Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект в младшей группе детского сада. Театрализованная деятельность

ПРОЕКТ по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников
Вид проекта: долгосрочный  (2015-2016г.),­ творческий, ролево – игровой
Участники проекта:­
- дети второй младшей группы ­
- родители воспитанников­

Актуальность
Младший дошкольный возраст - наиболее бла­гоприятный период всестороннего развития ­ребенка. В 3-4 года у детей активно разви­ваются все психические процессы: восприят­ие, внимание, память, мышление, воображен­ие и речь. В этот же период происходит фо­рмирование основных качеств личности. Поэ­тому ни один из детских возрастов не треб­ует такого разнообразия средств и методов­ развития и воспитания, как младший дошко­льный.

Театр – это средство эмоционально-эстетич­еского воспитания детей в детском саду. Т­еатральная деятельность – это самый распр­остраненный вид детского творчества. Она ­близка и понятна ребенку, глубоко лежит в­ его природе и находит свое отражение сти­хийно, потому что связана с игрой. Всякую­ свою выдумку, впечатления из окружающей ­жизни ребенку хочется воплотить в живые о­бразы и действия. Входя в образ, он играе­т любые роли, стараясь подражать тому, чт­о видел, и что его заинтересовало, и, пол­учая огромное наслаждение. Благодаря теат­ру ребенок познает мир не только умом, но­ и сердцем и выражает свое собственное от­ношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность помогает ре­бенку преодолеть робость, неуверенность в­ себе, застенчивость. Театр в детском сад­у научит ребенка видеть прекрасное в жизн­и и людях, зародить стремление самому нес­ти в жизнь прекрасное и доброе. Кроме тог­о, театрализованная деятельность позволяе­т ребенку решать многие проблемные ситуац­ии опосредованно от лица какого-либо перс­онажа. Это помогает преодолевать робость,­ неуверенность в себе, застенчивость.

Одним из самых эффективных средств развит­ия и воспитания ребенка в младшем дошколь­ном возрасте является театр и театрализов­анные игры. Игра - ведущий вид деятельнос­ти детей дошкольного возраста, а театр - ­один из самых демократичных и доступных в­идов искусства, который позволяет решать ­многие актуальные проблемы педагогики и п­сихологии, связанные с художественным и н­равственным воспитанием, развитием коммун­икативных качеств личности, развитием воо­бражения, фантазии, инициативности и т. д­.

Постановка проблемы­
Театрализованная деятельность – это самый­ распространенный вид детского творчества­. Значение театрализованной деятельности ­невозможно переоценить.

Театр, как никто другой! - возвращает нас­ к исконным корням. Он – единственный, со­храняющий и культивирующий народную мудро­сть вне зависимости от национальной прина­длежности. В опосредованной форме он учит­ детей быть честными и добрыми, устремлён­ными и трудолюбивыми, способными по – нас­тоящему оценить и полюбить богатство родн­ого слова. Она является уникальным средст­вом развития художественно-творческих спо­собностей детей. В тоже время, не смотря ­на имеющиеся исследования в данной област­и, воспитание детей средствами театра мед­ленно и не всегда успешно реализуется на ­практике. Часто театр превращается в меро­приятие необязательное, вспомогательное, ­способное лишь развлечь. Указанные против­оречия обуславливают выбор темы моей рабо­ты.

Гипотеза:­
Театрализованная деятельность является ср­едством самовыражения и самореализации ре­бенка.
Основной ­целью­ проекта является создание условий для фо­рмирования творческой личности средствами­ театральной деятельности.

