Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Сказка – это свежий ветер детской мысли речи»
Данный материал будет полезен для педагогов ДОУ и учителей. Работа предназначена для воспитанников старших, подготовительных групп и детей начальных классов. Консультация поможет педагогам при ознакомлении с народными сказками, для анализа авторских сказок, для сравнения сказок разных народов.
Цели и задачи:
1.Вызвать желание у педагогов приобщать детей к чтению сказок.
2. Развивать у них умение отгадывать и сочинять новые сказки.
3. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством разных народов, живущих в нашей республике Башкортостан.
4. Развивать стремление и желание побуждать в детях интерес к народному фольклору.
* * *
Сказки бывают разных жанров: бытовые, волшебные, сказки о животных, поучительные, назидательные, сатирические. Воспитатель должен уметь выделять особенности разных жанров сказки, уметь находить особенности и сходства башкирских сказок со сказками народов России.
Сила воздействия сказки на детей зависит не только от содержания сказки, но и от умения преподнести её детям. Воспитатели используют однообразные формы работы со сказкой, не останавливаясь на её нравственных аспектах, забывая о том, что « …сказка – это свежий ветер детской мысли речи.» (В.А.Сухомлинский)
Сказка все реже используется взрослыми как повод для общения, сопереживания, размышлений. Одна из форм, которую воспитатели нашего детского сада «Родничок» уже используют в своей работе, это приход сказочницы Айгуль в группу. Эту традицию нужно продолжить. Дети усаживаются вокруг сказочницы, и начинается задушевная беседа. –Вы какие знаете сказки? Дети наперебой называют свои любимые сказки: « Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др.
По мере накопления запаса знаний башкирских сказок в ответах появляются названия:
«Лиса в медвежьей берлоге», «Клубок», «Кто сильнее?» « Молодой охотник и Мяскай» и др. Сказочница Айгуль старается выяснить, какая сказка у детей любимая и почему. Встреча со сказочницей всегда завершается рассказыванием башкирской сказки. После рассказывания сказки проводится беседа,
которая преследует цели:
1. Выявление понимания содержания, идеи сказки.
2. Формирование умения выделять структурные части произведения.
3. Умение выделять нравственные качества героев сказки.
Основной прием, который используется в беседе по сказке - вопросы. С их помощью можно выявить понимание детьми содержания сказки, умение выделять положительных и отрицательных героев сказки, понимание идеи произведения. Покажем это на примере ознакомления детей со сказкой
«Золотая капля».
После рассказывания сказки воспитатель проводит беседу:
-Как звали главных героев сказки: отца (Янсары), сына (Ялбыру)?
- Можно ли сказать, что Янсары и Ялбыр жили в достатке? Почему?
- Каким был Ялбыр? (глупый, расточительный, ленивый, небережливый…)
- Хотели ли вы дружить с Ялбыром? Почему?
- Почему у него вначале было много друзей, а потом он остался один?
- Чему научил Ялбыра старик? Правильно ли он понял совет старика?
Воспитатель вспоминает башкирскую пословицу:
«Дурную голову и золотая тюбетейка не украсит»
- Можно ли эту пословицу отнести к Ялбыру? Как вы его понимаете?
- Почему чёрный хлеб для бедного старика показался очень вкусным?
- Объясните выражение
«Пот – главное богатство на свете».
После беседы можно спросить у детей:
- Приходилось ли вам работать до пота? Что вы испытывали при этом?
- Что помогло Ялбыру стать богатым и счастливым? (совет старика)
В беседе воспитатель обращает внимание на композиционные особенности сказки.
Башкирские сказки, как и русские, имеют зачин. Чаще всего они начинаются словами: « В прежние времена …», «Давным- давно жили говорят…» , «Жил в давние времена…», « В давние – предавние времена…», «Жили, говорят…». Конец у сказки всегда счастливый. Она заканчивается либо пословицей (« Даже переселяясь в другое место, оставь своё поле засеянным» - сказка
« Ленивый Аусаф»), либо завершается счастьем, радостью в жизни (« Приволок домой и стал заботливым, почтительным сыном» - сказка
« Старая мать», « Были они надёжными защитниками народа и прожили красивую жизнь» - сказка
«Богатыри – близнецы»). Многие башкирские сказки имеют концовку, общую с русскими: « Три дня гулял я на свадьбе, пил мёд, по усам текло, в рот не попало («
Тан- батыр»). Беседа, которую проводит сказочница, углубляет восприятие детьми литературного произведения, следовательно, усиливает его воспитательное значение. Большое внимание при ознакомлении со сказкой обращаем на формирование умений выделять структурные части сказки.
