Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока технологии, 5 класс. Швейная машина, ее устройство. Виды машинных швов

Конспект урока технологии для 5 класса. Тема: Швейная машина. Виды бытовых швейных машин. Техника безопасности и приемы работы на швейной машине. (2 часа)
План – конспект урока ТЕХНОЛОГИИ в 5 классе
Раздел: Техника
Тема урока: Швейная машина. Виды бытовых швейных машин. ТБ и приемы работы на швейной машине.
Тип урока: комбинированный.
1 урок – урок изучения нового материала
2 урок – урок формирования умений и навыков (практическое занятие)
Цель урока: знакомство со швейной машиной, ее видами, устройством и приемами работы.
Задачи урока:
Образовательная: способствовать формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе;
Развивающая: способствовать формированию и развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся;
Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда.
Планируемые результаты:
Предметные: Освоение новых знаний о швейном оборудовании, истории появления бытовой швейной машины, её устройстве, правил безопасной работы на швейном оборудовании.
Метапредметные (УУД): регулятивные - определение последовательности, коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные - выполнение работы по классификации швейных машин.
Личностные: Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда. Бережное отношение к имуществу. Ознакомить с миром профессий с социальной значимостью.
Учебно – методическое обеспечение:
Технология.5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Под ред. В. М. Казакевича. — М. : Просвещение. 2019. — 176 с.
Оборудование:
• Мультимедийная презентация «Швейная машина»; «История швейной машины» (Приложение 1,2);
• карточка-задание «Устройство швейной машины» (Приложение 3);
• памятка “Как работать на швейной машине” (Приложение 4);
• памятка «Приёмов подготовки швейной машины к работе - заправки верхней и нижней нити, монтаж шпульного колпачка в челночное устройство» (Приложение 5)
• инструкционная карта “Практическая работа” (Приложение 6);
• Таблица самоконтроля учащегося; (Приложение 7)
• швейная машина с ручным приводом;
• клей;
• карандаш и ручка.
Используемые методы обучения:
Словесный, наглядный, практический.
План урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
II. Начало урока: тема, цель. (3 мин.)
III. Изложение нового материала (40 мин.)
- история создания швейной машины;
- виды швейных машин;
Физкультминутка
- виды приводов;
- устройство швейной машины;
- организация рабочего места и ТБ работы на швейной машине;
IV. Практическая работа (35 мин.)
- задание 1
- задание 2
- задание 3
V. Закрепление изученного материала (5 мин.)
VI. Итоги урока (3 мин.)
VII. Домашнее задание (2 мин)
Содержание урока
I. Организационный момент. (2 мин.)
Проверка присутствующих на уроке и готовности к уроку.

II. Начало урока Тема, цель. (3 мин.)
Учитель: На предыдущих уроках мы изучили ткани, познакомились с организацией рабочего места, инструментами и приспособлениями для шитья. Как вы думаете, что еще необходимо нам для того, чтобы быстро и качественно изготовить изделие?
Ответы учащихся (швейная машина)
Учитель: Сегодня на уроке разговор пойдет о швейной машине.
Основным инструментом при работе с тканью является швейная машина, которая служит для соединения деталей при пошиве изделий, как вы считаете, что нужно знать о швейной машине прежде, чем приступить к работе на ней?
Учащиеся дают ответы, которые фиксируются на доске с дополнениями учителя (как возникла швейная машина, какие бывают швейные машины, организация рабочего места, техника безопасности при работе на ней, как заправить нить, устройство машины, приемы работы, как сменить иглу, как ухаживать за машиной и др.)
Учитель: Сегодня вы узнаете о швейной машине в тех пунктах, которые перечислили и записали на доске.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

III. Изучение нового материала (38 мин.)
1. История создания швейной машины.
Учитель: Одежду шили вручную вплоть до начала 19 века. Одно платье для знатной дамы шили сотни портных. На такое платье требовалось более 40 м ткани и не меньше недели ручного труда очень тяжелого и изнурительного. А знатная дама могла надеть это платье всего только один раз.

Учитель: Перед началом знакомства со швейной машиной вам предлагаю познакомиться с таблицей, в которой отражена история возникновения швейной машины. В ходе рассказа вам необходимо заполнить пропуски в данной таблице.
Рассказ учителя и демонстрация презентации.
(Приложение 1)

Пожалуй, первейшей из швейных машин была одна из прародительниц, первой взявшей костяную (деревянную, каменную) иглу в свои руки. Причем это было скорее шило, чем игла. Несколько позже был придуман крючок, а затем и собственно игла с ушком, причем ушко часто делалось в основании иглы, прямо как на современных швейных машинах.
Первыми, где-то в четырнадцатом веке, следует считать голландцев, в чьих мастерских по пошиву парусов впервые была применена колесная машина, стачивающая длинные полотна. К великому сожалению, неизвестно имя автора сего изобретения, известно лишь, что машина была очень громоздкой и занимала много места. Ручные машинки появились около двухсот пятидесяти лет назад и не представляли собой механизм, внешне похожий на современный.
Учащихся заполняют пропуски в таблице.
(Приложение 2)
Учитель: Предлагаю обменяться таблицами с результатами ваших работ и провести взаимопроверку, исправить допущенные ошибки.
Работа учащихся по взаимопроверке.