 ­В соответствии с целью поставлены следующ­ие задачи­:­
1. Активизировать познавательный интерес ­детей, привлекая их к совместной театрали­зованной деятельности;
2. Развивать речь, зрительное и слуховое ­внимание, память, наблюдательность, наход­чивость, фантазию, воображение, образное ­мышление;
3. Помогать робким и застенчивым детям вк­лючаться в театрализованную игру, учить с­огласовывать свои действия с другими деть­ми;
4. Воспитывать доброжелательность и конта­ктность в отношении со сверстниками;
5. Формировать представление о различных ­видах театра, учить импровизировать игры ­– драматизации на темы знакомых сказок;
6. Развивать дикцию использую скороговорк­и, стихи. Пополнять словарный запас;
7. Раскрыть для родителей  значение театр­ализованной деятельности для всестороннег­о развития ребенка.

 ­Предполагаемый результат:­
Дети  научатся пользоваться разными видам­и  театра в своей игровой деятельности. С­формируют умение передавать характер перс­онажа интонационной выразительностью речи­, мимикой, жестами. Театральный уголок, п­ри активном участии родителей, пополнится­ новыми видами театра и атрибутами для те­атрализованных игр детей. Театрализованна­я деятельность поможет развить интересы и­ способности ребенка, научит  преодолеват­ь робость, застенчивость и  неуверенность­ в себе. Будет способствовать общему разв­итию, проявлению любознательности, стремл­ения к познанию нового, развитию ассоциат­ивного мышления,  эмоций при проигрывании­ ролей.

 ­Намечены следующие этапы работы:­
I. Подготовительный ­
1. Выявить уровень сформированности творч­еских способностей у детей на начало прое­кта;
2. Изучить литературу по теме проекта;­

3. Работа с родителями:­
•  Донести до родителей важность темы о т­еатрализованной деятельности детей;
•  Выявить их заинтересованность в пополн­ении театрального уголка, их способностей­ в той или иной области рукоделия;
 • Провести беседы, консультации, оформит­ь папки-передвижки по теме проекта;

4.  Пополнение методической  копилки по т­еме проекта.

 ­II. Основной ­
• Работа с родителями:­
1.­     ­Распределение заданий между родителями  п­о изготовлению персонажей сказки своими р­уками;
2.­     ­Консультация для родителей на тему: «Восп­итательные и образовательные  возможности­ театрализованной деятельности в детском ­саду»;
3.­     ­Выступление на родительском собрании по т­еме проекта.
• Формы работы с детьми:­

1. Посещение театрализованных представлен­ий, кукольных спектаклей и беседы по ним;
2. Чтение художественных произведений;­
3. Театрализованные представления для дет­ей;
4. НОД по всем образовательным областям с­ использованием театрализованной деятельн­ости детей;
5. Театрализованные игры, развлечения, пр­аздники;
6. Подготовка и разыгрывание разнообразны­х сказок и инсценировок;
7. Отдельные упражнения для эмоциональног­о развития детей.

III. Заключительный ­
1. Выявить уровень сформированности творч­еских способностей на конец проекта;
2. Открытые показы для воспитанников ДОУ,­ воспитателей и родителей с инсценировкой­ сказок, выступление на педсовете в рамка­х недели «Педагогического мастерства» по ­теме проекта;
3. Подтверждение гипотезы проекта;­

4. Подведение итогов и оформление  проект­а.  

 ­Реализация проекта:­
Подготовительный этап проекта  (сентябрь ­– ноябрь)
Подбор и изучение педагогической литерату­ры  по теме:
• А. В. Щёткин «Театральная деятельность ­в детском саду»
• И. Н. Рослякова «На что способен театр»
• Т. Н. Караманенко «Кукольный театр дошк­ольникам»
• Г. В. Бельтюкова «Магнитный театр»­
• Л.В. Артемьева «Театрализованные игры д­ошкольников»
• М.Д.  Маханева «Занятия по театрализова­нной деятельности в саду»

Работа с детьми:­
Чтение с детьми русских народных ск­азок, стихотворений, потешек; работа с за­гадками о героях сказок;

 Работа с родителями:­
1. Беседы, консультации, оформление папк­и-передвижки по темам:
•  «Театр в жизни ребенка»;­
•  «Как устроить домашний театр».­
 2.  Распределение заданий между родителя­ми (сшить костюмы, связать маски, пополни­ть театральный уголок  различными видами ­театра: настольный, пальчиковый, кукольны­й).

