Методическая разработка по теме: Сценарии праздников для дошкольников
Сценарий развлечения «Лопшо Педунь веселится» для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель Пычасского детского сада №2, с. Пычас, Удмуртия
Описание материала: У каждого народа есть своя неповторимая богатая сокровищница истории, знаний, умений, обычаев, традиций, которая пополнялась веками и тысячелетиями.
Именно для того, чтобы донести до наших детей, и познакомить их хоть бы с маленькой частью удмуртского народного наследия и богатства в нашем детском саду было проведено мероприятие «Лопшо Педунь веселится».
В ходе сценария дети и взрослые знакомятся с некоторыми сторонами удмуртской народной культуры: устным народным творчеством (сказки, загадки, пословицы), подвижными играми, музыкальным фольклором и удмуртской кухней.
«Изюминкой» данного мероприятия будет встреча детей со сказочным героем Лопшо Педунем и удмуртским ансамблем « Лулгур» (« Мелодия души»), которые не только исполнят песни на удмуртском языке, но и научат детей некоторым элементам удмуртских танцевальных движений.
Цель: приобщать детей и взрослых к национальным ценностям удмуртского народа, к его устному и музыкальному творчеству в рамках детского сада с последующим использованием полученных знаний в игровой деятельности детей.
Задачи: содействовать развитию интереса у детей к удмуртской народной культуре (устному народному творчеству); способствовать повышению интереса к языку, запоминанию слов и использованию их в повседневной жизни; развивать эмоциональную сферу у старших дошкольников в процессе исполнительской деятельности детей в разных видах музыкальной (пение, музыкально-ритмические движения) и игровой деятельностях;воспитывать любовь старших дошкольников к устному народному творчеству и музыкальному фольклору удмуртского народа.
Интеграция областей: Чтение художественной литературы; Социализация; Коммуникация; Познание.
Действующие лица:
Ведущий
Лопшо Педунь
Баянист
Предварительная работа:
С педагогами:
- подготовка и оформление зала для мероприятия;
- приглашение удмуртского музыкального ансамбля в детский сад.
С родителями:
- предложить родителям приготовить удмуртские блюда для чаепития;
- помощь в сборе информации удмуртских народных игр, загадок, пословиц, песен.
С детьми:
- чтение удмуртских сказок, пословиц; разгадывание загадок;
- посещение краеведческого музея « Макет избы удмуртского народа»;
- прослушивание и разучивание удмуртских песен и танцев;
- беседы о культуре удмуртского народа, и об их языке.
Используемый материал и оборудование:
Полено для подвижной игры; платочек; 2 пары лаптей без завязок; мел или веревку; накрытый стол для чаепития удмуртскими блюдами.
Оформление зала: зал оформлен в стиле удмуртской избы (половики на полу, скамейки, колыбелька, сундук, прялка), куклы в национальных костюмах, на одной из стен написана удмуртская пословица
«Ищи жемчуг в море, ум – в народе».
Ход мероприятия:
( воспитатель читает удмуртскую народную сказку « Алчный купец» по окончанию чтения входит Лопшо Педунь с котомкой и вязанкой дров за спиной)
Лопшо Педунь: Ой – ой! Ох, и подшутил я над этим жадным купцом! Поделом ему злому и жадному! (осматривается) Куда же я пришел? Вроде шел домой, а попал в детский сад! Здравствуйте, ребята!
Умоесь (здравствуйте)!
Ведущий: Умоесь! Ребята, а вы узнали, кто к нам пришел? Правильно, это герой из сказки, которую мы с вами сейчас читали.
Лопшо Педунь – это герой из удмуртских народных сказок . Он очень трудолюбив , любая работа в его руках спорилась. Он стал источником неистощимого юмора, остроумия, житейской хитрости. А за веселый нрав, умение веселить народ в деревне прозвали его Лопшо Педунь. Проделки его остались в памяти односельчан, вошли в сказки, стали примером юмора.
У каждого народа есть такой герой. Например: в русских сказках – Иван, мудрый, деревенский мужик, который всегда находит выход из сложившейся ситуации. В татарских сказках можно встретить умного и хитрого героя – Алдартаза, Алдара.
Лопшо Педунь: Вы меня знаете? Очень рад! И я много хорошего слышал о вас и вашем детском саде, что как будто у вас здесь интересные дела творятся!
Ведущий: Да, Лопшо Педунь, ты прав! В нашем саду много интересных праздников и развлечений проходят, и дети с удовольствием в них участвуют!
Лопшо Педунь: Если так, значит, я пришёл не зря! Мне очень хочется проверить и посмотреть на ребят, на их удаль, быстроту и смекалку! Уж очень я люблю всякие игры! Ну что вы готовы со мной поиграть?
Для начала я вам загадаю загадки. Ох, уж они трудные я вам скажу, что сам купец из сказки не смог их разгадать!
1.Крыльев нет, а летает.
