза? (Поехали!)
Вопрос 2: Первым землянином в космосе была … , которая была запущена в космос на советском корабле «Спутник-2» в 1957 году. Кто это? (Собака)
Вопрос 3: Теоретики считают, что около 98% всей материи, которая существует, была создана в момент …. Более тяжелые вещества, такие как углерод, азот и кислород, появились позже. (Большого Взрыва)
Вопрос 4: До полёта в космос знаменитых … и … звали Альбой и Маркизой. О ком речь? (Белка и Стрелка)
Вопрос 5: Свету (фотонам) требуется … , чтобы достичь Земли с поверхности Солнца. Сколько времени требуется свету? (~ 8 минут)
План мероприятия «Ближе к звездам»
1. Учащиеся придумывают название для своей команды (название должно быть связано с тематикой мероприятия), учитель записывает название команд в таблицу для подсчета голосов.
2. По жеребьевке определяется порядок права выбора задания командами.
3. Команда выбирает категорию и стоимость вопроса, учитель выводит задание и включает таймер. Если в течение 1 минуты правильный ответ от команды не поступает, право ответить на вопрос передается следующей команде.
4. По окончании вопросов подсчитывается количество баллов, набранное каждой командой.
5. Подводятся итоги и проводится награждение.
Планируемые результаты:
— проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
— ценностное отношение к достижениям российских учёных-первооткрывателей;
— интерес к практическому изучению профессий, связанных с космосом;
— планирование своего развития в приобретении новых знаний;
— принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы; обобщать мнения нескольких людей.