2. Устройство швейной машины: классификация швейных машин; устройство швейной машины; устройства шпульного колпачка; виды приводов.
Учитель: Сегодня все швейные машины можно разделить на две большие группы. Одни используют на швейных фабриках в массовом производстве, в ателье. Другие - для домашнего использования, в быту. Назовите эти группы.
Ответы учащихся (1. Производственные; 2. Бытовые)
Учитель: Нынешние поколения бытовых швейных машин подразделяются на две большие группы: электромеханические и компьютеризированные. Есть ещё подгруппа — компьютеризированные швейно-вышивальные машины
Любая швeйная машина имеет основные рабочие органы и устройства.
Она состоит из корпуса челнока и привода.
Демонстрация швейной машины.
Корпус швейной машины состоит из:
- платформа;
- стойка рукава;
- рукав. (Приложение 3)
Рассмотрим устройства шпульного колпачка
(Приложение 5)
Учащимся предлагаются карточки-задания, которые они приклеивают в конспектах и обозначают детали швейной машины.

Физкультминутка (2 мин.)
Учитель: Привод – это устройство, с помощью которого швейная машина приводится в движение
Бытовые швейные машины бывают
- С ручным приводом;
- С ножным приводом;
- С электрическим приводом.
Современные бытовые швейные машины выпускают с электрическим приводом.
Устройство электропривода:
- электродвигатель;
- педаль.
Демонстрация учителем устройства швейной машины;
Швейная машина требует бережного отношения, систематического ухода за ней. Ее нужно беречь от пыли, ржавчины, производить смазку.
Объясняются правила организации и техники безопасности работы за швейной машиной.
Обучающиеся приклеивают в тетраде “Памятки”
(Приложение 4)
Учитель демонстрирует приёмов подготовки швейной машины к работе, заправки верхней и нижней нити, монтаж шпульного колпачка в челночное устройство. Демонстрация приёма выведения нижней нити наружу.
(Приложение 5)
Обучающиеся приклеивают в тетраде памятки «Приёмов подготовки швейной машины к работе - заправки верхней и нижней нити, монтаж шпульного колпачка в челночное устройство»
3. Организация рабочего места и ТБ работы на швейной машине.
4. Подготовка швейной машины к работе.


IV. Практическая работа (33 мин.)
Учитель раздаёт инструкционные карты по практической работе (приложение 6), дополнительно используется презентация.
Цель: овладение основными приемами работы на швейной машине при соблюдении техники безопасности, а также навыки по выполнению ровных строчек.
Вводный инструктаж: выполнить на швейной машине строчки по контуру, обозначенному на ткани. Учащиеся учатся контролировать положение рук во время работы, тем самым приобретая необходимые навыки
Текущий инструктаж: Контроль выполнения работы в соответствиях с правилами ТБ и в определенной последовательности.
Заключительный инструктаж: закрепить знания и полученные навыки при выполнении машинных работ.
(Приложение 5)
Учащиеся выполняют практическую работу.
Содержание работы:
1. Выполнение на швейной машине строчек различной формы без заправки нитей.
2. Подготовка швейной машины к работе
3. Выполнить машинные строчки на ткани по образцу.
Учитель: Сопоставьте техническое выполнение строчек по сложности. Почему вами допущены ошибки при выполнении строчек и где именно?
Анализ работ учащимися

V. Закрепление изученного материала (5 мин.)
Учитель проводит игру «Найди ошибку». Ученики находят ошибку, если неправильно названо правило организации рабочего места и ТБ работы на швейной машине.
- Не опаздывать к началу занятий (НЕТ (Правила внутреннего распорядка))
- Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку (ДА)
- Проверь отсутствие в ткани игл и булавок (ДА)
- Не пользоваться ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот (ДА)
- Передавать ножницы кольцами вперед (при работе с тканью, ручные работы) (НЕТ)
- Выключать из розетки электрооборудование за вилку сухими руками (ДА)
Учащиеся дают ответы.
VI. Итоги урока. Рефлексия (3 мин.)
Учитель: Обратимся к списку необходимых знаний о швейной машине, предложенному вами в начале урока и выделим те пункты, с которыми познакомились сегодня. И какие выводы можно сделать?
Отвeты учащихся. Выполняют самоконтроль
(Приложение 7)
Учитель оценивает практические навыки и теоретические знания, приобретённые детьми за урок. Выставление оценок

VII. Домашнее задание (2 мин)
Переписать в тетради и выучить «Правила безопасной работы на швейной машине» стр 44-45
Принести спецодежду, рабочую шкатулку с инструментами и приспособлениями, ткань 30х30 см.
Приложения 1-7 для занятия


Рекомендуем посмотреть:

Урок изучения швейной машины в 5-6 классе. Раздел-машиноведение Интеллектуальная игра по технологии для девочек 5-6 классов Конспект урока технологии - 5 класс. Защита творческих проектов Коллективный проект в 5 классе
Опубликовано: 203 дня назад (7 июня 2024)
Просмотров: 950
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Васильева Юлия Александровна # 8 июня 2024 в 15:45 0
Алла Валентиновна, спасибо за интересный и доступный материал! Голос!