Ног нет, а бежит. ( Туча)
2.Что можно увидеть на небе только ночью? ( Звезды)
3. В жару появляется, в холод умирает,
Сам маленький, рот есть, укусит - плакать заставит (Комар)
4. В желтом платье девушка в земле сидит, волосы на земле; осень придет - ее убирают (Морковь)
5.В доме полно народу, а окна прорубить не могут ( Огурец)
6. Не рубашка, но сшита.
Языка нет, а говорит. (Книга)
7. Безногий безрукий, вверх поднимается. (Тесто)
Лопшо Педунь: Молодцы, справились с загадками! Как говорит удмуртская пословица
« И маленькое дело, лучше всякого безделья!»
А теперь пора проверить вашу быстроту и ловкость! Смотрю я на вашу обувь и диву даюсь, как вы ходите в такой неудобной обуви! Посмотрите на мою обувь. Вы знаете, как она называется? (Лапти) Вот сейчас и проверим, как вы быстро сможете пробежаться в лаптях. Для этого вам нужно поделиться на 2 команды. И «пусть дорога ваша будет гладкой»!
( ведущий помогает детям разделиться на команды. Соревнование проводится под музыку)
Ведущий: Лопшо Педунь, тебе понравилось, как дети справились с твоими заданиями?
Лопшо Педунь: Я и не думал, что они так легко с ним справятся! Но как гласит удмуртская народная мудрость
«Сделанная впопыхах работа доброй не бывает». Запомните это, ребята!
Ведущий: Вижу, Лопшо Педунь ,ты мастер устраивать игры да соревнования! А не хочешь ли ты с нами поиграть в удмуртскую народную игру « Водяной»?
Лопшо Педунь: С удовольствием! (встает в центр начерченного круга и становится « водяным»)
Игра «ВОДЯНОЙ»
ОПИСАНИЕ. Очерчивают круг-это пруд или озеро. Выбирается водящий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей много»
Водяной бегает по кругу и ловит играющих, которые близко подходят к лини круга. Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
ПРАВИЛА. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становится и те, кого поймали. Они помогают водяным.
Лопшо Педунь: Да, быстрые ребята попались! Как гласит удмуртская народная мудрость «Детям игра дорога». Вот и я хочу вас научить играть в одну удмуртскую народную игру, которая называется « Не урони полено»! Не зря же я нес дрова!
Игра «Не урони ПОЛЕНО»
ОПИСАНИЕ. Играющие, взявшись за руки, образуют круг. В середину его ставят полено. Все бегут по кругу в том направлении, как договорятся, стараясь втянуть за руку одного из соседей в середину круга, чтобы тот задел и уронил полено. Сбивший полено выбывает из игры. Продолжают играть до тех пор, пока в кругу останется только один человек. Он считается победителем. Игру начинают сначала.
ПРАВИЛА. Начинать втягивать в круг можно только по условному сигналу. При разъединении рук выбывает тот, чья из разъединившихся рук была правой.
( дети садятся на свои места. Издалека доносится игра гармошки, баяна)
Лопшо Педунь (прислушивается): Ребята, вы тоже слышите звуки гармошки? Как же я люблю плясать под нее, да частушки и песни распевать!
(приплясывает)
(
входят солистки удмуртского ансамбля с баянистом и поют удмуртскую песню)
Лопшо Педунь: «
Петь хорошо вместе, а разговаривать по – одному», так говорили наши бабушки и дедушки!
Баянист: Умоесь (здравствуйте)! Не тут ли принимают гостей? (обращается к детям). Мы пришли как раз вовремя! Наверное, устали играть, да шутить? Пора и песни петь да плясать под удмуртские мотивы баяна!
( взрослые приглашают детей в удмуртскую пляску)
Ведущий: Мы очень рады, что вы пришли к нам в гости! Давно у нас не было таких задорных и веселых гостей! А не хотите ли с нами сыграть в удмуртскую игру с платочком?
ИГРА С ПЛАТОЧКОМ (под аккомпанемент баяна)
Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух водящих. Одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает. А второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком.
ПРАВИЛА. Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим. То второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.
Ведущий: Настоящий праздник получился, как в сказке! Столько гостей сегодня у нас, и герой из сказки, и настоящий удмуртский ансамбль с веселым баянистом!
Тау (спасибо) за то, что вы пришли к нам! Ребята, вам понравилась эта встреча? Что вам больше всего понравилось? Давайте все вместе скажем « спасибо» -
«тау»!
( Ответы детей). Но гостей не хочется отпускать просто так! Мы с ребятами приглашаем вас на чаепитие с удмуртскими блюдами, которые приготовили наши мамы и бабушки!
(устраивается чаепитие)
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий досуга в детском саду в старшей группе «День приветствий»
Сценарий танцевального развлечения с детьми 5-7 лет
Конспект развлечения в средней группе по музыкальному воспитанию на тему: Зима
Сценарий развлечения в подготовительной группе «Летят перелетные птицы»
Похожие статьи:
Итоговое мероприятие тематической недели «Народные промыслы России»
Сценарий развлечения по ПДД в старшей группе совместно с родителями
Сценарий спектакля для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий развлечения НОД для старших дошкольников к празднику Всемирный день ребёнка
Конспект физкультурного развлечения в старшей группе