Методическая разработка на тему «Применение личностно - ориентированного технологий в программе дополнительного образования по художественно - эстетическому направлению»
Данная работа предназначена для педагогов дополнительного образования
Цель: изучение теоретических знаний о личностно – ориентированных технологий в дополнительном образовании.
Задачи:
- выделить особенности личностно-ориентированных технологий в дополнительном образовании.
- рассмотреть виды личностно – ориентированные технологии.
- определить формы и методы использования технологий в программе по художественно- эстетическому направлению.
Пояснительная записка
Одной из стратегических целей развития современной российской системы образования выступает решение проблемы «обезличенного обучения». Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной практике обучения и воспитания детей: обновление содержания образования; внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности. В этой связи приоритетными видятся личностно-ориентированные технологии, на основе которых построены системы образования в лидирующих по образовательной практике странах мира.
Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Газман О.С., Гусинский Э.Н., Сериков В.В., Турчанинова Ю.И., Якиманская И.С.
Особенности личностно-ориентированных технологий
Цель – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения педагогом этой цели:
1. использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся;
2. создание атмосферы заинтересованности каждого ребёнка в работе;
3.стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
4.использование дидактического материала, позволяющего ребёнку выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
5.оценка деятельности обучающего не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
6.поощрение обучающегося за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других обучающихся в ходе занятия, выбор и оценку наиболее рациональных;
7.создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников.
Виды личностно-ориентированные технологий, применяемых в программе дополнительного образования по художественно – эстетическому направлению.
Программа по художественно - эстетическому направлению предполагает уровень освоения знаний и практических навыков в области изобразительно – декоративного искусства. Педагог использует разные формы обучения: занятия изобразительно - прикладным творчеством, исследовательские и творческие проекты, творческие сборы, научно- практические конференции, творческие мастерские, конкурсы, фестивали, квесты, мастер - классы и др. Преподавание изобразительно-декоративных искусств построено на личностно – ориентированных технологиях:
1.Технология личностно-ориентированного обучения
Технология личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка. В соответствии с данной технологией для каждого обучающегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ребёнку, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
Формы занятий по личностно-ориентированному обучению: урок- дискуссия, урок-беседа, урок исследования, урок- игра, урок- экскурсия и др.
2. Технология индивидуализации обучения
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет обучающемуся работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.
Выделяют следующие разновидности индивидуальных технологий: собеседование, индивидуальные консультации, индивидуальные выставки детских работ, индивидуальное обучение.
3. Групповые технологии
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы или пары для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.
4. Технология коллективной творческой деятельности
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов), которая широко применяется в дополнительном образовании.
Цели технологии: выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость.
Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Формы обучения по коллективной творческой деятельности: игра творческие лаборатории или мастерские, в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.
5. Технология «ТРИЗ»
Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.). Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все). Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.
В методике используются индивидуальные и коллективные приемы: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск. Оценка идей производится специалистами, которые сначала отбирают самые оригинальные предложения, а затем – наиболее оптимальные.
6. Технология исследовательского (проблемного) обучения
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:
- педагог создает проблемную ситуацию, направляет обучающихся на ее решение, организует поиск решения.
- обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.
Особенностью данного подхода является реализация идеи "обучение через открытие": ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению. Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых воспитанники открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.
Формы исследовательского (проблемного) обучения: проблемная лекция, проблемный семинар, урок с элементами исследовательской деятельности, Экскурсия с проблемно-исследовательским компонентом.
7. Игровые технологии
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Различают следующие классификации педагогических игр:
• по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
• по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
• по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
• по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста. В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, "Моделирование случаев из жизни", "Стихийное бедствие", "Путешествие во времени" и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать. Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.
Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшекласcников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Виды дидактических игр, используемые педагогом: игры-упражнения, игры-путешествия, сюжетные (ролевые) игры, игры-соревнования.
8. Технология проектного обучения
Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
Проект — буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
1. происходит развитие творческого мышления
2. качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
3. вводятся элементы исследовательской деятельности;
4. формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);
5. происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
9. Технология развивающего обучения
Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индиви¬дуума. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Формы развивающим обучением: викторины, экскурсии, занятия, конференции, исследовательские проекты.
Принципы развивающего обучения:
1. общее развитие всех обучающихся;
2. обучение на высоком уровне трудности;
3. ведущая роль теоретических знаний;
4. изучение материала быстрым темпом;
5. осознание детьми смысла процесса обучения;
6. включение в процесс обучения не столько рациональной, но и эмоциональной сферы;
7. проблематизация содержания;
8. вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;
9. использование логики теоретического мышления:
10. обобщение, дедукция, содержательная рефлексия;
11. целенаправленная учебная деятельность как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.
10. Здоровьесберегающие технологии
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Технологию, применительно к поставленной проблеме сохранения здоровья детей, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.
На занятиях по художественно - эстетическому направлению можно использовать: гимнастику для пальцев рук, для глаз, подвижные игры на перемене, разминки на занятиях, релаксацию.
Здоровьесберегающая технология - это:
• условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
• рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
• соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
• необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Заключение
Можно сделать вывод, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе дополнительного образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие ребёнка как личности идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Основным результатом личностно ориентированное обучения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Личностно – ориентированные технологий помогают раскрыть каждого ребёнка как талантливую, творческую личность. И с помощью программы по художественно – эстетическому направлению ребёнок формирует знания, умения и накапливает собственный опыт и это даёт ему возможность самообразования, саморазвития, социализации и самовыражения.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие.–
АРКТИ, 2005.
2. Гизбург Ф. Заповеди педагогического общения//Воспитание школьников, 2003–No 4.
3. Дейч Б.А. Личностно ориентированные технологии в дополнительном образовании детей: Материалы сайта
Института молодёжной политики и социальной работы НГПУ, 2011.
4. Иванченко И.Д. Занятия в системе дополнительного образования детей.–Ростов-на-Дону, 2007.
5. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы.– М., Академия, 2001.
6. Павлова М. И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С.
543-546.
7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр
"Сфера"–М., 2002.
8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.– М., 1996.
Инернет – ресурсы
Рекомендуем посмотреть:
Информационные технологии на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо
Привлечение молодежи к выборам за рубежом
Использование педагогических технологий в педагогической практике педагога дополнительного образован