Урок истории в 8 классе "Крестьянская реформа 1861 года"
Описание: разработка урока предназначена учителям истории, на уроке представлены разные формы работы в рамках системно - деятельностного подхода в обучении, содержание урока отражает цели, суть и результаты реформы отмены крепостного права в России. Урок подготовлен и разработан учителем Ждановой Е.Б. Проведен 27 января 2014 года
Тема: Крестьянская реформа 1861 года
Цель: изучение истории отмены крепостного права в России
Задачи:
1. Коррекционно – обучающие: познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права в России, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе, выяснить отношение разных категорий населения к радикальным переменам в стране в 1861 году;
2. Коррекционно – развивающие: способствовать развитию навыка работы с историческим документом, статистическими данными; продолжить дальнейшее формирование умения обобщать материал, выделять в нем главное, провести исторический анализ литературного произведения и картины художника Мясоедова; продолжить развитие диалогической и монологической речи, критического мышления, памяти, внимания, скорости мыслительных процессов, логики;
3. Коррекционно – воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету, уважительного отношения к истории своей страны, гордости за принадлежность к великой нации; воспитывать дисциплинированность, организованность, трудолюбие, уважение к мнению собеседников, воспитывать культуру речи и говорения;
4. Специальные: соблюдать санитарно - гигиенические требования к уроку: режим ношения очков, зрительную нагрузку, физкультпаузы.
Литература:
1. Данилов, Косулина. История России. Учебник для 8 класса общеобразовательной школы, М., 2010, стр. 138-143
2. Колганова, Сумакова. Поурочные разработки по истории России, XIX век. 8 класс. М.,2007, стр. 139-147
3. Петрович В.Г, Петрович Н.М. Поурочное планирование, 8 класс, М., 2003, стр. 133-135
4. Кириллов В.В. отечественная история в схемах и таблицах. М., 2009, стр. 175-179
5. Времена года православный народный календарь
6. Медиаресурс. Сериал «Загадки истории», фильм 8 «Почему отменили крепостное право»
7. Электронное приложение к учебнику истории, 8 класс
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, диск с электронным приложением к учебнику, раздаточный материал (карточки с документами, репродукция картины, смайлики, маркеры)
Этапы урока
1) Организационный момент.
Начнем урок с того, что сегодня страна отмечает День воинской славы. Ровно 70 лет назад, 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Жители города ждали этого 900 дней и ночей. За годы блокады от голода, разрухи и бомбежек погибло около миллиона человек. Ни голод, ни разруха не остановили ленинградцев в желании отстоять свой город и все сделать для фронта и для победы.
А православный календарь отводит день для будничных забот и ухода за скотиной. Рождались в этот день писатели и музыканты. В 1756 году Вольфганг Амадей Моцарт, в 1826 году Михаил Евграфофич Салтыков – Щедрин, в 1879 году – Павел Петрович Бажов.
Переходим к основной работе
Обратимся к медиаресурсу.
Медиаресурс. Просмотр вступления к фильму «Загадки истории», серия 8 «Почему отменили крепостное право в России?» (1,26 сек.)
Отключить проектор!
- Вы посмотрели небольшой видеофрагмент. Надеюсь, поняли, о чем он. Скажите, на какую тему пойдет разговор на сегодняшнем уроке?
- Хорошо. Далее давайте определимся с главной образовательной целью урока и более мелкими частными задачами - учебник пар.20, стр.138 (проговаривают ученики с опорой на текст учебника)
2) Проверка усвоения предыдущей темы.
- Вы справились с первым заданием. Далее, чтобы разобраться в сути крестьянской реформы 1861 года необходимо вернуться к предшествующим ей событиям. Выясним, что запомнили из домашнего параграфа
- Скажите, что могло подтолкнуть Александра II к принятию решения об отмене крепостного права? Что стало причинами и поводами к этому решению? (подневольный труд тормозил развитие хозяйства страны, крепостное право безнравственно, начались народные бунты, рекрутские наборы, рост повинностей, которые разоряли население, массовое бегство крестьян от помещиков, поражение в Крымской войне, поддержка идеи отмены крепостного права либерально настроенными чиновниками и ближайшими родственниками царя)
-Чтобы понять, почему царь согласился на отмену крепостного права, необходимо вспомнить, каким он вступил на российский престол. Дайте короткую характеристику личности Александра.
- Какие указы предшественников Александра делали скромную попытку облегчить участь русских крепостных крестьян? (Павел I (указ 1797 года о трехдневной барщине), АлександрI (1803год, указ о вольных хлебопашцах), НиколайI (1842 год, указ об «обязанных» крестьянах))
- Какую позицию в этой непростой ситуации занял родной младший брат Александра Константин Николаевич? (поддерживал брата, был сторонником либеральных реформ, считал необходимым раскрепостить общество и обеспечить гражданские права людей)
-Почему первые годы царствования Александра историки назвали «российской оттепелью»? (был смягчен политический режим, на 3 года приостановлены рекрутские наборы, списаны недоимки, амнистированы декабристы, свободно выдавали заграничные паспорта, издавались новые журналы, в том числе герценовский «Колокол»)
Динамическая пауза!!!