Исследователи подчёркивают, что в целях развития монологической речи не просто важно, но необходимо формировать элементарное осознание структуры связного высказывания текста. Дети более чётко выделяют начало и конец сказки, но с трудом – середину. После рассказывания сказки воспитатель задаёт детям вопрос:
- О чём говорится в сказке?
- Кто вам больше всех понравился в сказке?
- Как и какими словами начинается сказка?
- О чём говорится в начале сказки?
Детям объясняют, что в сказке есть начало. Из начала сказки ясно, о ком и о чём будет рассказано в тексте дальше, что случилось с героями. Чтобы ещё раз показать важность такой структурной части, как начало, воспитатель ещё раз рассказывает сказку, пропуская начало. После наводящих вопросов выясняется, какая часть сказки отсутствует, детям предлагается придумать своё начало сказки. Напоминают, что сказку можно начать по - разному: « Жили в давние времена…», « Давным - давно…», « Однажды…».
Вот пример начала башкирской народной сказки
« Лиса в медвежьей берлоге»:
-
« Однажды лиса встретила в лесу медведя и стала жаловаться, какая она несчастливая, одинокая.
- Пусти меня к себе жить, я буду тебе прислуживать, готовить, кормить Я буду тебе самой близкой на свете.
Медведь пожалел её и сказал всем в лесу, что лиса самый близкий его друг на свете и чтобы её никто не обижал. Звери обещали всё исполнить…»
Аналогично объясняется детям место и значимость середины, конца сказки. Середина – это основная часть, где рассказывается о каком- либо событии. Конец – самая короткая часть сказки, которая всегда заканчивается счастливо, радостно.
Формированию знаний о структуре текста способствуют задания, где детям предлагается нарисовать начало, середину, конец сказки. После рассказывания сказки детям предлагается разделиться на три подгруппы. Первая подгруппа рисует сюжет – начало сказки, вторая – середину, третья – конец сказки. Затем детям предлагают расположить рисунки в той последовательности, как происходят действия в сказке и проводится работа над определением соответствия текста сказки рисункам детей. После установления последовательности рисунков детям предлагается рассказать сказку по рисункам. Такой прием особенно помогает детям с низким уровнем речевого развития, так как сами рисунки становятся как бы опорным и сюжетами для рассказчика. В формировании знаний о структуре текста помогают следующие методические приёмы.
Детям предлагают серию сюжетных картин, но последовательность их расположения нарушена. Дети отыскивают ошибку и исправляют её. Затем дети рассказывают сказку по всем картинкам. При этом первый ребёнок начинает сказку, второй – продолжает, третий – заканчивает. Сюжетные картинки и схемы к сказкам – это модель сказки. В связи с изучением фольклора большое значение имеет словарная работа, так как понимание слов и некоторых выражений влияет на понимание содержания, идеи произведения. Словарная работа может проводиться перед рассказыванием сказки или после него. Особое значение уделяется лексике, характерной для башкирского языка: батман - деревянный для хранения пищевых продуктов;
бишек –колыбель;
тулпар – мифический крылатый конь;
аждаха – чудовищный змей;
зиндан – темница;
егет – джигит; и др. Обращается внимание на слова , выражающие уважение к старшим , почтительное обращение к ним:
агай, эбей, олатай, иняй. Словарь детей пополняется за счёт слов, определяющих нравственную оценку героев произведения. Дети подбирают слова, одинаковые по значению, но разные по звучанию, и слова с противоположным значением: решительный, храбрый, бесстрашный; мужественный – трусливый, трудолюбивый – ленивый и др. Таким образом, на начальном этапе идет накопление знаний башкирского фольклора. Для выявления уровня знаний проводятся литературные викторины. Можно использовать и фольклор народов России.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
Для чего нужна диагностика дошкольников?
Консультация для педагогов. О роли семьи в воспитании ребёнка