Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Логопедическая работа по преодолению ОНР у дошкольников с ЗПР

Современные направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи дошкольников с задержкой психического развития
Аннотация. В статье описаны современные подходы и направления логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи дошкольников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития, общее недоразвитие речи, логопедическая работа с детьми, коррекционная работа, коррекционно-логопедическое воздействие.
* * *
Категория детей, имеющих задержку психического развития, является самой наибольшей и разнородной среди численности всех детей с ограниченными возможностями здоровья.
По определению О.А. Макаровой задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций [1].
У данной категории детей в старшем дошкольном возрасте отмечается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, преобладание игровых интересов. Особенности психомоторного развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития обуславливают большую распространённость речевых нарушений.
Согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования» на сегодняшней день определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, среди которых выделяются: хорошее владение устной речью, овладение предпосылками к грамотности, развитость крупной и мелкой моторики, владение основными движениями, способность контролировать свои движения и управлять ими [2].
У детей, имеющих задержку психического развития нарушается не только развитие устной речи, но и отмечается неречевая симптоматика. Она включает в себя нарушения психической и моторной сфер, которые оказывают неблагоприятное воздействие на способность к обучаемости, социализацию и развитие ребенка в целом.
В различных исследованиях отмечается, что у изучаемой категории детей, наряду с ведущими расстройствами фонетической стороны речи, часто наблюдается и недоразвитие лексико-грамматического системы речи. Учёными были выявлены основные трудности использования лексико-грамматических средств языка у детей данной категории: недоразвитие активного словаря, обеднённость словаря имён прилагательных и глаголов, ошибочное употребление родовых, числовых, падежных окончаний; неправильное использование предложно-падежных конструкций, нарушение морфологической системы языка, трудности словообразования, несформированность системы словообразовательных моделей, неправильный выбор суффиксов и употребление морфем. Накопление слов и их форм происходит медленнее, в отличии от нормотипичных сверстников. Также в научных исследованиях отмечаются затруднения в усвоении семантической стороны слов; затруднения в употреблении и усвоении обобщающих слов, неправильное употребление флексий и предлогов, аграмматичное построение синтаксических конструкций.
В последствии перечисленные недостатки речи могут привести к недоразвитию связной устной речи, дисграфии и дислексии. Следствием этого будет являться снижение успеваемости ребёнка в школе, появление психологических проблем личностного характера.
Таким образом, данные положения позволяют рассматривать проблему общего недоразвития речи у старших дошкольников с задержкой психического развития как одну из актуальных.

Целью коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является: преодоление нарушений звукопроизношения, недоразвития фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.

Задачи коррекционной работы:
1. Постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков.
2. Формирование слоговой структуры слова.
3. Развитие импрессивной и экспрессивной стороны речи.
4. Усвоение грамматических средств языка.
5. Развитие связной речи.

Для реализации этих задач важно учитывать следующие принципы [3]:
1) Принцип единства диагностики и коррекции. Результаты диагностики являются основополагающими для составления коррекционно-педагогической работы для детей. В процессе работы так же может быть проведена промежуточная диагностика для оценки работы и усвоения программы. Это дает возможность логопеду проектировать дальнейшие направления работы и, возможно менять, методы и методики работы, заменяя их на более оптимальные.
2) Этиопатогенетический принцип. Для преодоления нарушений речи важно понимать причину и факторы на это повлиявшие, в следствии этого выстраивать коррекционную работу. Понимание причины нарушения речи позволяет логопеду максимально эффективно выстраивать свою коррекционно-педагогическую работу для преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников.
3) Деятельностный принцип. О роли деятельностного принципа говорили такие авторы, как А. Н. Леонтьев и Д. Б. Эльконин в своих трудах.
По их мнению, занятия и упражнения должны предполагать активную деятельность ребенка, что помогает активизации познавательных процессов.
Ведущей деятельность у старших дошкольников является игра, поэтому реализация этого принципа помогает также не снизить мотивацию детей к логопедическим занятиям.
4) Принцип индивидуального подхода. Для составления образовательной программы на ребенка важно учитывать: уровень психологического развития ребенка, возрастные и индивидуальные особенности ребенка. В работе логопеда по преодолению общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста должны быть предусмотрены игровые упражнения с учетом того, что игра – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, а также упражнения для самостоятельной работы детей – с учетом того, что развитие произвольности поведения и эмоционально-волевой сферы личности выступают новообразования старшего дошкольного возраста.
5) Принцип наглядности. Необходимо привлечение всех органов чувств у ребенка для полного восприятия информации. Формы наглядности: зрительная, звуковая и тактильная наглядность. Занятия должны быть оснащены иллюстрированными методическими пособиями для зрительной наглядности. Так же важно использовать сенсорный материал. Такие занятия будут интересны ребенку, что будет способствовать наиболее быстрому результату.
6) Принцип доступности. Образовательная программа должна быть понятна для старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
7) Принцип комплексности. Это один из наиболее важных и необходимых условий в коррекционной работе при преодолении общего недоразвития речи у старших дошкольников. Такая работа включает в себя проведение медикаментозного, психологического и логопедического воздействия.
8) Принцип отбора дидактического материала. Данный принцип коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает:
- дидактический материал должен соответствовать требованиям программы по обучению и воспитанию детей в ДОУ;
- при подборе дидактического материала должна учитываться зона ближайшего и актуального развития у детей, учитываются возможности, интересы ребенка.