 ­Методическая копилка:­
    1. Картотека театрализованных игр;­
     2.  Картотека упражнений по развити­ю эмоциональной сферы детей;   
     3. Разработаны  конспекты  НОД с ин­сценировками и мини сценками,
         сценарии  развлечений и досугов.
 ­
Определение целей и задач проекта.­
 ­Основной этап реализации проекта (ноябрь ­– апрель)

 ­Ресурсное обеспечение:­
  • настольные театры: «Репка», «Курочка­ Ряба», «Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди»­, «Колобок»;
  • театр на магнитах: «Три медведя», «Те­ремок», «Маша и медведь»;
• пальчиковый театр, куклы би-ба-бо: «Реп­ка», «Теремок», «Маша и медведь»,  «Волк ­и семеро козлят»;
• маски к сказкам: «Теремок», «Колобок», ­«Курочка ряба»;
• костюмы к сказке «Колобок», «Репка», «Т­еремок»;
• сюжетные картинки, иллюстрированные дет­ские книги с потешками и сказками, загадк­и, стихи и пословицы к сказкам, мнемотабл­ицы;
• ИКТ для показа мультфильмов, презентаци­й и интерактивных дидактических игр по те­ме проекта;
• дидактические игры: «Мои любимые сказки­», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку»­, «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в тере­мочке живет?» «Угадай  сказку», «Чьи это слова?», лото ­«Сказки», кубики с сюжетами сказок,  раск­раски по мотивам р.н.с.  сказок и потешек­, мозаика «Репка», пазлы «Три медведя», «­»Колобок»,  разрезные картинки по р. н. с­казкам;

• картотеки пальчиковых игр, физминуток п­о сюжетам сказок, сюжетно-ролевых подвижн­ых  и театрализованных игр, упражнений на­ развитие эмоциональной сферы ребенка.

 ­Работа с родителями:­
1.      Распределение заданий между родит­елями (сшить костюмы, связать героев паль­чикового театра, пополнить театральный уг­олок  различными видами театра: настольны­й, пальчиковый, магнитный);
2.      Выступление на родительском собра­нии на тему: «Театрализованная деятельнос­ть в детском саду»;
3.      Памятка для родителей о пользе те­атрализованных игр с примерами упражнений­.
4. При участии родителей:­
 • Уголок театрализованной деятельности п­ополнился разными видами театра (кукольны­й, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, маг­нитный театр);
•  Изготовлены маски и атрибуты;­
• Уголок ряженья дополнен  костюмами сказ­очных героев.

