Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитатели в годы Великой Отечественной войны

Статья «Долг воспитателей военного времени»
Автор: Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад № 2, с. Пычас, Удмуртия
Описание: данная статья познакомит и напомнит педагогам дошкольного образования о требованиях и условиях воспитательной работы детских садов и специфике педагогической деятельности воспитателей в военное время.
Назначение: материал будет полезен педагогам дошкольного образования, молодым специалистам в области дошкольного образования, старшим воспитателям, студентам.
Цель: развитие у педагогов активной гражданской позиции и патриотизма на основе исторических фактов.
Задачи: познакомить с отдельными моментами воспитательной работы детских садов в годы Великой Отечественной войны; расширять представления педагогов о значении бессмертного подвига воспитателей в годы войны; воспитывать уважительное отношение к профессии, к доблестной истории своей Родины.
Тихий подвиг воспитательниц...
Война, неожиданно обрушившаяся на мирное население советских городов и сел предъявила свои требования к воспитательной работе детских садов. Она заставила в срочном порядке, на ходу разрушить многие вопросы дошкольной методики: как уберечь психику ребенка от губительных потрясений, как использовать события на фронте для воспитания у детей любви к Родине, как развивать у них ненависть к фашистам.
Воспитатели, оставшиеся с детьми, не совершали подвигов. Они просто спасали малышей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков. Большинство детских садов во время войны стали интернатными, дети находились там днем и ночью. И чтобы накормить детей в полуголодное время, охранить их от холода, дать им хоть капельку уюта, занять их с пользой для ума и души - для такой работы необходимы были огромная любовь к детям, глубокая порядочность и безграничное терпение. Как жаль, что тихий подвиг воспитательниц и нянь военного времени так и не оценен до сих пор по достоинству...

Долг воспитателей тех трудных военных лет сводился к тому, чтобы уберечь детей от опасностей и волнений военного времени, создать такие условия , в которых дети могут спокойно жить , нормально развиваться , забывая пережитое. Поэтому в детских садах создавалась атмосфера родной семьи, в которой нуждался каждый ребенок, нужно было окружить его материнской лаской, вниманием, заботой, которая позволяла успешно влиять на детей, развивать у них нужные черты характера и поведения.

Много творческой инициативы проявляли воспитатели, чтобы всеми способами отвлечь детей от тягот жизни и скрасит их существования. Они придумывали загадки, изобретали разнообразные сюрпризы.
Дать детям радость, поднять жизненный тонус, вернуть им детский смех – это способ отвлечения от тяжелой действительности с исключительной силой реализовался путем проведения в детских садах праздников.
Воспитатели воспитывали детей на примерах беззаветной преданности и храбрости, которую проявляли наши бойцы, освобождая Родину от фашистских орд. Дети росли в героическую эпоху, которая запечалилась в их сознании, определит их отношение к жизни. Потому вопрос о том, как познакомить детей с Великой Отечественной войной в какой мере можно приблизить их происходящим событиям, интересовало и волновало каждого педагога. Эта работа от воспитателей требовала большой чуткости, вдумчивости и осторожности; необходимо было помнить о впечатлительности маленького ребенка, его хрупкости, нервной системы, об особенностях его мышления. Задача воспитателя состояла в том, чтобы, пользуясь примером героизма, мужества, самоотверженного труда, развивать у детей к Родине, влиять на их характер, возбуждать желание быть похожими на лучших людей страны. Работая с детьми, чуткий воспитатель старался поменьше напоминать им о войне, проводил с ними разнообразные игры, занятия, развлечения, чтобы дети успокоились, отдохнули от пережитого.
С детьми разного возраста воспитатель проводил разную работу. Например: с младшими дошкольниками – 3-4 летними малышами, воспитатели не проводили специальных бесед о войне, хотя уже дети знали о войне и интересовались ею. Но эта тема была слишком сложна и трудна для маленьких детей. Почти у каждого ребенка на фронте был кто – то из родных, и среди детей часто возникали разговоры о папах, о письмах, полученных от них, об их наградах. И конечно воспитательница проявляла интерес, принимала участие в разговорах, радовалась вместе со своими воспитанниками.
Во время прогулки воспитатель могла обратить внимание детей на красноармейцев, которые проходили рядом с территорией детского сада. Во многие детские сады на праздники приглашали бойцов. Малыши показывали им свои рисунки, дарили им свои игрушки, расспрашивали о том, « как они бьют немцев» и торжественно обещали помогать гнать врага. Рассказы бойцов воодушевляли детей, крепили в них и в воспитателях веру в победу, любовь к родине.