Встать, сделать упражнения на область шеи и плеч.
Психологическая разгрузка. Закрыть глаза. Сказать, есть ли на задней стене в кабинете флаг РФ, какой тематике посвящена выставка книг справа, на какую тему оформлен стенд справа от доски.
3) Новая тема. Рассказ учителя.
Официально подготовка к реформе стартовала в 1856 году, когда Александр II официально заявил об этом перед представителями московского дворянства, он подчеркнул, что гораздо лучше, если ликвидация крепостничества произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершиться снизу. Правда, Александр выждал, чтобы инициатива исходила от помещиков, но большинство дворян упорно уклонялось от таких предложений.
Выручил царя виленский генерал – губернатор, который в октябре 1857 года привез обращение от помещиков своей губернии с просьбой освободить крестьян, но без наделения землей. Александр воспользовался ситуацией и дал рескрипт об учреждении из числа местных помещиков губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. В течение 1858 года рескрипты были даны всем губернаторам, и заработали «комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян». В феврале 1858 года был сформирован Главный комитет по разработке реформы, который возглавил великий князь Константин Николаевич.
В марте 1859 года заработали Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, представленных губернскими комитетами, и составлением на их основе общего проекта закона об освобождении крестьян. Председателем комиссий был назначен генерал Ростовцев, который привлек на свою сторону либеральных чиновников и помещиков: Милютина, Самарина, Черкасского, Соловьева, Семенова. Идеи этих людей расходились с мнениями помещиков, так как разработчики закона желали освободить крестьян с землей за выкуп, превратить их затем в мелких собственников при сохранении помещичьего землевладения.
10 октября 1860 года работа редакционных комиссий была закрыта. Окончательный вариант текста реформы готовил Главный комитет, затем проект реформы был утвержден в Государственном совете
Включить проектор!!!
- Каковы же основные положения крестьянской реформы 1861 года?
Обратимся к фильму. Внимательно посмотрите и послушайте. Если сможете, то зафиксируйте в тетради особенности озвученной реформы, перемены, которые ждали крестьян.
Медиаресурс. Сериал «Загадки истории», серия 8 «Почему отменили крепостное право». Старт эпизода 43.46 до конца фильма (время просмотра 7 мин.34 сек.)
Выключить проектор!
Зарядка для глаз!!! (осанка, смайлики на стендах, приспособленный стенд для зарядки)
- Какие особенности реформы вы уловили при просмотре этой части фильма?
(предоставление крестьянам полных гражданских прав, помещикам оставили землю и другие угодья, крестьянам были оставлены повинности, состояние их становилось переходным, временнообязанным, землю могли выкупать, но только через 2 года, после чего становились ее собственниками или взять сразу, но только четвертую часть положенного, а остальное помещику, реформа по своей сути была половинчатая, поскольку сохраняла общину, подушную подать, рекрутские наборы, телесные наказания.Проводилась в интересах и под контролем государства)
- Следует разобраться, как крестьяне восприняли новость.
Знакомство с манифестом проходило по всей стране и нашло отражение не только в литературе, но и в изобразительном искусстве. Обратите внимание на репродукцию картины Григория Мясоедова.
- Где и когда происходят изображенные на картине события?
- Кто изображен на картине?
- Предположите, кто читает манифест.
- О чем, на ваш взгляд, думают люди в момент чтения текста царского документа?
- Один из критиков сказал о картине Мясоедова: "Признаюсь мне не удавалось видеть (после "Бурлаков" г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц". Как вы думаете, что подтолкнуло критика к такому выводу?
- Содержание реформы, по большому счету, не особо понравилось помещикам, тем более совсем другого ожидали крестьяне. О том, как они восприняли основные положение преобразований, мы нашли информацию в монографии «Конец Крепостничества в России», где были опубликованы воспоминания участников тех событий. Поработаем с документами.
Документ 1
Чтение манифеста на народ никакого впечатления не произвело, крестьяне, как водится, не поняли манифеста и начали по-своему перетолковывать, давая себе небывалые преимущества. Когда прочли манифест в Стубленской церкви, то народ начал негодовать на нашего священника, что он неправильно читал манифест, они говорили, что земля должна оставаться в их собственности, а не собственностью помещика и что барщины никакой не должно быть…
Вопрос: почему народ начал негодовать на священника и что возмутило крестьян в новом законе?
Документ 2
В Орле по прочтении манифеста народ разошелся с убеждением, что эта не та, а на днях пришлют другую, настоящую вольную…
Вопрос: почему мужики не поверили в то, что документ настоящий, какую другую вольную они ожидали?
