Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Влияние компьютера на познавательную сферу дошкольников

Как влияет компьютер на детей дошкольного возраста
Влияние компьютера на познавательную сферу дошкольников
Автор: Шеина Екатерина Игоревна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №30 «Ручеек»
Анонс: Статья составлена на основании исследования познавательной сферы дошкольников под влиянием киберактивности. Содержит описание исследования, выводы.

Назначение: Статья будет интересна для педагогов-психологов, воспитателей и конечно родителей, поскольку актуальность данной темы на сегодняшнее время возросла.

Цель: повышение компетенции педагогов-психологов и воспитателей в данном вопросе при консультировании родителей.

Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. За последние годы в этой области произошел качественный скачек. В результате, на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что Интернет перестал быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации и стал новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате у пользователей компьютерных сетей и компьютерных технологий в целом, возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством.
Психологические последствия компьютеризации широкого распространения сети Интернет оказались в центре внимания специалистов-психологов. При взаимодействии человека с информационными технологиями происходит преобразование деятельности за счет опосредствования ее новыми знаковыми системами. Сама возможность и механизмы влияния новых технологий на личность могут быть поняты с позиций культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского. С этой точки зрения информационные технологии рассматриваются как один из примеров психологических орудий, овладение которыми оказывает влияние на формирование и функционирование высших психических функций.
С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием интернета, так называемых компьютерных аддиктов. Как и всему новаторскому, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение.
Актуальность исследования состоит в том, что в последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни. В связи с этим в психологии появились новые отрасли, такие как психология Интернета и компьютерных игр. Однако исследовательские работы в области психологии киберактивности в нашей стране в большей степени посвящены влиянию на мотивационно-личностную сферу подростков и юношей, нежели на познавательную. Поэтому исследование когнитивных процессов детей, в особенности дошкольников, формирующихся под влиянием взаимодействия с киберсредой, представляется особо актуальным.
Цель работы: исследовать влияние киберактивности на развитие познавательных процессов дошкольников.
Объектом исследования являются познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие) дошкольников.
Предметом исследования являются познавательные процессы киберактивных дошкольников
Гипотеза исследования. Анализ исследовательских работ, свидетельствующий о специфичности влияния киберактивности на познавательную сферу, дает нам основания предполагать, что вовлеченность детей в киберактивность вызывает изменение в развитии познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.
При этом перед нами стояли следующие задачи:
1. Обзор исследовательских работ в области психологии киберактивности.
2. Рассмотреть особенности развития познавательной сферы дошкольника.
3. Выявить дошкольников вовлечённых в киберактивность.
4. Провести экспериментальное исследование познавательной сферы дошкольников.
5. Выявить различия в показателях внимания, памяти, мышления и восприятия вовлечённых в киберактивность дошкольников и не вовлеченных.
В работе использовались следующие методы:
1. Анкета для родителей по определению степени вовлечённости в киберактивность.
2. Корректурная проба (методика Бурдона).
3. Методика «Овладение детьми общей структуры мыслительной деятельности». Разработка У.В. Ульенковой.
4. Методика «Телевизор». Авторы М.В. Луткина, Е.К. Лютова.
5. Методика «Узнай, кто это?».
Результаты исследования были подвергнуты качественному анализу и анализу с использованием методов математической статистики (U – критерий Манна-Уитни).
Теоретическая значимость исследования:
- раскрыты основные понятия психологии киберактивности;
- дан обобщенный материал об основных исследованиях в области психологии киберактивности;
- дана характеристика киберсреды как новых условий развития личности;
- дана психологическая характеристика дошкольного возраста;
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами разработана анкета для выявления степени вовлеченности детей в киберактивность, исследованы такие познавательные процессы как внимание, память, мышление и восприятия, в контексте их изменения под влиянием киберигровой и интернет-активности.

