Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Художественное слово - основа изобразительной деятельности

Из опыта работы учителя ИЗО
Автор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: В данном материале представлена попытка раскрыть положительное влияние эмоционального воздействия художественного слова на сенсорную сферу обучающихся на уроках изобразительного искусства.
Назначение: Данная статья будет полезна учителям искусства. Может заинтересовать учителей литературы, осуществляющих интегрированный подход в обучении.

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства. Педагогический смысл этого в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только их совокупность может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусств.
Урок на основе синтеза изобразительного искусства, литературы, музыки позволяет комплексно решать задачу воспитания активной личности. Он включает в себя момент сопереживания, когда в тесном контакте взаимодействуют слово, звук, цвет, усиливая эмоциональное воздействие на сенсорную сферу обучающихся.
Поэзия и живопись неразрывно связаны друг с другом. Поэт - художник слова, а художник - поэт цвета. Они одинаково тонко понимают природу, но изображают её разными средствами. Особенно ярко эта связь проявляется в пейзаже.
Художник-педагог А.М. Дубинчик говорил об этом так: "Пейзаж - это исповедь художника. И он не может не быть поэтом. Поэзия - состояние, в котором он живёт постоянно, если он действительно художник".
На уроках изобразительного искусства я часто обращаюсь к образному языку литературы. Например, в 6 классе использую своеобразные диктанты по живописи. Школьникам нужно вчитаться в описание пейзажа, попытаться представить его, выделить словесные характеристики природы, подобрать средства художественной выразительности и живописные приёмы для передачи эмоционального состояния.
Приведу примеры.
Е. Носов «Белый гусь»:
«….Я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжёлой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унёс вверх….
Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу всё вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем».
Работа Дарьи Г.

Н. Сладков «Красные дали»:
«Маки, живые маки! Их видимо-невидимо. Они обступают со всех сторон, как разливы красной реки. Они трепещут и взблёскивают, словно рябь на воде. Они качаются на ветру, как пламя невиданного пожара. От них рябит в глазах и кружится голова.
По сторонам вздымаются красные от маков холмы – волны багряного моря. Волны накатываются в посвистах ветра. На гребнях вскипают брызги огненных лепестков огня. Вот-вот волны нас захлестнут, опрокинут, и мы утонем в буйном неистовстве красного цвета!
Земля под ногами горит от цветов. Полыхают красные дали».
Работа Ильи Х.

Совместно с учителем литературы нашей школы О.И. Михалёвой мы разработали ряд интегрированных уроков.
Цель урока в 9 классе «И цветы, и шмели» по стихотворению И. Бунина: перенесение литературного образа хрупкой красоты на язык живописи, как практическое осуществление гармонизации чувственных и мыслительных начал обучающихся.
На уроке читали стихотворение И. Бунина "Последний шмель" под музыку Н. А. Римского-Корсакова "Полёт шмеля" (к опере "Сказка о царе Салтане"):
Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящей певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жильё человечье
и как - будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
на подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Подбирали ассоциативный фон к этому поэтическому произведению. Для этого отвечали на вопросы:
- Какие чувства, ощущения навеяли вам строки стихотворения?
- С каким цветом, оттенком ассоциируются ваши чувства, ощущения?
Выяснили, что чувства: грусть, печаль - светлая, связанная с уходящим летом, с неизбежной гибелью шмеля (холодные - голубые, изумрудные, сиреневые оттенки); покой, безмятежность навевается описанием последних дней лета (тёплые - розоватые, жёлто-зелёные, жёлтые оттенки); тоска, одиночество сквозит в последних строках. Сделали вывод, что цветовая гамма содержит сочетание тёплых, малонасыщенных оттенков осени с холодными и светлыми цветами грусти, печали.
Стихотворение поэта насыщенно символами: свет и зной – покой, поля – одиночество, татарка – посмертное ложе, чёрный шмель – траурный, бурьян – забвение, сухой шмель – хрупкий, но золотой - символ нетленной красоты!
Художественно-эстетическая деятельность обучающихся завершалась созданием собственного художественного образа хрупкой, быстротечной, но нетленной красоты.


Урок «Открытие открытия…» по сказке-были А. Платонова «Неизвестный цветок», целями которого были осознание важности проявления внимания к окружающему миру, обогащение эмоционального внутреннего мира обучающихся, развитие умения выражать свои ощущения словом и цветом. Во время урока звучала музыка, зачитывались отрывки из произведения, инсценировался фрагмент произведения. Обучающиеся в ассоциативных абстрактных композициях передавали свои эмоции от прослушанного с помощью цвета, а домашним заданием было изображение портрета цветка, которого, по словам А.Платонова «нет нигде – ни в поле, ни в книге на картинке, ни в лесу, ни в ботаническом саду».
Работа Анастасии М.

Ещё один урок «Море стало смыслом жизни…» был проведён нами в 8 классе по произведению А.Грина «Алые паруса». Цели урока включали вовлечение обучающихся в размышления о духовных ценностях человека, формирование образного мышления школьников на основе знаний закономерностей восприятия, формирование понимания общего смысла произведения средствами различных видов искусства. Художественно-эстетическая деятельность на уроке включала беседу, ориентированную на образное восприятие произведения. Эпиграфом к ней стали слова самого А.Грина о виноградной лозе, ползущей по стене старого дома: «Вот нарисую её, как вижу, будут читать и будет казаться, что это где-то в чужой неизвестной стране, а это тут близко, возле моей души и глаз. Важно – как посмотреть».
Школьникам предлагалось поразмыслить, почему А.Грин свою деятельность назвал «нарисую», а не «напишу»? Умели ли Ассоль и Грей по-особому смотреть на мир? В чём это выражалось? Дети подбирали цветовую гамму, соответствующую вере, надежде, мечте. Сравнивали полученный результат с изображением моря на репродукциях художников и с литературным образом моря у А.Грина.
В творческой работе обучающимся предлагалось за 5-7 минут в небольшом формате изобразить море мечты, такое море, чтобы казалось, что вот-вот на горизонте появится то долгожданное, желаемое, о котором давно грезилось.

Домашняя работа Анны А.

Представленная форма и метод художественно-эстетического образования способствует осознанию ребёнком мира как единого целого. Она направлена на решение таких задач, как «раскрепощение» учащегося, снятие психологического напряжения, развитие образного мышления учащихся и самостоятельности в работе, на формирование универсальных способностей и интегративных качеств личности.
Спасибо за просмотр! Желаю всем творческих успехов!

Рекомендуем посмотреть:

Ширма своими руками Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства Организация дистанционного образования в ОУ Развитие восприятия произведения искусства на уроках ИЗО
Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства | Элементы развития критического мышления школьников на уроках технологии
Опубликовано: 3421 день назад (16 ноября 2014)
Просмотров: 4140
+3
Голосов: 3
Юлия Васильевна Иванова # 4 декабря 2014 в 22:23 0
Здорово! Действительно интересный и полезный материл. Если у художника не будет новых впечатлений, то он ничего и не сможет изобразить. Первые две работы Ваших учеников чудесные! У меня тоже есть талантливый мальчишка. Он рисует сюжеты всех произведений, что мы читаем. Придумывает им продолжение или дополняет своими деталями. Вот не знаю кто из него получится писатель или художник! Елена Николаевна, принимайте первый голос! Желаю успехов!