Документ 3
…равнодушие народа весьма понятно. Он еще не знает, как он устроится, станет ли ему легче в том положении, которое ему предоставляется. Теперь, кажется, в сознание крестьян начинает проникать убеждение, что повинности не отменены. Они говорят: «Помещики упросили царя еще два года дать им попользоваться, а там объявят настоящую волю. Нечего делать, два года потерпим».
Из книги «Конец крепостничества в России», М,1994
Вопрос: почему народ равнодушно отнесся к опубликованному манифесту? Чего люди опасались? На что надеялись?
- Знаете ли вы, кто такой Николай Алексеевич Некрасов?
Верно, это известный русский поэт 19 века, автор знаменитой поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в которой Некрасов показал пореформенную Россию, то, каким непростым было положение крестьян, как тяжело им было, как они искали себя и смысл в обновленной российской жизни. Послушайте отрывок из поэмы.
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень-
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайкатож.
- Определите время, когда могло происходить действие поэмы (с 1861 года, до издания закона, когда всех временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп).
- Объясните, почему автор дал именно такие названия губернии, уезду и деревням? (Названия говорят о бедственном положении крестьянства после отмены крепостного права.Закон не только не улучшил состояние крестьян, но в некоторых случаях даже ухудшил).
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!
- Как вы понимаете эти слова Некрасова? (в отрывке отражена сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы, пострадали не только крестьяне, но и помещики, которые остались без рабочих рук и гарантированного дохода)
4) Подведем итоги (если время позволит, то можно записать выводы – основные мероприятия реформы в тетрадь)
Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» Александр II подписал 19 февраля 1861 года. Событие было приурочено к 6-й годовщине восшествия Александра на престол.
В начале урока в видеоотрывке вы услышали, что царю было страшно, он пошел против своих, а за успех мероприятия молился Господу.
- Как вы думаете, чего боялся и о чем переживал наш правитель?
- В чем, на ваш взгляд, заключается историческое значение реформы 1861 года? Правомерно ли называть эту реформу Великой?
Крестьянская реформа 1861 года – важнейший исторический акт, переломный момент в истории России:
создала необходимые условия для утверждения капитализма;
способствовала росту темпов экономического развития;
способствовала складыванию новой социальной структуры, появлению пролетариата, промышленной буржуазии, изменению самого крестьянства;
было ликвидировано крепостничество, крестьяне стали свободными, а значит, они могли перестроить свое хозяйство на новый лад.
Однако, несмотря на все свое прогрессивное значение, реформа была крайне непоследовательной и противоречивой. С одной стороны она ущемила интересы помещиков, ликвидировала их монополию на эксплуатацию крестьянского труда, являлась сильнейшим нравственным потрясением для помещиков; с другой стороны – реформа носила грабительский характер по отношению к крестьянам, в ряде случаев способствовала ухудшению их положения.
5) Домашнее задание:
параграф 20, ответить на вопросы к параграфу, изучить исторический документ и проанализировать его.
6) Рефлексия.
На столах у вас лежат бумажные чистые круги и маркеры. Нарисуйте на них такие смайлики, которые отражают ваше рабочее настроение на сегодняшнем уроке, ваши, надеюсь, позитивные эмоции. Прикрепите смайлики магнитами к доске.
Спасибо за работу на уроке! Самым активным поставить оценки в журнал!
Дополнительный материал к уроку
Крестьяне стали свободными и получили гражданские права:
производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа)
открывать торговые и промышленные предприятия
выступать от своего имени в суде
переходить в другие сословия
не могут подвергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда или по законному распоряжению властей
Крестьяне освобождались с землей, но помещики сохранили право собственности на всю принадлежащую им землю.
До перевода крестьян на выкуп, то есть до начала выкупной операции, крестьяне были временнообязанными, должны были исполнять все свои прежние обязанности перед помещиком.
Выкуп можно было начинать только в 1863 году, два года давалось, чтобы помещики привыкли к новой ситуации и для подготовки всех документов.
Крестьянин мог получить дарственный надел бесплатно, но он составлял четвертую часть от высшей нормы земельного надела.
Размер и условия выкупа фиксировались в уставной грамоте – договоре помещика с крестьянами.
Выкупная операция: 20% выплачивается крестьянами сразу, 80% - государственная ссуда, которую крестьянин возвращал в течение 49 лет. Расчеты шли по цене выше рыночной, поэтому были выгодны государству.
Размер земельного надела, который помещик предоставлял крестьянам, колебался в разных губерниях от 3 до 12 десятин (десятина = 1,1 га)
Крестьяне в течение 9 лет не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину.
Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось нормами реформы, должны были вернуть излишки помещику – так называемые «отрезки». Тем, у кого участок был маленький, земли добавляли - «прирезки».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I
Кроссворд с ответами для учащихся 8-9 класса "Первая Мировая война"
Конспект урока истории в 8 классе. Отечественная война 1812 года
Разработка урока по истории Казахстана, 8 класс
Похожие статьи:
Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года
Кроссворд с ответами по истории для 8 класса. Россия в первой четверти XIX века
Интересные факты и занимательные истории для школьников 7-8 класса