"Луговые красавицы" - игровая обучающая ситуация для детей старшей группы детского сада
воспитатель Белобаева Елена Валерьевна
Описание: игровая обучающая ситуация для детей старшей группы, в ходе которой дошкольники пополняют свои знания о луговых цветущих растениях, учатся отличать живые растения от искусственных аналогов. В игре задействованы помещение группы и территория детского сада, что позволяет использовать разные формы работы с детьми для достижения цели игровой ситуации: беседы, наблюдение, художественное слово, художественное творчество, игры.
Дидактическая цель:
- дать представление о луге как сообществе травянистых растений;
- расширить знания детей о луговых цветущих растениях на примере ромашки и одуванчика;
- рассказать об особенностях их строения;
- научить отличать живые растения от искусственных аналогов;
- воспитывать бережное отношение к цветочным растениям луга.
Предварительная работа: чтение литературы о луговых растениях цветущих растениях, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, наблюдение в природе.
Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение, искусственные цветы, вазы, зеленая ткань, изображения насекомых, маски цветов, материалы для художественного творчества.
Ход:
Звучит легкая музыка, дети заходят в группу, оформленную под летнюю лужайку (на полу расстелена зеленая ткань, вокруг бабочки, шмели, пчелы, нет цветов), становятся в круг.
Воспитатель:
Полюбуйся на цветы,
В них ведь много красоты!
Улыбнись, дружок, ромашке,
Наклонись к душистой кашке!
Там растёт другой цветок
Нежно - синий василёк.
Глазки синие раскрыл,
За собою поманил!
Чудный клевер –клеверок.
Так и просится в роток!
Пчёлки вьются над лужком, -
Скоро будем мы с медком!
Сколько бабочек вокруг!
Это - лето, юный друг!
- Ребята, как вы думаете, где мы с вами очутились?
(На лугу)
Воспитатель предлагает детям поудобнее устроится на «зеленой лужайке».
- А что такое луг?
(Это место, где много травы, насекомых, растут цветы)
- Какие насекомые живут на нашей лужайке?
(Пчелы, шмели, бабочки и т.д.)
- Какие цветы растут на нашей лужайке?
(Дети отмечают, что на нашем лугу нет цветов)
Воспитатель обращает внимание детей на букет искусственных луговых цветов:
- Посмотрите, наверное, кто-то был здесь раньше нас, сорвал все цветы, но забыл свой букет
(дети рассматривают букет – много ромашек, много одуванчиков, по – одному колокольчик, василек, незабудка).
Беседа:
- Знаете ли вы, как называются эти растения?
- В чем их различие и сходство?
- Живые эти растения или нет?
- Какая необходимая для роста растения часть отсутствует?
(корень)
- Зачем растению нужны корни?
- Давайте найдем цветы одного вида и поставим их в вазы!
Дидактическая игра «Составь букет»
Дети берут по одному цветку и ставят в вазы (вазочки с изображением ромашки и одуванчика). Одиночные цветы собирает воспитатель.
Воспитатель:
- Какие красивые букеты у вас получились! Скажите, нужны ли этим растениям свет, вода и тепло?
(нет)
- Почему?
(они не настоящие, не живые, искусственные)
- Долго ли они могут стоять в вазе?
- Как за ними нужно ухаживать?
- Можно ли использовать эти цветы в играх?
- Хорошо, что наши букеты из искусственных цветов! Ребята, а если бы это были настоящие живые цветы?
(рассуждения детей, вывод: живыми цветами лучше любоваться в природе, если их сорвать, они долго не простоят даже в воде, завянут и погибнут, другие люди не смогут увидеть и оценить их красоту, почувствовать их аромат).
- Я думаю, что пришла пора познакомиться с настоящими живыми луговыми цветами.
Прогулка.
Воспитатель приводит детей на лужайку на территории детского сада:
- Луг – это большое, открытое место, где растут разные травы. Здесь много солнца, света, влаги, поэтому растения хорошо себя чувствуют. На лугу много насекомых, которые питаются цветочной пыльцой и соком цветов – нектаром. Посмотрите вокруг, какие растения вам знакомы?
Наблюдение.
Воспитатель предлагает посмотреть, какие есть растения на лужайке. Уточнить у детей: чем земля покрыта?
