Развитие детей от 2-3 лет
Автор: Иголкина Елена Константиновна, воспитатель МБДОУ д/с № 7 «Полянка» г.Кстово Нижегородской области
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию материал по теме "Сенсорное развитие в предметно-развивающей деятельности детей раннего возраста. Данный материал будет полезен воспитателям 1 младшей группы.
Цель (ФГТ): развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей.
Работая в группе раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Т. к с одной стороны оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с др. стороны имеет самостоятельное значение т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения в д/с, в школе и для многих видов труда.
Общая характеристика
В соответствии с действующими федеральными госуд. требованиями в основной общеобразовательной программе д/с на 1 план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в образовательной деятельности «Познания» представлено «Сенсорное развитие» которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.
Значение сенсорного развития: упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
развивает внимание, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности- влияет на расширение словарного запаса ребенка,
является основой для развития воображения, готовит к реальной жизни.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ - ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
ЛУЧШЕ ВСЕГО СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ РАЗВИВАЕТСЯ У ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ ИГРЫ - ВЕДЬ ИГРА СТИХИЯ ДЕТЕЙ и ИГРАЯ РЕБЕНОК УЧИТСЯ ОСЯЗАНИЮ, ВОСПРИЯТИЮ И УСВАИВАЕТ ВСЕ СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ.
Играя ребенок познает Мир. А воспитатель решает цели и задачи по сенсорному воспитанию детей.
Манипуляция с предметами различной формы и структуры полезна для детской руки. Она развивает мелкую моторику детей и положительно влияет на их речь.
Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей. Прежде всего занятия по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможны при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при рисовании красками, в лепке, конструировании.
Период раннего детства характеризуется необычно быстрыми темпами развития. Осуществление сенсорного воспитания в системе различных видов продуктивной деятельности позволяет раскрыть перед детьми такие свойства предметов, с которыми они не столкнулись бы в других условиях. Например, возводя постройку они узнают не только форму деталей, но и их качества: устойчивость, прочность.
Дидактические игры и пособия хорошее дополнение разного рода занятиям, трудовым действиям, наблюдениям и самостоятельным играм. В различных видах деятельности дидактические игры могут быть использованы по-разному. Свойства предметов дети постигают на занятиях, но в играх позволяют сосредоточиться на решении более сложных конструктивных задач. Для более широкого и разнообразного использования дидактических игр следует их варьировать, включая постепенно новые сведения о выделенных свойствах вещей (форме, цвете, величине), сопоставляя их, исходя из разных признаков.
Значение сенсорного развития состоит в том что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
Маленькие дети начинают открывать окруж. мир впитывая в себя потоки сенсорной информации. В период 1 года жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Обеспечивая приток новых впечатлений, сенсорное воспитание способствует не только развитию органов чувств, но и общему физическому и психическому развитию ребенка. В возрасте 2-3 лет в жизни ребенка задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя малыш еще не готов к усвоению сенсорных эталонов у него начинает накапливаться представления о цвете форме величине и др. свойствах предметов. Важно что бы эти представления были разнообразными.
Начиная с 3 лет основное место в сенсорном развитии детей занимает ознакомления их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Усвоение сенсорных эталонов это длительный и сложный процесс не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
Усвоение сенсорных эталонов это использование их в качестве единиц измерения при оценке свойств предметов.
Усвоение сенсорных эталонов происходит в 3 этапа:
1 этап – предэталонный происходит на 3 году жизни. Ребенок начинает называть треугольные формы крышами, про круглые формы говорит что это мячик. Т. е. при использовании одного предмета другой используется как образец.
2 этап – средствами восприятия выступают уже конкретные предметы. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины, т. к. она носит условный характер. Любой объект не может быть сам по себе большим или маленьким, он приобретает эти качества при сравнении с другим.
3 этап – на 4-5 году жизни уже владея сенсорными эталонами дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра узнавая их оттенки.
Технологии и пособия по проблеме сенсорного развития:
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по рисованию с детьми раннего возраста
Сенсорное воспитание в образовательном процессе детского сада
Дидактическое пособие по трудовому воспитанию для дошкольников своими руками
Дидактическое пособие для дошкольников 2-4 лет своими руками
Похожие статьи:
Социальное развитие дошкольников