Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему «Осень».
Автор: Скутарь Елена Анатольевна, учитель-дефектолог, МБДОУ№100 «Берегиня» г. Иркутска.
Описание: конспект обобщающего занятия по теме «Осень».
Назначение материала: конспект будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме «Осень».
Задачи:
-закрепить представления детей о признаках осени, о дарах осени;
-учить согласованию существительных с прилагательными;
-упражнять в дифференциации предметов, использовать обобщающие слова.
-закреплять умения составлять предложения по картинке;
-развивать память через игры, через чтение стихотворений, пословицы;
-развивать внимание через игру, мышление через разгадывание загадок, ответы на вопросы;
-развивать тактильные ощущения, память через игру «Чудесный мешочек»;
-развивать мелкую моторику через самомассаж, пальчиковую гимнастику;
-воспитывать интерес к занятиям, любовь к природе.
Оборудование:аудиозапись «шум ветра», листочки, загадки, лукошко, муляжи фруктов, овощей, грибов,корзинки, поднос, сюжетные картинки на «листьях».
Предварительная работа: занятия по темам «Золотая осень», «Овощи. Фрукты», «Лес. Грибы. Ягоды», разучивание стихотворений об осени, пословицы индивидуально.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Приветствие «Солнышко». Дети стоят в кругу, игрушку солнышко передают друг другу, а вместе с ним тепло и улыбку. Выполняя упражнение, все дети улыбаются.
2.Основная часть.
Сюрпризный момент. Звучит аудиозапись « шум ветра», около двери появляется большое лукошко.
Учитель-дефектолог: Ребята! Что это такое?
(Ответы детей)
Это лукошко. А что в нем? А там загадка. Давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы будем говорить сегодня.
Загадка
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
(осенью)
Отгадав загадку, дети обосновывают ответ.
Учитель-дефектолог: В лукошке лежит мешочек, интересно, что в нем?
Давайте поиграем в игру
Игра«Чудесный мешочек»
Дети по очереди подходят к мешочку, опустив руки, на ощупь отгадывают, что у них в руках…
Овощи, фрукты, грибы, ягоды дети выкладывают на большой поднос.
Учитель-дефектолог: Молодцы! А сейчас поиграем в другую игру
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Яблоко (какое?)…..
Огурец (какой?)….
Малина (какая?)….
Гриб(какой?)…..
Игра«Собери урожай»
Дети раскладывают дары осени по корзинкам.
Индивидуальный подход: 2 ребенка дифференцируют предметы, 2 ребенка, которые не участвовали или мало отвечали, контролируют выполнение задания и отвечают на вопрос «какие?»
Ягоды (какие?)…
Фрукты (какие?)…
Овощи (какие?)…..
Грибы (какие?)….
Физминутка «Осенний денёк».
Солнце спит и небо спит,
(Ладошки сложить вместе и попеременно приложить то к левой щеке, то к правой .)
Даже ветер не шумит.
(Руки поднять вверх и покачать ими.)
Рано утром солнце встало,
(Руки поднять вверх,потом потянуться.)
Все лучи свои послало.
(Покачать поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок,
(Покачать раскрытыми в стороны руками.)
Небо тучей заволок,
(Лицо закрыть руками.)
И деревья раскачал.
(Покачивать туловищем влево- вправо.)
Дождь по крышам застучал,
(Прыгать на месте.)
Барабанит дождь по крышам,
(Хлопать в ладоши.)
Солнце клонится все ниже.
(Наклониться вперед.)
Вот и спряталось за тучи,
(Присесть.)
Ни один не виден лучик.
(Встать и спрятать руки за спину.)
Учитель-дефектолог: Что-то еще осталось в лукошке. Что это ребята?
(Ответы детей)
Самомассаж пальчиков с помощью шишек.
Учитель-дефектолог: С шишками поиграли, а теперь давайте соберем осенний букет.
Пальчиковая гимнастика “Осенний букет”.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
(Дети сжимают и разжимают кулачки)
Листья берёзы.
(Дети загибают поочередно пальцы)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберём
(Дети сжимают и разжимают кулачки)
В вазу осенний
Букет отнесём.
(Н.Нищева)
Учитель-дефектолог: Посмотрите осень разбросала свои листочки. Найдите каждый себе листочек.
Игра «С какого дерева листочек?»
Дети: Это лист березы, лист тополя, лист клена и т.д.
На каждом листочке наклеена картинка.
Составление предложений по картинкам «Признаки осени»
Дети: Осенью небо хмурое (серое). Ветер дует. Осенью часто идет дождь. Листья на деревьях пожелтели. Листья падают на землю. Птицы улетают в теплые края. Люди убирают урожай.
Индивидуальный подход:чтение стихотворений об осени (2 ребенка), проговаривание пословицы (1 ребенок)
Ребенок:
Осенний клад
Падают с ветки жёлтые монетки...
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая,
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
(И. Пивоварова)
Ребенок:
Осень
Ходит осень
В нашем парке,
Дарит осень
Всем подарки:
Бусы красные –
Рябине,
Фартук розовый –
Осине,
Зонтик желтый –
Тополям,
Фрукты осень
Дарит нам.
(И. Винокуров)
Учитель-дефектолог: - Ребята, о каком времени года говорится в этих стихотворениях? (Ответы детей)
А как вы догадались?
(Ответы детей)
Ребята, а кто знает пословицу об осени?
Ребенок: Осень богатая – зима сытная.
Учитель-дефектолог: А почему так говорят?
(Ответы детей)
3.Итог
Учитель-дефектолог: Ребята, о чем мы говорили на занятии?
(Ответы детей)
Какие признаки осени мы знаем?
(Ответы детей)
Какие дары нам приносит осень?
(Ответы детей)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе на тему: Осень
НОД для старшей группы с презентацией на тему: Дары осени
Конспект занятия в старшей группе по музейной программе на тему: Осень
Конспект интерактивного занятия с использованием ИКТ в старшей группе. Осень разноцветная
Похожие статьи:
Инсценировка сказки в старшей группе на тему: Грибы
Инсценировка сказки «Репка» в стихах для детей старшей группы
Сценарий фольклорного осеннего праздника в старшей группе
Конспект занятия. Викторина на тему «Осень» в старшей группе детского сада
Осенние посиделки в детском саду. Интересный сценарий. Старшая группа