(Зеленой травой, травушкой-муравушкой шелковой.) А в траве растут цветы. Какие? Уточнить их названия, цвет. Как можно определить, что они живые
(растут, реагируют на погоду, смену дня и ночи, имеют запах, поворачивают соцветия к солнцу, корни удерживают растения в земле и т.д.)
Далее предлагает вспомнить, кто какой букет собирал в группе и найти на лугу ромашку, одуванчик, объединиться в «семейки». Задание: посовещаться в «семейках» и рассказать все, что они знают об этих растениях (воспитатель дополняет рассказы детей).
Воспитатель: - А знаете, если хорошенько прислушаться, то можно услышать разговор самих цветов. Не верите? Послушайте сами!
Дети надевают маски цветов и рассказывают стихи:
1. Глазки золотые, белые реснички –
Белые ромашки, дружные сестрички!
2. Я синею в чистом поле,
Я – свободный василек!
Хорошо расти на воле
И украшать простой венок!
3. Я – незабудка нежно – голубая,
Я – скромный маленький цветок,
Вплетите и меня в венок!
4. Цветут ромашки на лугу,
В траве краснеет мак.
Из них венок сплести смогу
Вот так!
Вот так!
Вот так!
Воспитатель: - Из луговых цветов получается удивительный венок!
Хороводная игра «Венок»
Дети в шапочках цветов, воспитатель – цветочница.
Остальные играющие образуют круг.
Дети:
Мы плетем, плетем венок,
Заплетаем луговой,
Ай – люли, ай – люли,
Заплетаем луговой.
Выходит цветочница, к ней подбегает ромашка.
Цветочница: - Белая рубашка, желтенький платок! Как зовут?
Ромашка: - Ромашка, луговой цветок.
Цветочница:- Вам нужна ромашка?
Дети: - Да! Пусть бежит скорей сюда!
Ромашка вбегает в круг.
Дети:
Мы плетем, плетем венок,
Заплетаем луговой,
Ай – люли, ай – люли,
Заплетаем луговой.
К цветочнице подбегает гвоздика.
Цветочница: - Цветик – невеличка, алый, огневой. Как зовут?
Гвоздика: - Гвоздика, цветик луговой.
Цветочница: - Вам нужна гвоздика?
Дети: - Да! Пусть бежит скорей сюда!
Дети:
Мы плетем, плетем венок,
Заплетаем луговой,
Ай – люли, ай – люли,
Заплетаем луговой.
К цветочнице подбегает колокольчик.
Цветочница: - Не в глуши ль еловой видела тебя? Кто же ты?
Колокольчик: - Лиловый колокольчик я!
Цветочница: - Колокольчик нужен?
Дети: - Да! Пусть бежит скорей сюда!
Колокольчик вбегает в круг, берет за руки ромашку и гвоздику. Хоровод кружится в одну сторону, а цветы – в другую.
Дети:
Мы плетем, плетем венок,
Заплетаем луговой,
Ай – люли, ай – люли,
Заплетаем луговой.
К цветочнице подбегает одуванчик.
Цветочница: - Желтый сарафанчик, прямо как желток! Кто ты?
Одуванчик: - Одуванчик, луговой цветок.
Цветочница: - Одуванчик нужен?
Дети: - Да! Пусть бежит скорей суда!
Одуванчик с цветочницей входят в круг и становятся вместе с детьми цветочками.
Дети:
Мы сплели, сплели венок
Из цветочков луговых.
Ай – люли, ай – люли,
Из цветочков луговых.
А кому в венке ходить,
Ай – люли, ай – люли,
А кому его носить?
Цветочница снимает венок с головы и надевает на того, кого выберет.
Цветочница: - Будет ( имя ребенка) в нем ходить,
Будет (имя ребенка) водить.
Ай – люли, ай – люли,
Будет (имя ребенка) водить.
Ребенок становится садовником. Игра повторяется.
В заключение воспитатель напоминает детям, что цветы надо беречь, не мять. Еще раз объясняет, что нельзя рвать много цветов, они быстро погибнут. Дети прощаются с лугом и его обитателями. Прогулка продолжается.
После прогулки дети могут сделать рисунки, аппликации цветочных луговых растений, или макет луга, используя в качестве образца искусственные цветы.
Рекомендуем посмотреть:
Летнее развлечение в старшей группе ДОУ. Сценарий
Физкультурное развлечение в старшей группе летом
Летнее спортивное развлечение в старшей группе в детском саду по сказкам. Сценарий
Летнее развлечение по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста в детском саду