Организация работы логопеда по преодолению общего недоразвития речи у старших дошкольников предполагает планирование, проведение и оценку эффективности работы. При планировании коррекционной работы должны учитываться цель, принципы и задачи для обеспечения детей фонетической системой языка, фонематическими умениями, связной, грамматически правильной речью, элементами грамоты для повышения готовности детей к обучению в школе [4].

Планирование логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста предусматривает разработку индивидуальных планов коррекции речевых нарушений с учетом первичной диагностики.

Обязательным элементом коррекционно-развивающей работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста выступает организация выполнения домашних заданий детьми самостоятельно или совместно с родителями, а также консультаций по вопросам преодоления общего недоразвития речи. По каждому ребенку, ведется индивидуальная документация, в которой фиксируются диагностические результаты (первичные, промежуточные, контрольные), этапы и ход коррекционной работы, график посещений, циклограммы и пр. [5].

Для контроля логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у старших дошкольников обязательно ведутся базовые документы: индивидуальный маршрут коррекционной работы и речевая карты, заполненная на каждого ребенка. В индивидуальном маршруте прописывается начальный уровень состояния речи ребенка, необходимые формы и виды коррекционно-педагогической работы. Ведение этих документов позволяет проследить динамику речевого развития ребенка по месяцам. Для эффективности работы логопеда необходимо осуществление этого контроля.

Таким образом, коррекционная работа логопеда по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста должна базироваться на научных принципах, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей. Организация работы логопеда строится поэтапно, с учетом логики развития речи. Все результаты (диагностические и коррекционно-развивающие) должны быть документально зафиксированы.

Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с задержкой психического развития является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи [6]. Поэтому логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития должна охватывать развитие речи и психики ребенка в комплексе и идти по следующим направлениям:
1. Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
2. Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти.
3. Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики.
4. Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звуковой структуры слова.
5. Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами.
6. Формирование морфологической и синтаксической системы языка.
7. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.
8. Формирование анализа структуры предложений.
9. Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

В плане организации коррекционной работы с детьми, важно учитывать и своеобразие формирования функций речи, особенно ее планирующей, регулирующей функции. При задержке психического развития отмечается слабость словесной регуляции действий [7]. Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования - использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог - давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы - составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.
Обобщая все сказанное, следует подчеркнуть, что коррекционно-логопедическое воздействие при задержке психического развития носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.
Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи. В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с задержкой психического развития, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.
Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи и интеллекта, надо начинать в раннем возрасте. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии. В современной логопедии нарушения речи никогда не рассматривались вне связи с умственным развитием ребенка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда.

Литература:
1. Макарова О.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. 2013. №S1.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ред. от 08.11.2022) // Российская газета, N 265, 25.11.2013.
3. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. – Москва: Альт-Пресс, 2015. – 194 с.
4. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва: Просвещение, 1969. – 270 с.
5. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей / В. И. Лубовский. – Москва : АСТ, 2014. – 213 с.
6. Шевченко Е.Ю., Меженцева Г.Н. Нарушения речи у детей с задержкой психического развития // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 11 (64).
7. Ситникова С.Ю. Общие вопросы и проблемы психологии и педагогики детей с ЗПР // МОУ СОШ №17. 2022.

Рекомендуем посмотреть:

Формирование зрительно-вербальной сферы у детей с ЗПР при подготовке к школе Опыт работы учителя-логопеда. Особенности формирования словаря и словообразовательных процессов у де Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец Развитие воображения у детей с ЗПР
Опубликовано: 212 дня назад (25 апреля 2024)
Просмотров: 324
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Светлана Александровна Колесникова # 27 апреля 2024 в 09:25 0
Добрый день. Познакомилась с вашей разработкой, интересный и познавательный материал. Далеко не во всех детских садах есть логопеды и зачастую воспитателям самим приходится заниматься с такими детьми. Приходится учиться, собирать информацию, разрабатывать программы и занятия. Ваш материал помогает в этой работе. Спасибо.