Из опыта работы учителя ИЗО
Автор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: В данном материале представлена попытка раскрыть положительное влияние эмоционального воздействия художественного слова на сенсорную сферу обучающихся на уроках изобразительного искусства.
Назначение: Данная статья будет полезна учителям искусства. Может заинтересовать учителей литературы, осуществляющих интегрированный подход в обучении.
Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только их совокупность может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств.
Урок на основе синтеза изобразительного искусства, литературы, музыки позволяет комплексно решать задачу воспитания активной личности. Он включает в себя момент сопереживания, когда в тесном контакте взаимодействуют слово, звук, цвет, усиливая эмоциональное воздействие на сенсорную сферу обучающихся.
Поэзия и живопись неразрывно связаны друг с другом. Поэт - художник слова, а художник - поэт цвета. Они одинаково тонко понимают природу, но изображают её разными средствами. Особенно ярко эта связь проявляется в пейзаже.
Художник-педагог А.М. Дубинчик говорил об этом так: "Пейзаж - это исповедь художника. И он не может не быть поэтом. Поэзия - состояние, в котором он живёт постоянно, если он действительно художник".
На уроках изобразительного искусства я часто обращаюсь к образному языку литературы. Например, в 6 классе использую своеобразные
диктанты по живописи. Школьникам нужно вчитаться в описание пейзажа, попытаться представить его, выделить словесные характеристики природы, подобрать средства художественной выразительности и живописные приёмы для передачи эмоционального состояния.
Приведу примеры.
Е. Носов «Белый гусь»:
«….Я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжёлой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унёс вверх….
Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем».
Работа Дарьи Г.
Н. Сладков «Красные дали»:
«Маки, живые маки! Их видимо-невидимо. Они обступают со всех сторон, как разливы красной реки. Они трепещут и взблёскивают, словно рябь на воде. Они качаются на ветру, как пламя невиданного пожара. От них рябит в глазах и кружится голова.
По сторонам вздымаются красные от маков холмы – волны багряного моря. Волны накатываются в посвистах ветра. На гребнях вскипают брызги огненных лепестков огня. Вот-вот волны нас захлестнут, опрокинут, и мы утонем в буйном неистовстве красного цвета!
Земля под ногами горит от цветов. Полыхают красные дали».
Работа Ильи Х.
Совместно с учителем литературы нашей школы О.И. Михалёвой мы разработали ряд интегрированных уроков.
Цель урока в 9 классе «И цветы, и шмели» по стихотворению И. Бунина: перенесение литературного образа хрупкой красоты на язык живописи, как практическое осуществление гармонизации чувственных и мыслительных начал обучающихся.
На уроке читали стихотворение И. Бунина "Последний шмель" под музыку Н. А. Римского-Корсакова "Полёт шмеля" (к опере "Сказка о царе Салтане"):
Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящей певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жильё человечье
и как - будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
на подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Подбирали
ассоциативный фон к этому поэтическому произведению. Для этого отвечали на вопросы:
- Какие чувства, ощущения навеяли вам строки стихотворения?
- С каким цветом, оттенком ассоциируются ваши чувства, ощущения?
Выяснили, что чувства: грусть, печаль - светлая, связанная с уходящим летом, с неизбежной гибелью шмеля (холодные - голубые, изумрудные, сиреневые оттенки); покой, безмятежность навевается описанием последних дней лета (тёплые - розоватые, жёлто-зелёные, жёлтые оттенки); тоска, одиночество сквозит в последних строках. Сделали вывод, что цветовая гамма содержит сочетание тёплых, малонасыщенных оттенков осени с холодными и светлыми цветами грусти, печали.
Стихотворение поэта
насыщенно символами: свет и зной – покой, поля – одиночество, татарка – посмертное ложе, чёрный шмель – траурный, бурьян – забвение, сухой шмель – хрупкий, но золотой - символ нетленной красоты!
Художественно-эстетическая деятельность обучающихся завершалась
созданием собственного художественного образа хрупкой, быстротечной, но нетленной красоты.
Урок «Открытие открытия…» по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок», целями которого были осознание важности проявления внимания к окружающему миру, обогащение эмоционального внутреннего мира обучающихся, развитие умения выражать свои ощущения словом и цветом. Во время урока звучала музыка, зачитывались отрывки из произведения, инсценировался фрагмент произведения. Обучающиеся в ассоциативных абстрактных композициях передавали свои эмоции от прослушанного с помощью цвета, а домашним заданием было изображение портрета цветка, которого, по словам А.Платонова «нет нигде – ни в поле, ни в книге на картинке, ни в лесу, ни в ботаническом саду».
Работа Анастасии М.
Ещё один урок «Море стало смыслом жизни…» был проведён нами в 8 классе по произведению А.Грина «Алые паруса». Цели урока включали вовлечение обучающихся в размышления о духовных ценностях человека, формирование образного мышления школьников на основе знаний закономерностей восприятия, формирование понимания общего смысла произведения средствами различных видов искусства. Художественно-эстетическая деятельность на уроке включала беседу, ориентированную на образное восприятие произведения. Эпиграфом к ней стали слова самого А.Грина о виноградной лозе, ползущей по стене старого дома: «Вот нарисую её, как вижу, будут читать и будет казаться, что это где-то в чужой неизвестной стране, а это тут близко, возле моей души и глаз. Важно – как посмотреть».
Школьникам предлагалось поразмыслить, почему А.Грин свою деятельность назвал «нарисую», а не «напишу»? Умели ли Ассоль и Грей по-особому смотреть на мир? В чём это выражалось? Дети подбирали цветовую гамму, соответствующую вере, надежде, мечте. Сравнивали полученный результат с изображением моря на репродукциях художников и с литературным образом моря у А.Грина.
В творческой работе обучающимся предлагалось за 5-7 минут в небольшом формате изобразить море мечты, такое море, чтобы казалось, что вот-вот на горизонте появится то долгожданное, желаемое, о котором давно грезилось.
Домашняя работа Анны А.
Представленная форма и метод художественно-эстетического образования способствует осознанию ребёнком мира как единого целого. Она направлена на решение таких задач, как «раскрепощение» учащегося, снятие психологического напряжения, развитие образного мышления учащихся и самостоятельности в работе, на формирование универсальных способностей и интегративных качеств личности.
Спасибо за просмотр! Желаю всем творческих успехов!
Рекомендуем посмотреть:
Ширма своими руками
Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства
Организация дистанционного образования в ОУ
Развитие восприятия произведения искусства на уроках ИЗО