Работа с одаренными детьми на уроках физической культуры и во внеурочное время.
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренный ребенок нередко опережают сверстников и по этому параметру. На сегодня определенны виды одаренности : умственная, социальная, моторная, практическая. Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Точнее двигательную одаренность можно определить как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биохимических особенностей человека, однонаправлено влияющих на успешность какого-либо вида двигатель-ной деятельности.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе мы используем следующие признаки одаренности - быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности, про-явление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности, устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов, анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах, наблюдение.
При выборе содержания и методов работы с одаренными детьми мы учитываем ,что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Так например у детей 5 классов-это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств, посредством игры. Учителя стараются выявлять одаренных детей на начальных стадиях и привлекать их к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.
В нашей школе действует несколько секций: баскетбол, волейбол, настольный теннис ,мини-футбол, национальные виды спорта.
Здесь и немаловажно привлечение родителей. Так как в развитие и формировании одаренности большое значение имеет и участие родителей. Мы в свою очередь будем стараться привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредствен-ному участию. Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, концерты, как условие и средство формирования самооценки.
Мы стараемся включать одаренных детей в соревнования с такими же одаренными детьми или более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками одаренный ребенок довольно часто берет на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому мы привлекаем таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья. Для старшего возраста (16-17 лет)ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте мы стараемся привлекать ребят к участию в соревнованиях и кон-курсах, участвовать в подготовке и разработке работ для научной деятельности учащихся и для учителей, привлекаем к участию в предметных олимпиадах раз-личного уровня, к выступлениям с пропагандой ЗОЖ, занятиям спортивной деятельностью перед младшими школьниками.
Учащиеся, относящиеся к специальной медицинской группе готовят доклады, рефераты, выступления, презентации, которые в последствии учителя как начальной школы, так и среднего и старшего звена могут использовать в подготовке мероприятий, классных часов.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам 2 раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости. Результаты оформляются в электронном виде, доводятся до сведения учащихся и родителей, вывешиваются на информационный стенд
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является система внеурочной и внеклассной воспитательной работы в школе.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.
Учителями физической культуры разработана система работы с одаренными деть-ми.
Цель системы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Задачи системы:
- совершенствование системы выявления, развития и сопровождения одарённых учащихся;
- выбор оптимальных форм и методов работы;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых
учащихся в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах.
Ожидаемые результаты реализации системы:
Реализация системы призвана способствовать:
- созданию условий для выявления, развития, сопровождения одарённых учащих-ся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации
педагога для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания школьников;
- формирование банка, технологии и программ для ранней диагностики
способных и одаренных детей.
Основные мероприятия:
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для
одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов и др. мероприятий;
- приобретение инвентаря и оборудования для оптимизации работы
с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой
для работы с одарёнными детьми;
- организация тесного взаимодействия со спортивной школой, медработниками и психологической службой.
На базе школы действуют спортивные объединения.
Баскетбол: 2 группы
Мини-футбол: 2 групп
Волейбол: 2 группы
Национальные виды спорта: 2 группы
Настольный теннис: 2 группы
Практика показала, что более всего в работе с одаренными учащимися по физиче-ской культуре подходят следующие формы работы:
-секционные занятия по видам спорта;
-спортивные соревнования;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуально-групповым планам;
-сотрудничество с родителями, медиками, психологами, тренерами спорт. школ и сотрудничество с другими школами.
Как результаты работы с одарёнными детьми с начала 2015 учебного года, можно отметить участие детей в Спартакиаде школьников Тазовского района, где были показаны следующие результаты:
Баскетбол юноши-1 место
Волейбол юноши-2 место
Волейбол девушки-2 место
Мини футбол-1 и 2 место
Пионербол-3 место
Веселые старты–2 место
Национальные виды спорта-2 место
Три победителя и два призера олимпиады на муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников по физической культуре. Призер окружного этапа олимпиады.
Рекомендуем посмотреть:
Работа психолога с одаренными детьми
Формирование психолого-физиологической стойкости, профилактика стрессов и эмоциональных перегрузок
Как выявить одаренных детей в школе
Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Похожие статьи:
Методика диагностики общей одаренности «Интеллектуальный портрет» А. И. Савенкова