Для малышей подбирались четкие, художественные картинки или фотографии, изображающие летчиков, кавалеристов, стрелков, танкистов. С детьми разучивались с малышами стихи и песни о красной армии, проводились игры « Летчики», « Красноармейцы». Таким образом, удовлетворялся интерес маленьких детей к войне, воспитывалась любовь к Красной армии, давались самые элементарные наглядные представления.
Детей старшего дошкольного возраста – от 5 до 7 лет - знакомили в самой простой форме с некоторыми событиями войны. Им рассказывалось о победах наших войск, о подвигах, совершаемых бойцами, командирами, партизанами, о работе тыла в помощь армии, о тимуровцах, которые заботились о семьях мобилизованных. Выбор таких рассказов требовал от воспитателя чуткого внимания. Рассказ должен был быть простым, кратким и вместе с тем образным, занимательным. Тогда он будет понят детьми. Запомнится, глубоко повлияет на них. Некоторые рассказы сопровождались иллюстрациями, которыми служили и четкие и выразительные фотографии их газет и журналов.
Каждый рассказ должен был построен так, чтобы создавать у детей бодрое настроение, внушить уверенность в победе над врагом.
Кроме всего этого воспитатели всегда поддерживали инициативу детей в переписке с фронтом. Отправка писем бойцам фронта производила на детей огромное впечатление. Они рассказывали об этом дома, и многие матери приносили адреса своих мужей. Так начиналась переписка всего коллектива детского сада с отцами воспитанников.

Беззаветно и самоотверженно работали и заведующие детскими садами и воспитатели, уборщицы и няни, и повара и завхозы. Молодые и старые, только что начинающие работу - все были охвачены общим чувством: спасти детей, сохранить им здоровье, сберечь их детство, возвратить им радость и беззаботный смех, воспитать так, как требует страна, не упасть духом перед трудностями, устоять перед лишениями, выполнять свою обязанность перед фронтом.

С гордостью и доблестью выполняли дошкольные учреждения свой священный долг. Они не знали страха, не сомневались в победе, не дрогнули перед самыми тяжелыми испытаниями.

Использованная литература:
1. Л.Е. Раскин « Год работы с дошкольниками в Ленинграде» из архива журнала « Дошкольное воспитание» - № 1, 2015
2. А. Волкова, Д. Менджерицкая « Дети и война» из архива журнала
« Дошкольное воспитание» - № 10, 2014

Рекомендуем посмотреть:

Эссе ко Дню Победы, 7 класс Творческое эссе педагога. Мое отношение к войне Эссе к юбилею Победы в Великой Отечественной войне Сочинение ко Дню Победы. Родственники - участники Великой Отечественной войны
Участник №200 творческого конкурса для детей и педагогов «70-летию Великой Победы посвящается»
Фронтовые письма треугольники. Как сделать | Открытки к 9 мая своими руками с детьми 5-7 лет. Мастер-классы с шаблонами и фото
Опубликовано: 3507 дней назад (18 апреля 2015)
Просмотров: 11397
Рубрика: Статьи
+25
Голосов: 25
Светлана Анатольевна Савостьянова # 18 апреля 2015 в 17:40 +4
Мария Николаевна, познакомилась с Вашей статьёй «Долг воспитателей военного времени», привлёк заголовок на страничку. Тихий подвиг воспитательниц…никогда не задумывалась об этом, а ведь пока матери и старшие дети стояли у станка, кто-то должен был заниматься малышами. Ваша статья приоткрыла для меня неизвестную страницу о войне. Публикация хорошо оформлена. Спасибо за интересную информацию, голосую +1!
Мария Чукмарёва # 18 апреля 2015 в 17:52 +3
Светлана Анатольевна , спасибо за вам первый комментарий! Каждый человек того времени вложил все свои жизненные силы, они горели желанием хоть как -то помочь фронту.И среди этих людей были и такие малоизвестные, ничем не примечательные женщины, которые также ,как и бойцы совершали героические подвиги , защищая детей и отдавая свою жизнь за счастье будущего поколения!
Надежда Сергеевна Баринова # 18 апреля 2015 в 19:32 +3
Да, в то тяжелое время каждый старался быть Человеком, защитить и спасти детей. Низкий поклон всем Победителям! Спасибо за информацию!
Александр Семенович Жбанов # 18 апреля 2015 в 22:03 +3
Много приходилось читать о подвигах врачей, заводских рабочих, сельских тружеников во время ВОВ, а вот про героический труд воспитателей пишут не так часто, и это не справедливо. Действительно, Ваша статья показывает насколько важна работа воспитателей в тяжелое военное время. "Тихий подвиг"- здорово звучит! Спасибо, Мария Николаевна! Примите голос!
Ольга Ивановна Абашкина # 19 апреля 2015 в 08:24 +3
Интересная информация!Спасибо , что затронули подвиги людей, работающий в тылу, во время войны.
Творческих успехов!
Ирина Ивановна Жабина # 19 апреля 2015 в 21:32 +5
Замечательный материал! Удивительно, как в тяжёлые годы войны воспитателям удавалось сохранять "островки детства" и воспитать достойных людей! Низкий им поклон! Спасибо за материал, примите голос.
Сидорова Зоя Григорьевна # 23 апреля 2015 в 23:22 +5
Мария Николаевна! Спасибо за замечательный материал, который ещё раз подчёркивает ответственность , которую несёт каждый воспитатель и в наше время за жизнь детей. проработав много лет с детьми, я часто задумываюсь о том, что родители доверяют нам самое дорогое, что есть у человека - детей! Несравнимые трудности испытывали женщины, которые, может, сами потеряли своих детей, сохраняя жизнь, спокойствие детей войны. Голос!
Зоя.
Мария Анатольевна Соколова # 24 апреля 2015 в 11:09 +7
Уважаемая Мария Николаевна! Очень понравилась Ваша статья про "тихий подвиг воспитательниц" в годы войны. Привлекла необычность темы. Много говорят и пишут о подвигах солдат, много сейчас говорят даже о детях войны, но вот о тех, кто их воспитывал... Я и сама, если честно, никогда не задумывалась над этой темой. А ведь, действительно, сколько людей не совершали подвигов и о них ничего не известно, но они твёрдо и терпеливо выполняли свой незаметный труд в тылу и несли на своих плечах все тяготы войны. Вы тонко и проникновенно описываете, как бережно, чтобы не ранить чувства детей, заботились о них воспитатели, помогали пережить малышам голод и разлуку с близкими. В работе представлены редкие и интересные фотографии военных лет, точно иллюстрирующие тему статьи. Спасибо за чудесный и нужный материал! Желаю Вам творческих успехов!
Ирина Юрьевна Ручина # 24 апреля 2015 в 12:48 +7
Мария Николаевна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Статья "Долг воспитателей военного времени" получилась у Вас очень интересная, мне понравилась. Творческих Вам успехов и вдохновения. С большим удовольствием отдаю свой голос. +1!!!
Оксана Владимировна Столь # 24 апреля 2015 в 12:54 +6
Спасибо,Мария,с удовольствием ознакомилась с интересным материалом!
Вера Александровна Орехова # 24 апреля 2015 в 20:33 +4
Мария, большое спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с предложенным материалом. Война... Страшное время, время когда дети были лишены детства. Вы познакомили нас с воспитательной работой детских садов в годы Великой Отечественной войны Бессмертен подвиг воспитателей в годы войны.
Война… Суровее нет слова.
Война… Печальнее нет слова.
Война… Священнее нет слова.

Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Ирина Анатольевна Князева # 26 апреля 2015 в 13:58 +4
Мария Николаевна! С большим удовольствием познакомилась с вашей публикацией! Замечательный материал на такую важную и актуальную тему, очень проникновенный и трогательный! Вам творческих успехов! Удачи! ГОЛОС!
Лилия Масагутова # 27 апреля 2015 в 12:53 +3
Здравствуйте,Мария Николаевна! Спасибо за интересный,трогательный и содержательный материал! С большим удовольствием голосую! Желаю удачи!
Елена Валерьевна Халикова # 27 апреля 2015 в 21:13 +3
Очень познавательный материал. С удовольствием прочла статью, многое открыла для себя! Спасибо! Успехов вам и +голос!
Ольга Васильевна Яковлева # 28 апреля 2015 в 23:03 +2
Меня тронула Ваша статья до глубины души. Много сказано о подвигах людей разных профессий, а о воспитателях, которым в это трудное время приходилось так же нелегко, никто не задумался. Ведь пока отцы были на фронте, а матери на работе, о подрастающем поколении надо было заботиться, обучать, воспитывать, отдавать им свою нежность и любовь. И все это в тех страшных условиях. Спасибо Вам за проникновенный, трогательный, содержательный материал. Дальнейших творческих успехов! голос
Галина Николаевна Суетенко # 28 апреля 2015 в 23:17 +2
Удивительная статья. Интересный, трогательный материал. Читала, со слезами на глазах. Спасибо, что обратили внимание на данную тему. Примите мой восторженный голос.
Марина Викторовна Княжева # 29 апреля 2015 в 00:56 +1
Мария Николаевна, огромное спасибо за статью! Всегда с большой любовью и уважением относилась к своей профессии. Пусть наши детки, вылетев из гнездышка, часто забывают о своих воспитателях, но в них живет и частичка нашей души, души воспитателя. Еще раз огромное спасибо за тему!
Татьяна Галютина # 29 апреля 2015 в 21:29 +1
Мария Николаевна,добрый вечер!Ваша статья наводит на размышления.Я как-то и не задумывалась о том,что во время войны были воспитатели...Хороший материал,интересный,фото подобраны замечательные!+1!
Светлана Николаевна Крючкова # 30 апреля 2015 в 13:23 +2
Мария, спасибо за приглашение! Материал тронул до глубины души. Раньше даже не задумывалась о теме, затронутой Вами - Роль воспитателя во время войны. Молодцы, что осветили эту тему для педагогов. Профессия воспитателя - одна из важных профессий в мире, а в тяжелые страшные годы войны она еще больше достойна восхищения!Обязательно беру себе в заметки. Спасибо! Примите мой голос!
Ольга Третьякова # 1 мая 2015 в 21:32 +1
Каждый воевал на своем фронте.... мужественные женщины, и их подвиг ничуть не меньше, чем подвиг тех, кто воевал на передовой, кто стоял у станка... благодаря этим простым женщинам, жизнь продолжается)))