Долгосрочный проект по социально – трудовому воспитанию «Чудо – огород» для детей младшей группы
Паспорт проекта
Название проекта: «Чудо – огород»
Целевая группа: дети 3-4 лет и воспитатели группы «Почемучки»
Сроки реализации проекта: долгосрочный (с июня по август)
Проблема, на решение которой направлен проект
Дети, которые попадают в дом ребенка в большей степени малоинициативные, у них несформированные коммуникативные умения: неспособность выстраивания взаимодействия со сверстниками и взрослыми, нарушение границ в общении. Они плохо идут на контакт друг с другом, не умеют договариваться о будущей деятельности. Наблюдается отсутствие способности к самоорганизации и слабо развито чувство ответственности. Прослеживается сниженный интерес к занятиям по трудовой деятельности, недостаточно знаний о росте, развитии овощей, способам ухода за ними
Актуальность проекта
Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Труд способствует успешному всестороннему развитию и снятию психоэмоционального напряжения у наших воспитанников. В трудовой деятельности ребёнок продолжает усваивать многие социальные представления (о справедливости и несправедливости, о доброте, честности, совестливости, трудолюбии и т. д.). В нашей группе «Почемучки» мы с детьми решили организовать работу, посадить «Чудо – огород». Выполняя работу совместно, наши дети приучаются трудиться сообща, вместе, помогать друг другу в выполнении поручений. Учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, договариваться, налаживать коммуникативные умения, у них повышается интерес к работе, ответственность за порученное дело. Они приучаются внимательно относиться к живой природе и заботиться о растениях.
Цель:
Развивать социально - коммуникативные способности детей, умение выстраивать взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе трудовой деятельности, формировать у детей интерес к трудовой и познавательно-исследовательской деятельности по выращиванию овощных культур.
Задачи проекта
- Способствовать развитию социально - коммуникативных способностей детей;
- Развивать умение выполнять коллективную работу;
- Прививать желание выполнять трудовые поручения;
- Расширять знания детей об овощных культурах;
- Познакомить детей с особенностями выращивания овощных культур;
- Формировать интерес детей к труду при ухаживании за овощными культурами
- Воспитывать бережное отношение к собственным результатам труда и труда взрослого;
- Создавать благоприятную, положительную, эмоциональную атмосферу.
Описание проектной деятельности
Подготовительный этап (диагностический)
- Подбор методической и художественной литературы: сказки, рассказы, стихи, загадки об овощах, пословицы о труде.
- Подбор дидактических, сюжетно – ролевых игр.
- Составление плана совместной деятельности с детьми.
- Разработка диагностики социально – трудовых умений и навыков.
- Покупка семян овощных культур, земли, контейнера для выращивания рассады.
- Подбор садового инвентаря для ухода за растениями (лейки, грабельки для детей и взрослых, лопатки, палочки, нитки для подвязывания).
- Создание на участке детского дома уголка- огорода
- Посадка рассады овощных культур.
В конце мая была проведена диагностика социально – трудовых умений и навыков, в ней участвовали 6 детей семейной группы. (см. приложение).
По итогам диагностики выявлено:
1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, подрыхлить землю, убрать с них пыль:
- 3 детей не принимают цель трудовой деятельности (низкий уровень);
- 3 ребенка показали средний уровень - соглашаются на предложение воспитателя, но им необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:
- 4 ребенка не выделяют предмет труда с его особенностями (низкий уровень);
- 2 ребенка выделяют предметы значимые для труда с помощью воспитателя (средний уровень);
3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:
- 3 детей не справляются с заданием даже при помощи взрослого (низкий уровень);
- 3 ребенка на среднем уровне определяют результат труда при помощи взрослого;
4) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):
- 5 детей с помощью небольшой помощи взрослого выбирают необходимые инструменты (средний уровень);
- 1 ребенок на высоком уровне самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
5) Умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых действий:
- 2 ребенка на низком уровне при выполнении задания не взаимодействуют с другими детьми;
- 4 ребенка при помощи взрослого выполняют работу совместно со сверстниками (средний уровень);
Основной этап
План мероприятий
Реализация плана совместной деятельности с детьми
Июнь
- Рассматривание иллюстраций об овощных культурах
- Чтение книг Ю.Тувим «Овощи»,В.Коркина «Что растет на грядке»
- Опыт - наблюдение «Юные исследователи» рассматривание сухих семян огурца, помидора через лупу
- Конструирование из кубиков «Забор вокруг огорода»
- Практическая деятельность «Пересадка рассады на участок детского дома», «Полив проросших растений»
Июль
- Просмотр викторины «Как люди ухаживают за огородом»
- Дидактическая игра «Подбери трафарет»
- Аппликация «Овощи на тарелке»
- Наблюдение за ростом овощей в огороде
- Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
- Практическая деятельность «Полив овощных культур», «Рыхление почвы», «Уборка сорняков»
Август
- Рассматривание презентации «Сбор урожая»
- Настольный театр по сказке «Репка»
- Лепка «Наш урожай»
- Наблюдение за плодами овощных культур «Что изменилось?»
- Практическая деятельность «Полив овощных культур», «Поможем взрослому собрать урожай».
Заключительный этап
- Оформление фотовыставки «Мы маленькие огородники»
- Проведение диагностики социально – трудовых умений и навыков воспитанников.
- Праздник «Ярмарка овощей»
Ожидаемые результаты
В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что у детей сформируются социально - коммуникативные навыки, желание вступать в контакт со сверстниками, правильно организовать общение, выполнять работу коллективно и сообща. Появится интерес к трудовой и исследовательской деятельности,
расширятся знания о культурных огородных растениях, об особенностях их выращивания, условиях правильного ухода за ними, нормализуется благоприятный эмоциональный фон.
Информационная поддержка
Материал будет опубликован на сайте ГКУСО ПК «ЦПД» г. Березники
Бюджет проекта
- Семена овощей - 250 рублей
- Земля для посадки – 1000 рублей
- Грабли детские- 513 руб (3шт)
- Лейки детские- 672 руб (4шт)
- Шпагат джутовый – 161 руб
- Общая сумма – 2596 руб
Риски
- частая сменяемость детского коллектива в семейной группе, не дает возможность отследить динамику социально – трудовых умений и навыков воспитанников;
- плохие погодные условия
- семена не прорастают, плохая всхожесть
- поедание рассады вредителями
Рекомендуем посмотреть:
Проект в младшей группе детского сада на тему: Сказки
Проект для младшей группы детского сада. Водичка
Проект в младшей группе детского сада. Театрализованная деятельность
Проект для детей младшей группы детского сада "Что за прелесть эти сказки"