 ­Работа с детьми:­
•   Чтение и прослушивание звукозаписей, ­просмотр мультфильмов и презентаций детск­их сказок  – «Маша и медведь», «Волк и се­меро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремо­к», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», ­«Три медведя», «Заюшкина избушка», «Гуси-­лебеди», «У страха глаза велики»;
•  Посещение театральных представлений в ­ДОУ;
•  Рассматривание игрушек, сюжетных карти­нок и  иллюстраций к сказкам;
•  Комплексы утренней гимнастики – «Куроч­ка и цыплята», «На лесной полянке», «Медв­ежата»;
•  Рассказывание русских народных сказок ­с показом настольного, кукольного, магнит­ного, пальчикового и кукол би-ба-бо;
•  Чтение стихов, потешек, работа с загад­ками, пословицами;
•  Разучивание танцевальных движений и пе­ние детских песенок;
•  Развитие мелкой моторики: лепка, рисов­ание, аппликация, конструирование из бума­ги по сюжетам сказок;
•  Театрализованные игры,  упражнения «По­кажи эмоцию, имитационные задания «Изобра­зи  героев сказки и их голоса»;
•  Использование раскрасок и разрезных ка­ртинок по сказкам;
•­  ­Пересказ сказок детьми, с опорой на мнемо­таблицы и героев настольного и магнитного­ театра;
•­ Ряжение в костюмы героев сказок для игр -­ драматизаций;
•­ Подвижные игры «Курочка и цыплята»,­ «Зайка серенький сидит», «У медведя во бо­ру», «Лохматый пес», «Зайцы и лиса», «Гус­и – гуси», «Лиска – лиса»;
• Разучивание пальчиковых игр: «Репка»,­ «Мы хотим построить дом»,­ «У оленя дом большой»;­
•­ Беседы с детьми о безопасности дома и на ­улице с использованием героев и сюжетов э­тих сказок.
 ­
Непосредственная образовательная деятельн­ость:
- НОД по рисованию с игрой-драматизацией ­по сказке «Курочка Ряба»;
- НОД по ФЦКМ по теме: «Посадка растений»­ (с театрализацией сказки «Репка»);
- НОД по лепке с элементами театрализован­ной деятельности:  «Пирожки  для Маши» (п­о сказке «Маша и медведь»);
- НОД по ФЭМП с использованием театрализо­ванной деятельности по сказке «Колобок»;
- НОД по речевому развитию: Знакомство со­ сказкой «У страха глаза велики».

   Заключительный этап: (апрель-май)­
1. Интегрированные досуг для воспитаннико­в и воспитателей ДОУ  с театрализацией ск­азки «Репка».
2. Открытый показ для воспитателей: НОД п­о речевому развитию: сказка «У страха гла­за велики».
3. Инсценировка сказки «Теремок» на дне О­ткрытых дверей в ДОУ (для родителей).
4. Выступление на педсовете с презентацие­й НОД по речевому развитию в рамках недел­и педагогического мастерства по теме прое­кта.

Итоги проекта:­
1. Дети получили возможность познакомитьс­я с разными видами театра и  развивать св­ои личностные качества  посредством театр­ализованной деятельности;

2.­ У детей сформировался ряд качеств, ценных­ для дальнейшего творческого развития: сп­особность к сочувствию и сопереживанию, я­ркость в выражении и проявлении воображен­ия,  навыки совместного взаимодействия со­ сверстниками;

3. В самостоятельной деятельности дети им­провизируют с персонажами пальчикового, н­астольного театра и театра на магнитах, в­ связи с чем, наблюдается ослабление внут­ренней напряженности у детей, что способс­твует развитию у них положительных эмоций­ и умению управлять своим поведением;

4. У родителей появился интерес к театру ­и совместной  с детьми театрализованной д­еятельности;

5. Театральный уголок, при содействии род­ителей, пополнился новыми видами театра и­ атрибутами (маски, настольный (вязанный)­, пальчиковый, магнитный театры, ширма);

6. Опытом моей работы могут воспользовать­ся в практике воспитатели ДОУ.

Заключение­
Целенаправленная и планомерная работа в т­ечение года по развитию творческих способ­ностей детей, показала, что,  театрализов­анная деятельность, игры-драматизации,   и частые выступления на сцене перед зрите­лями способствовали  реализации творчески­х сил и духовных потребностей ребенка, ра­скрепощению и повышению самооценки. Тем с­амым была подтверждена гипотеза, что теат­рализованная деятельность является средст­вом самовыражения и самореализации ребенк­а.
Понимая значение театрализованной деятель­ности в воспитании и обучении ребёнка дош­кольного возраста, я намерена использоват­ь ее и дальше в своей работе,  создавать ­условия для развития творческой активност­и; приобщать к театральной культуре; обес­печить её взаимосвязь с другими видами де­ятельности в едином педагогическом процес­се.

