Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Консультация для воспитателей детского сада: Башкирские народные сказки

Консультация для воспитателей и родителей ДОУ
Задачи:
- Знакомство с устным народным творчеством башкирского народа
- Знакомство с видами башкирских народных сказок.
«Сказка - ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!»
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. В большинстве сказки отражают лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничную преданность народу и родине. Сказки всегда поучительны и назидательны. Дидактизм – одна из важнейших особенностей сказок, но этим ничуть не снижается художественность сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме. Среди башкирских сказок – это назидательные сказки. Примером таких сказок могут быть: « Сердце матери», « Старая мать», « Как старик своих сыновей испытал» и др. В них показана одна из нравственных ценностей – любовь и почтительное отношение к отцу и матери.
Трудно не оценить воспитательное значение сказок, посвященных трудовому воспитанию. В них народ высмеивает человека, который ищет лёгкую работу. Особенно отрицательное отношение вызывают люди, так называемые « белоручки». Такие сказки рассказывались только вечерами после трудового рабочего дня. Это являлось эффективным приемом. Хороший сказитель (сэсэн), сказочник (экиэтсе) выполнял функцию педагога. Его специально приглашали.
Встреча с таким прекрасным рассказчиком было поощрением за хорошую работу. Сказка давала верную нравственную ориентацию, прививала любовь к труду и уважение к людям труда. Примером такого уважения к человеку труда является сказка « Как старик своих сыновей испытал»:
« Жил, рассказывают, один старик, у него было три сына. Когда прожил старик, отпущенный ему в этом мире срок, и понял, что пора собираться на тот свет, решил он своих сыновей испытать: кому из них, думает, дом и хозяйство в наследство оставить? Порядком поломав голову, придумал старик такую хитрость. Пока сыновей дома не было, положил перед крыльцом поперёк пути колодину. Сам отошёл в сторону, поглядывает, что дальше будет.
Вот возвращается домой старший сын. Перед домом непорядок, а ему и дела нет: вспрыгнул на колодину, перескочил на крыльцо – и в дверь. Ладно. Идёт средний сын. И этого колодина не удивила. Перешагнул через неё и ушёл в дом. Тут и младший появился. Первым делом закрыл он ворота, оставленные старшими братьями открытыми настежь, наложил запор. Хорошо! Следит за ним старик из- под лохматых бровей, но виду не подает. Тем временем увидел младший сын, лежавшую перед крыльцом, колодину. У видел и не прошёл, как те, мимо, приподнял за тонкий конец и отвалил в сторону. Потом, то прокатывая, то переваливая, дотащил до дровяника, подошёл к отцу, справился, что он делает. Не выдержал старик, ласково похлопал по спине.
- Иди, - говорит, - сынок, в дом, братья твои, наверное, уже чай пьют.
И, глядя вслед пошагавшему вразвалку сыну, твёрдо решил оставить хозяйство ему».
Дети любят любые сказки. Одой из древних по возрасту сказок являются волшебные сказки из первобытной мифологии. Основными персонажами выступают: аждаха- чудовищный змей; юха - мифическая змея, в переносном смысле очень хитрый , коварный человек; пяри - злой дух, демоническое существо; бисура - мифическое существо, кикимора. В волшебных сказках волшебные предметы облегчают дети героям их подвиги: шапка - невидимка; топор-саморуб; меч - самосек; вода, прибавляющая и убавляющая силу; зеркало, превращающееся в озеро; курай, из которого капает кровь, если герой попадает в беду или молоко при удаче героя.
В волшебных сказках при всём их сюжетно - тематическом многообразии разрабатывается единая тема: торжество человека над враждебной силой, борьба зла и добра. Положительные герои в них наделены обыкновенной силой или от рождения, или приобретают её после предварительного испытания. Примером могут служить сказки «Клубок », « Молодой охотник и Мяскэй » и др.
Вместе с волшебными сказками возникли сказки о животных, где в иносказательной форме рассказывается о человеческих отношениях среди зверей.
В башкирских сказках, как и в сказках других народов России, основными персонажами выступают - лиса, волк, медведь, реже – заяц, собака, кот, козёл, бык. Сюжеты многих сказок являются оригинально разработанными вариантами русских сюжетов о животных. Это сказки «Лиса - сирота», «Лиса в медвежьей берлоге», «Лиса- строитель», «Медведь и пчёлы» и другие.
Бытовые сказки возникли позже остальных жанров. В социально-бытовых сказках национальные черты проявляются в сюжете, деталях, связанных с особенностями быта, труда. В этих сказках отражены обычаи, нравственные принципы, традиции башкирского народа. Некоторые исследователи к бытовым сказкам относят сугубо реалистического, социального содержания, отказывая им в элементах фантастики. Фольклористы отмечают, что в бытовых сказках, могут действовать аллегорические и фантастические персонажи, которые лишены волшебных свойств и играют комическую роль.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для воспитателей младших групп детского сада Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду Как привлечь внимание детей
Участник №26 творческого конкурса для детей и педагогов «В гостях у сказки» с 20 декабря 2017 года по 20 апреля 2018 года
Консультация для родителей детского сада. Символика республики Башкортостан | Консультация для педагогов детского сада. Сказка в развитии речи ребёнка
Опубликовано: 2237 дней назад (11 февраля 2018)
Просмотров: 1342
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Ольга Карповна Ефименкова # 29 марта 2018 в 10:31 0
Добрый день! Спасибо за интересный и полезный материал! Успехов в дальнейшей работе!