Педагогическая статья на тему "Обучение игре на курае в учреждениях дополнительного образования детей Республики Башкортостан как один из способов сохранения и популяризации культуры и традиций башкирского народа
Культура – понятие очень широкое, в нем отражается сложная, многогранная человеческая история. В своем первичном значении понятие культуры связано с деятельностью человека: культура – это то, что «обработано», «возделано» человеком.
Говоря о традиционной народной культуре башкир ведущее место надо отдать музыкальному инструменту курай. Инструмент использовался практически во всех сферах жизни. Народная поговорка: «Где башкир, там курай», в значительной степени отражает роль инструмента в жизни башкир. В башкирской культуре кураю принадлежит особая историческая роль: данный инструмент является не только важным, а порой и главным элементом культуры, - он превратился в один из символов не только башкирской культуры, но и самого народа. При исполнении Гимна Башкортостана (мелодия "Республика" на музыку Ф.Идрисова) используется тембр курая, а символическое изображение цветка курая входит в эмблему Республики. Это, пожалуй, единственный случай в мировой практике, где музыкальный инструмент входит в государственную символику.
Традиционный курай изготавливают из прямого, высушенного полого стебля одноименного зонтичного тростникового растения длинной около 1 метра. До таких размеров курай вырастает только в южных степных и горных районах Республики. Инструмент имеет пять отверстий: 4 на передней части и 1 на тыльной для большого пальца.
Курай – коренной житель Башкортостана, вобрал в себя многовековую историю народа – своего создателя. О древности курая говорит, например, такой факт: башкирская народная мелодия «Звенящие журавли», исполняемая только на курае, имеет более чем 1000-летнюю историю. Упоминания о курае есть и в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», которым порядка 5000 лет.
В рамках культуры башкир курай стал исполнять важные функции: художественно-эстетическую, эмоционально-психологическую, сигнально-коммуникативную, знаковую, воспитательную, демонстративную. Курай использовался при разрешении спорных вопросов и определении зон влияния различных групп. Во время соревнований, когда борцы, танцоры, певцы, музыканты не могли одержать убедительную победу, победителя выявляли при помощи курая. В мифологическом сознании курай наделялся волшебными свойствами, ему приписывали магическую, гипнотическую и целительную силу: он был наделен защитными свойствами от злых духов, волшебными способностями сигнализировать о жизни, либо смерти своего хозяина. Этот инструмент часто был спутником путешественников, считалось, что его мелодия может спасти от беды. По стоимости курай был равен целому хозяйству: дому, одной голове скота. Известно о его сигнальной функции: звуками могли сообщить о приближающейся опасности. В системе традиционных обрядов курай занимал важное место. Исполнители-кураисты играли роль передатчиков родовой информации, трансляторов народных традиций, духовных ценностей башкир. Кураисты, независимо от их социального статуса, исполняли важные функции внутри общины, представляли свой род и племя во время йыйынов, праздников, различных собраний. При оглашении имен прибывших представителей родов отдельно представляли кураистов-участников состязаний. Кураисты принимали активное участие в календарных и хозяйственных обрядах (сабантуй, «грачиная каша», «кукушкин чай», охотничий обряда «медвежья свадьба» и др.). Во время исполнения этих обрядов кураисты соревновались в мастерстве. Практически все значимые семейно-бытовые обряды сопровождались игрой на курае, задорный, протяжный либо грустный голос инструмента (в зависимости от обряда) был неотъемлемым музыкальным фоном в течение всех мероприятий. Во все время применения инструмента курай традиционно продолжал использоваться в военной сфере, хозяйственной деятельности и охоте: для успокоения скота и управления стадами, подачами условленных сигналов, отпугивания хищных животных и т. д.
Игра на курае, развиваясь в течение столетий, стала важным элементом народных праздников и повседневной жизни, военных походов и трудовых будней башкир. Музыкальная культура башкир, включая игру на курае, развивалась в условиях длительных этнокультурных контактов с другими народами Евразии, тесного с ним взаимодействия и взаимообогащения.
И меня как любого живущего на земле сознательного человека, как гражданина своей республики и, прежде всего, как патриота своего народа тревожит и волнует будущее. В частности, мне небезразлично, что станет с языком и музыкой моего народа через сто и даже тысячи лет.
Пока народ говорит на своем языке, будут жить его песни, легенды, сказки, эпосы, а значит, он сохранит свою самобытность, он не будет ассимилирован другими народами, он останется независимым. Если народ силен как этнос, он сам будет влиять на развитие и преобразование других народов посредством своего языка, культуры, в том числе музыки, литературы, художественного искусства.
Зависимыми могут быть государства, даже если это развитые, могущественные государства. И если юридически суверенитет их закреплен во внутреннем и международном праве, фактически государства зависимы друг от друга в политике, экономике. Но если народ, населяющий страну, обладает высоким уровнем национального самосознания, ответственностью за свое будущее и будущее своих детей, такое государство поистине имеет огромный потенциал и большую перспективу развития.
Исходя из вышеизложенного, есть необходимость в популяризации башкирского народного инструмента курай среди подрастающего поколения, в сохранении его значимости для башкирского народа. Непосредственное обучение игры на курае в учреждениях дополнительного образования детей позволяет возродить, сохранить и развить традиционное исполнительское искусство на национальном инструменте башкир. Ознакомление с историей, легендой исполняемой им мелодии приобщает молодежь к башкирскому фольклору. Только так мы можем воспитать достойное поколение, которое ценит и хранит традиции своего народа.
Рекомендуем посмотреть:
Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки
Координация между музыкальным слухом и голосом
Организация домашних занятий
Развитие креативных способностей как путь социализации детей с ОВЗ
Похожие статьи:
Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика