Турнир юных орнитологов для детей подготовительной группы ДОУ «Здравствуйте, птицы – воробьи, синицы!»
воспитатель: Белобаева Елена Валерьевна
Описание: турнир юных орнитологов для детей подготовительной группы детского сада, разработан с целью обобщения и систематизации знаний старших дошкольников о многообразии птиц, умения их классифицировать, выделять характерные особенности строения и сезонного поведения.
Цель: Обобщение представлений старших дошкольников о мире птиц.
Задачи:
- закрепить знания о многообразии птиц, их классификации (зимующие, перелетные, декоративные, домашние);
- учить выделять особенности строения птиц, отмечать изменения в поведении в разные времена года;
- формировать умение обосновывать свой ответ;
- воспитывать бережное отношение и умение проявлять заботу к представителям птичьего мира.
Материал и оборудование:музыкальное сопровождение, разрезные картинки, карточки с изображением птиц.
Предварительная работа: проведение цикла занятий и бесед по теме «Птицы», чтение художественной и научной литературы (энциклопедии) о птицах, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, дидактические настольные игры.
Ход:
Зрители и болельщики рассаживаются в зрительном зале.
Ведущий: - Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о наших пернатых друзьях. Кого мы так называем? (ответы детей)
Ведущий:
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это птицы!
- Птицы дороги нам как часть природы нашей Родины. Богат и разнообразен мир птиц. Например, только в нашем Красноярском крае обитают примерно 342 вида птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение вселяют в нас радость. Без них природа мертва. Какие птицы живую рядом с нами? Какую пользу они приносят? Как приспосабливаются к местным условиям? Разобраться в этом помогут нам команды – участницы турнира «Здравствуйте, птицы – воробьи, синицы!»
Звучат «Голоса природы». Под щебетание птиц входят команды – участницы, встают друг напротив друга, представляются.
Команда «Ласточки»:
Девиз: - Взялся изучать птиц не пищи, легкой жизни не ищи!
Команда «Стрижи»:
Девиз: - Если знания о птицах – сила, мы хотим, чтоб она, наконец, победила!
Ведущий: - Я вижу, что команды готовы, прошу занять свои места. Вы уже много знаете о птицах, поэтому без труда справитесь со всеми заданиями. А я вам хочу пожелать все задания выполнять и победу одержать. Оценивать ответы будет жюри (представляется состав жюри).
Ведущий: - Внимание, внимание, турнир юных орнитологов объявляю открытым! Для разминки давайте вспомним и назовем птиц, которых вы знаете.
I тур: «Кто больше назовет»
Каждая команда по очереди называет птиц. Побеждает та команда, которая назовет птицу последней.
Ведущий: - Молодцы, ребята! А у нас следующий тур.
II тур «Собери птицу»
Соревнование команд. В группе разложены части разных птиц (разрезные картинки). Дети должны из предложенных частей собрать птицу и назвать ее. Каждый игрок берет одну часть и, принося ее своей команде, «достраивает» птицу.
Ведущий:
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!
III тур «Зимующие и перелетные»
Из предложенных картинок одна команда должна выбрать зимующих птиц, другая – перелетных. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. По окончании ведущий задает вопросы:
- Почему не взяли курицу, индюка? (Это домашние птицы)
- Почему не взяли волнистого попугая? (Это декоративная птица)
Ведущий: - Совершенно верно! Пришло время поиграть!
Физкультурная минутка «Улетают – не улетают»
Дети выходят на середину группы и под музыку выполняют произвольные движения. Как только музыка прекращается, ведущий называет птицу. Если это зимующая птица – дети останавливаются на местах. Если это перелетная птица – дети двигаются, «летают», выполняют плавные движения.
Ведущий: - Объявляю следующий тур. Для этого я попрошу вас обменяться картинками.
IV тур «Разложи картинки»
Одна команда раскладывает картинки с изображением перелетных птиц в порядке их отлета в теплые края. Другая команда должна «накормить» зимующих птиц предложенным кормом.
Ведущий: - И с этим заданием вы справились! Следующий тур «Бывает – не бывает» из жизни птиц!
V тур «Бывает – не бывает»
Ведущий задает вопросы по очереди каждой из команд. Дети совещаются и отвечают. В случае неправильного ответа, вопрос переходит (по решению жюри) команде – сопернице.
Вопросы:
- Может ли жить клест в березовой роще?
- Может ли дятел жить на лугу?
- Бывает так, что зимой в гнезде птенчики?
-Бывает так, что в январе воробей кормит птенцов?
- Бывает так, что мороз, снегу много, а скворцы плоды рябины кушают?
- Ласточки зимой летают низко над землей, к чему это?
Ведущий: - Я вижу, вы, действительно, немало знаете о птицах! А показать их сумеете?
VI тур «Кто они – мы не скажем, а что делают покажем»
Дети каждой команды по очереди изображают повадки птицы, которую они загадали, а команда соперника должна отгадать ее.
Ведущий: - Вот подошел к концу наш турнир! Пока жюри подводит итоги, я предлагаю вспомнить песни о птицах!
Можно предложить загадки или задать вопросы:
1. Какая птица умеет дразниться? (попугай)
2. Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)
3. Какая птица летает в «очках» на носу? (филин)
4. Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)
5. Какую птицу называют символом мира? (голубь)
6. Какая птица селится на крышах домов и по преданию приносит счастье? (голубь)
7. Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)
8. Какая птица может «работать почтальоном? » (голубь)
Жюри оглашает итоги турнира, награждает победителей.
Ведущий: - Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья, и мы должны их беречь и охранять! До новых встреч, юные орнитологи!
Рекомендуем посмотреть:
КВН в подготовительной группе
Игра «Что, где, когда» к 8 марта для детей и родителей подготовительной группы в детском саду
Сценарий Брей - ринга "Путешествие по странам и континентам" для детей подготовительной группы.
Интеллектуальная игра в подготовительной группе "Умники и умницы"