Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Этноэкологическое воспитание малышей

Формирование этноэкологического мышления у детей раннего возраста в проектной деятельности. Обобщение опыта
Составитель: Янченко Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №11" г. Северска Томской области.

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться
В.А. Сухомлинский


Формирование этноэкологического мышления детей раннего возраста имеет важное значение, так как именно в период раннего детства совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире. Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Мы, педагоги группы детей раннего возраста, постоянно работая с маленькими детьми, столкнулись с проблемой, что в полтора года ребенок, выходя в большой мир, многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. Учитывая, что представления детей второго и третьего года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно сформированы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить малышей с природой родного края. Повышению системности в работе с детьми способствовала организация проектной деятельности. Мы используем метод проектов и считаем его одним из самых эффективных и актуальных методов обучения детей раннего возраста. В его основе лежит комплексный, развивающий процесс, позволяющий целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.

Чтобы процесс познания мира был для наших малышей увлекательным и занимательным, мы используем устное народное творчество как средство формирования экологических знаний. Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное. Текст песен, потешек, закличек пробуждает в ребенке чувство любви ко всему живому.

Отсюда, приоритетным направлением в нашей группе является формирование этноэкологического мышления у детей раннего возраста в проектной деятельности.
Цель: обеспечение условий для формирования этноэкологических знаний и экологически правильного отношения к природным объектам детей раннего возраста.
Задачи:
• формировать у детей раннего возраста знания о природе, природных явлениях, растительном и животном мире;
• развивать экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
• развивать эстетические чувства: любви, уважения, бережного отношения к миру природы;
• побуждать в детях желания ухаживать за природой и животными;
• пропагандировать необходимость этноэкологического воспитания дошкольников среди родителей.
Познание окружающего мира и мира природы малышей начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Исходя из чего, мы разработали долгосрочный (сентябрь – май) экологический проект «Мир вокруг нас», который включает в себя создание развивающей среды (в нашей группе организован небольшой уголок природы, макет «Деревенский дворик»,

панно «Времена года»,



подобран наглядно-дидактический материал, дидактическая кукла, картотека детского фольклора и др), совместную деятельность педагога с детьми в режимных моментах (дидактические игры, беседы, чтение художественной литературы, пальчиковые и подвижные игры), методический материал для работы с родителями (анкета для родителей, консультации, организация конкурсов), Однако, реализуя данный проект, мы поняли, что детей раннего возраста этого будет недостаточно, поэтому в дальнейшем мы разработали несколько краткосрочных проектов.

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Однако для детей жителей города сложно приобретать жизненный опыт через знакомство с настоящими животными и птицами. Поэтому мы решили, что приобщать детей к ознакомлению с животным миром начать с ознакомления с домашними животными и птицами. Каждые два года, набирая новых детей, мы проводим опрос семей у кого есть возможность вывозить детей в деревню. В среднем это составляет не более 50%. Первыми и самыми знакомыми детям являются петушок и курочка. Так родились проекты «Петушок с семьей», а потом уже «Птичий дворик», который представлен в виде лэпбука.


Изучая новые технологии, чтобы создать познавательные игры для наших малышей, мы остановились на методическом пособии – лэпбуке, который может разнообразить занятие или совместную деятельность педагога с детьми, развивает мышление детей, вызывает интерес к познанию, является простым способом запоминания. И к тому же, лэпбук – это просто интересно! А малышам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

Одним из объектов ближайшего окружения маленького ребенка являются домашние питомцы. Прежде всего, ребёнок узнаёт животный мир, знакомясь с теми, кто живёт с ним рядом, это кошки, собаки, хомячки и так далее. Так нами совместно с родителями был разработан проект «Мои домашние питомцы», в основу которого входит изготовленный нами лэпбук по теме проекта, в котором разработана система игр по ознакомлению детей раннего возраста с домашними питомцами.


Далее мы столкнулись с проблемой, маленькие дети не знакомы с временами года. Созданию у детей представлений о временах года способствовала организация проектной деятельности "Осень золотая", «Зимушка-зима», «Весна-красна». Мы не просто включаем в проекты организацию игр и занятий, консультации для родителей, но и предлагаем родителям с детьми прогулки в лес, а как результат наши родители пишут сочинения, в которых делятся впечатлениями о совместных с детьми прогулках. Тема сочинений является активной формой работы с родителями в проектной деятельности в нашей группе.

Однажды весной мы заметили на нашем участке, как пара сорок собирает сухие веточки для строительства гнезда, это послужило идеей для создания проекта «Сорока-белобока», который включает в себя цикл наблюдений за сороками, дидактические, пальчиковые игры, развлечение.




Часто из окна нашей группы мы наблюдаем с детьми как на участок прилетают голуби, воробьи, синицы. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа. Вот и возникла идея – познакомить ребят с зимующими птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Результат – проект «Каждой пташке по кормушке». Родители приносили пакеты из-под сока, пластиковые бутылки, из которых мы вместе с детьми изготовили кормушки. Некоторые семьи принесли уже готовые фанерные кормушки.

Кормушки разместили на территории детского сада. Родители и педагоги группы ежедневно насыпали корм в кормушки, привлекали к этому занятию и самих детей. Затем наблюдали из окна группы.



Вот уже несколько лет мы участвуем в городской акции «Подкормите птиц зимой».

Кроме того, в нашей группе разработаны и реализуются такие проекты как «Огород на окне», «Наша клумба». В данное время мы начали работу над проектом «У медведя во бору», где через систему игр мы начнем знакомить детей с некоторыми дикими животными родного края и условиями обитания их в природе. В помощь к реализации каждого проекта в приложении предложены конспекты непосредственной образовательной деятельности, дидактические игры, комплексы утренней гимнастики, художественное слово, консультации для родителей. Отсюда наши проекты являются полными методическими разработками и могут быть полезны педагогам, и специалистам, работающим с детьми раннего возраста. Кроме того, метод проектов, как показала практика, является эффективным способом решения задач этноэкологического воспитания малышей.
Скачать Экологический проект "Сорока-белобока" для детей 2-х лет


Рекомендуем посмотреть:

Конспект занимательной деятельности в детском саду. Младшая группа Планируемые результаты освоения программы в младшей группе по ФГОС Особенности развития детей младшего дошкольного возраста Возрастные особенности детей 3-4 лет по ФГОС кратко

Похожие статьи:

Организация прогулки в младшей группе по ФГОС

Наблюдения за живой природой в младшей группе детского сада

Наблюдения за неживой природой на прогулке в младшей группе

Наблюдения за трудом взрослых в младшей группе

Наблюдения за жизнью улицы. Младшая группа

Консультация для педагогов детского сада. Этноэкологическое воспитание малышей | Режимные моменты в детском саду. Ранний возраст
Опубликовано: 1389 дней назад (2 февраля 2021)
Просмотров: 871
Рубрика: Педагогам
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!