С прогрессом компьютеров и объединяющих их сетей, в первую очередь это касается Интернета, можно говорить о появлении нового вида человеческой деятельности. В связи с этим в психологии появились новые отрасли, такие как Психология Интернета или Психология Киберактивности.
Термин «Психология Интернета» был предложен в 1999 году Патрисией М. Уоллес для обозначения круга научных интересов, изучающих психологические аспекты деятельности опосредованной современными информационными системами. Основные направления исследований в этой области заключены в изучении влияния Интернет-деятельности на познавательные способности человека, изучении Интернет-аддикции - феномен «нарко-зависимости от Интернета», психологии киберигроков и хакеров.
Что касается термина киберактивность, то в рамках нашего исследования мы можем обозначить её как активную деятельность человека (в данном случае, ребенка) в киберпространстве.
В информационных изданиях термин «киберпространство» широко используется для обозначения всех аспектов работы человека с компьютером и Интернетом.
Следует отметить, что данное исследование впервые проводилось на детях дошкольного возраста. Отличительная особенность данного исследования состоит в том, что в шестилетнем возрасте испытуемые имеют ещё сравнительно небольшой стаж пользования информационными технологиями. Кроме того, следует учитывать характер пользования детьми компьютерных ресурсов, а также причины обращения к ПК. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, соответственно и вовлеченность детей в киберпространство носит развлекательный игровой характер. Соответственно мы можем сделать вывод, что для ребенка-дошкольника киберпространство является всего лишь условием для удовлетворения его потребности в игре, поэтому в большинстве случаев носит развивающий характер и способствует интеллектуальному развитию.
В результате проведенного нами теоретического и эмпирического исследования мы пришли к выводу, что активное использование человеком информационных технологий в повседневной жизни оказывает специфическое влияние на различные сферы жизнедеятельности и личности в целом. Проведенное нами экспериментальное исследование аттенционных, мнемических, мыслительных и перцептивных способностей показало неоднозначное влияние информационных ресурсов на познавательную сферу личности.
Исследование аттенционных способностей показало снижение развития внимания у дошкольников, вовлеченных в киберактивность.
Уровень развития зрительной памяти у киберактивных дошкольников выше, чем у детей, деятельность которых не опосредована информационными ресурсами.
Так же выявлен высокий уровень развития мышления у дошкольников, вовлеченных в киберактивность.
В целом мы можем констатировать развивающее значение применения информационных технологий в практической деятельности детей дошкольного возраста.
Задача психологического сопровождения использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе в рамках дошкольного образовательного учреждения диктует необходимость тщательного контроля за процессом компьютеризации, поскольку в условиях семейного воспитания этот процесс носит непоследовательный стихийный характер. Задачами педагога-психолога при этом является создание с помощью информационных технологий максимально выгодных условий для психического, интеллектуального и личностного развития детей; предотвращение различного рода аддикций и негативных влияний на формирование личности.
С прогрессом компьютеров и объединяющих их сетей, в первую очередь это касается Интернета, можно говорить о появлении нового вида человеческой деятельности. Сам факт «общения» человека с компьютером на любом уровне его компетентности оказывает содействие развитию его познавательной сферы. У ребенка, который только что увидел перед собой настоящий ПК, обязательно возникает интерес к нему. Человек, который уже имеет определенные навыки оперирования машиной, постоянно старается углублять свои знания и совершенствовать свои умения. Даже играя за компьютером, человек не является пассивным наблюдателем, как во время просмотра телевизионных программ, он активно взаимодействует с определенным миром, хотя и виртуальным. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в воображении образно-концептуальные модели, без которых невозможно достичь успеха в современных компьютерных играх, которые нуждаются в раскрытии определенных закономерностей для перехода от одной игровой ситуации к другой. На любом уровне подготовки пользователя компьютера развиваются познавательные интересы и способности ребенка.
Проведенное нами экспериментальное исследование когнитивной сферы показало, что развитие познавательных способностей в старшем дошкольном возрасте является более чем восприимчивым к влиянию информационных технологий. Таким образом, наша гипотеза о том, что вовлеченность детей в киберигровую и интернет-активность вызывает изменения в развитии познавательных процессов у детей дошкольного возраста, подтвердилась.
Полагаем, что полученные нами результаты станут отправной точкой для дальнейшего изучения влияния киберактивности на когнитивную сферу дошкольников. Поскольку каждый из представленных в данной работе познавательных процессов требует более тщательного и глубокого исследования.

Статья составлена на основе Выпускной квалификационной работы «Влияние киберактивности на познавательную сферу дошкольников» студента 5 курса психолого-педагогического факультета МГОГИ Шеиной Екатерины, 2010 г.,
научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Черемошкина Любовь Валерьевна.

Рекомендуем посмотреть:

Как Мышонок учился безопасному поведению в сети Интернет Консультация для родителей старших дошкольников. Ребенок и компьютер Компьютер в жизни ребёнка Интернет в современном обществе

Похожие статьи:

Почему нельзя долго сидеть за компьютером. Полезные советы и рекомендации для детей

Банка желаний своими руками
Опубликовано: 3670 дней назад (4 ноября 2014)
Просмотров: 5373
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Ольга Михайловна Данилова # 4 ноября 2014 в 22:01 0
Екатерина Игоревна, вы правы актуальность данной темы очень высока. Без компьютера сейчас никуда, нужно уметь его использовать в обучении дошкольников. Спасибо за формы и методы работы.
Порохова Эльвира # 12 ноября 2014 в 18:46 0
Актуальная информация, компьютерные технологии заняли прочное место в обучении и развитии детей. Но все должно быть в дозированных рамках, и не следует забывать, что компьютер не заменит живого, эмоционального общения.
Ирина Евгеньевна Котова # 28 ноября 2014 в 23:42 0
Здравствуйте! Вы затронули важную проблему нынешнего времени. Дети не рассчитывают свои силы за проведение компьютера, а многие родители не обращают на это внимание. Надеюсь, что ваши методы помогут в борьбе с этой проблемой. Будем стараться. Спасибо.