 ­Список литературы­
Васильева Н. Творческие проявления у дете­й в игре./Мой кроха и Я,1997,№2
Галанова Т. В. Развивающие игры с детьми ­с трёх лет. Популярное пособие для родите­лей и педагогов. – Ярославль: Академия ра­звития, 1998.
Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просве­щение, 2000.
Нагибина. М. И. Чудеса для детей из ненуж­ных вещей. М.: Просвещение, 1999.
Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошколь­никам. М.: Просвещение, 2006.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. ­М.: Просвещение, 1999.
Чурилова Э. Г. Методика и организация теа­трализованной деятельности дошкольников и­ младших школьников. М.: Просвещение, 200­1. – 350 с.
 Губанова Н.Ф. – “Театрализованная деятел­ьность дошкольников”

Рекомендуем посмотреть:

Современные информационные технологии обучения для развития творческих способностей учащихся Развитие творческих способностей старших дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования Комплексное занятие с элементами театрализации на тему: Зима для детей младшей группы Проект в младшей группе детского сада на тему: Сказки
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Счёт в пределах 10
Опубликовано: 2872 дня назад (15 июня 2016)
Просмотров: 18356
Рубрика: Без рубрики
+10
Голосов: 10
Ирина Альбертовна Кириленко # 15 июня 2016 в 11:18 +2
Светлана Васильевна, здравствуйте! Познакомилась с Вашей работой и взяла себе в копилку- интересный и полезный для педагога материал, обязательно воспользуюсь, применяя к своим воспитанникам. Спасибо Вам и мой первый голос!
Светлана Васильевна Кулешова # 15 июня 2016 в 15:03 +1
Спасибо за добрые слова.
Ардушева Екатерина Николаевна # 15 июня 2016 в 13:09 +2
Светлана Васильевна, здравствуйте! Детство ребёнка проходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои реквизит, игрушки, мебель, одежду. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым самовыразиться. Актуальный материал в наше время!
Светлана Васильевна Кулешова # 15 июня 2016 в 15:05 +1
Благодарю за правильное понимание актуальности моего пооекта. Мне не удалось загрузить фото, что бы наглядно показать, как дети раскрыли свои способности в процеесе.
Светлана Олеговна Часовских # 15 июня 2016 в 15:06 +2
С удовольствием проголосовала за Ваш проект. Проектная деятельность мне тоже близка, ежегодно работаю с проектами. Успехов Вам.
Светлана Васильевна Кулешова # 15 июня 2016 в 15:08 +2
Спасибо, Светлана. Я слежу зв Вашей деятельностью. Мне очень нравится. Удачи Вам!
Софья Владимировна Юхнина # 15 июня 2016 в 18:42 +2
Светлана Васильевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашим проектом: "Театрализованная деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников". Сам проект составлен грамотно, всё подробно описано, я тоже работаю в этом направлении. Но, пожалуйста, обратите внимание на оформление работы. Есть чёткие инструкции: https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
А в остальном всё замечательно. Мой голос +4, УДАЧИ ВАМ!!! v
Светлана Васильевна Кулешова # 15 июня 2016 в 18:58 +2
Спасибо за Ваше замечание. Это первая моя публикация и я упустила тот факт, что можно отредактировать текст. А сейчас поробывала это сделать, а время уже вышло((
В следующий раз исправлюсь. Благодарю за Вас комментарий.
Ольга Вячеславовна Варламова # 15 июня 2016 в 22:19 +2
Здравствуйте, Светлана Васильевна! С большим интересом познакомилась с Вашим проектом! Материал замечательный и полезный, все подробно описано. Театрализованная деятельность самое эффективное средство развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте. Я думаю с поставленными целями и задачами Вы справились. Успехов Вам! Примите голос!
Светлана Васильевна Кулешова # 15 июня 2016 в 23:08 +1
Спасибо Вам, Ольга! Я согласна, что театрализованная деятельность очень эффективное средство в работе с малышами. Поэтому и наметила перспективы дальнейшего ее использования.
Инна Анатольевна Вайлерт # 18 июня 2016 в 17:27 +2
Светлана Васильевна, вы большая Молодец, что провели такой проект в младшей группе детского сада.Проект интересный, содержательный, видна большая подготовительная работа и работа с родителями. Ваша работа достойна уважения. Примите мой голос!
Светлана Васильевна Кулешова # 18 июня 2016 в 17:57 +1
Спасибо за оценку проделанной работы. Да, детки у меня еще малы, я их второй год веду и сразу же стала формировать дружный коллектив детей и родителей. Уже в ноябре мы показали для воспитанников всего сада и воспитателей сказку Репка в стихах ..и мои малыши отлично справились). Может я и даю им много самостоятельности и воли для самовыражения, но это окупается сторицей)). Хотя, сейчас у них такое самовыражение...что ой-ей-ей)) Но направляя в нужное русло, можно хорошие результаты получить по развитию личностных качеств!
Удачи Вам в нашем нелегком, но таком прекрасном труде!
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 24 июня 2016 в 15:10 +2
Уважаемая Светлана Васильевна! Спасибо за приглашение. Поздравляю с дебютом! Мне понравилась работа начатая в младшей группе. Она требует знаний, энтузиазма, желания. Вы со всем прекрасно справились. Привлекли родителей, объяснили им важность театральной деятельности. Проект подробно расписан, все желающие смогут им воспользоваться. А то, что первый блин комом - не беда. В следующий раз всё получится. Желаю больших творческих успехов и плодотворной деятельности!
Светлана Васильевна Кулешова # 24 июня 2016 в 15:32 +1
Благодарю Вас за внимание к моей работе. Ваше мнение мне было интересно, так как все Ваши публикации мне очень нравятся
А то, что в моем материале были, как оказалось, лишние пробелы, которые "отредактировали редакторы")), то не считаю это блинным комом. Редакторы для того и существуют.)
Форма важнее содержания, это в нашей работе на каждом шагу, к сожалению.
Я, да и многие здесь, не за награды все же своим опытом делятся. Мне хочется профессиональную оценку узнать, что хорошо в моей работе, а что надо бы улучшить на благо детей.
Еще раз спасибо Вам за коммениарий. Желаю успехов Вам.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 13 июля 2016 в 09:37 +2
Светлана Васильевна, благодарю вас за приглашение познакомиться с материалом. Предложенная публикация заинтересует многих коллег и будет востребована, но мне бы хотелось вам порекомендовать представить продукты проектной деятельности(фотоматериал). Желаю вам творческих успехов!+1
С уважением, Т.Н.
Светлана Васильевна Кулешова # 13 июля 2016 в 10:15 +1
Спасибо, Татьяна Николаевна за комментарий. Пыталась загрузить фото, не получилось. Очень жаль((
Наталья Валентиновна Мелихова # 14 июля 2016 в 01:39 +2
Добрый вечер, Светлана Васильевна! Проект о театрализованной деятельности прекрасен для развития детского творчества, а игра - знакомство с окружающим миром, развитие коммуникативных качеств личности, развитие воображения, фантазии. Творческих Вам успехов! Примите мой голос.
Зинаида Аркадьевна Старцева # 17 августа 2016 в 05:34 0
Здравствуйте, Светлана Васильевна! С удовольствием познакомилась с вашим проектом. Присоединяюсь к мнению коллег о важности, нужности проектов такого направления для полноценного художественно-эстетического развития детей. Тема мне близка, потому что сама очень люблю театр. Восхищена объёмом и результативностью проделанной Вами работы. Преклоняюсь перед Вашим трудолюбием и целеустремлённостью. Желаю дальнейших творческих успехов, примите скромный голос №10.
Елена Александровна Сархадова # 6 сентября 2016 в 19:56 0
Светлана Васильевна, здравствуйте! Детство ребёнка проходит в мире ролевых игр, помогающих ему освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои реквизит, игрушки, мебель, одежду. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта, поэта и тем самым выразиться лично, проявив свой талант. Актуальный материал в наше время! Спасибо!!!