Проблемы ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном или в специальном классе
Сегодня ведётся активная методическая и практическая работа, направленная на то, чтобы создать условия равноправного участия детей с ОВЗ в различных формах взаимодействия со здоровыми детьми и инклюзивное образование с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов. Однако чтобы такой переход совершился в полной мере, нужны не только соответствующие правовые акты, но и необходимые материально–технические условия, позитивное общественное мнение.
Инклюзивное образование предполагает, что дети-инвалиды и здоровые дети занимаются вместе. Изучение мнения родителей о роли инклюзивного образования позволяет сделать вывод о том, что родители признают - совместное обучение приносит пользу детям-инвалидам, и затрудняются в оценке его значимости для здоровых детей.
На наш взгляд, инклюзивное образование воспитывает у здоровых детей деликатность, способность тонко чувствовать трудности другого человека, воспитывают в них толерантность.
Реализация инклюзивного образования прямо связана с наличием в стране налаженной системы ранней комплексной помощи. Только дети, получившие раннюю комплексную помощь, подготовлены в значительной мере к обучению в условиях высоких требований инклюзивной среды.
Для успеха образовательной интеграции немаловажное значение имеет социально-психологический аспект проблемы, в том числе и категория менталитета, влияющего на отношение как общества в целом, так и лиц, принимающих ответственные решения в сфере законодательства, организации и финансирования образования. Можно констатировать, что сегодня в российском общественном сознании сохраняется дефектоориентированный подход (дети-инвалиды, больные дети и т.п.).
Приоритетность в нашей стране категории социальной защиты перед категорией образования лиц с ограниченными возможностями заложено много столетий назад отечественным православием, и является прочной составной частью российской ментальности. Поэтому и сегодня в государственных программах, адресованных лицам с ограниченными возможностями, виден приоритет материального подаяния «больным детям», «детям-инвалидам» перед программой качественного образования для них как средства социальной интеграции и жизненной самореализации. Нет пока и прочного социально-профессионального партнерства между дефектологами и учителями массовой школы. В педагогической прессе и на соответствующих школьных сайтах можно видеть преимущественно оптимистические рапорты примерно такого содержания: «Вот к нам пришли учиться два ребенка-инвалида. Для них сделан пандус».
Множество проблем возникает при попытках нормализации социально-психологического климата в отечественной массовой общеобразовательной школе, становящейся на путь интеграции. Инклюзивное образование невозможно без социального партнерства. Однако сегодня его нет даже среди обычных детей, так как отечественная массовая школа традиционно ориентирована не на личность как таковую, а на результат (успешность сдачи ЕГЭ, процент поступивших в вузы). Партнерство в школе подменено конкуренцией, где побеждают самые умные, здоровые, сильные и красивые. Устоявшаяся система школьных ценностей отечественной массовой школы находится сегодня в глубоком противоречии с идеей инклюзивного образования.
Для решения указанных проблем
- необходимо создать и совершенствовать нормативно-правовую базу;
– использовать наиболее рациональные модели интеграции с учетом возможностей детей с ОВЗ;
– организовать условия обучения при реализации модели полной постоянной инклюзии (гибкого расписания, наличие индивидуальных учебных планов, условий для проведения индивидуальных коррекционных занятий);
– повысить уровень подготовленности педагогических кадров;
– внести в штатные расписания педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
– повысить качество программно-методического обеспечения;
– организовать деятельность службы психолого-педагогического сопровождения;
– продумать работу по формированию благоприятной комфортной среды для всех участников образовательного процесса;
– повысить уровень толерантности участников образовательного процесса.
Рекомендуем посмотреть:
Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида
Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы
Коррекция нарушений понимания прочитанного и беглости чтения у учащихся начальных классов коррекцион
Коррекция навыков выразительного чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