Организация дистанционного образования.
Автор: Донюш Мария Михайловна
Должность: учитель изо
Место работы: ГБОУ города Москвы "школа № 1161"
Цель: оказать помощь в организации дистанционного образования педагогам, учителям средней школы.
Задачи:
- исследовать понятие дистанционный процесс;
- в каком виде давать информацию обучающимся;
- кто является участником ДП;
- какие компоненты включает в себя дистанционный курс.
Начнем с того, что Интернет является идеальным инструментом для организации дистанционного образования. Именно с помощью Интернета вокруг участников образовательного процесса создается необходимая виртуальная образовательная среда.
Что есть участники - это, в первую очередь, студенты, далее преподаватели и администрация.
Что есть виртуальная образовательная среда - это дистанционный образовательный процесс основанный на использовании компьютерной техники и сети Интернет.
Дистанционное образование предполагает детальное планирование деятельности студента, четкую постановку задач, целей обучения, а также организацию доставки необходимых учебных материалов.
Для успешного управления образовательным процессом нужно построить четкий график занятий, включающий в себя: памятки, необходимые руководства по прохождению курса; разъяснения, которые помогут студенту сориентироваться и спланировать свое время; необходимые учебные материалы, представленные в виде тестов, лекций, презентаций и т.д. четко оговоренные сроки сдачи тестов, курсовых, проектов.
Успешность и качество дистанционного образования, в общем случае, зависят от эффективной организации и качества используемых материалов, а также руководства процессом, немаловажен уровень мастерства участвующих в нём педагогов.
Для организации дистанционного учебного процесса необходимо привлекать специалистов различных профессий, а именно: системных администраторов для создания технической базы образовательного процесса, менеджеров, методистов и преподавателей высокой квалификации. Хочется отметить, что студент должен контактировать друг с другом и с остальными специалистами, т.к. общение между субъектами в образовательной среде является основой любой образовательной программы. Взаимодействие - это универсальная форма движения, развития, определяющая существование любой материальной системы, соответственно, как материальный процесс сопровождается передачей информации, материи, движения (В. Г. Крысько. Психология. ).
Учебный материал может быть представлен в любой форме и преподаватель может избрать любую последовательность изложения его.
Это позволяет создать курс адаптированный под аудиторию с любым уровнем подготовки.
Человек учится, получая информацию через осязание, зрение и слух. Делая выводы из этой информации разделим студентов на визуалов, аудиалов и кенестетиков. В мире самый большой процент составляют визуалы и кинестетики, аудиалы редкий тип.
Кратко обсудим специфику каждого типа. Визуал (30% населения) - воспринимает через зрение, обладает хорошей визуальной памятью, что-то ему объясняя необходимо показывать картинки, графики, схемы, видео. Аудиал (10% населения) - лучше всего воспринимает информацию на слух, является доминирующим в дискуссии. Кинестетик (40% населения) - получает информацию через касание, т.е. для более эффективного запоминания должен записать лекцию. В системе ДО преподаватель контактирует со всеми тремя категориями, и, в идеале, для более эффективного обучения необходимо научится доносить информацию на понятном каждому типу языке: от этого напрямую зависит уровень усвояемости материала, а эту цель преследует каждый педагог. Для формирования полного представления о том, что из себя должен представлять дистанционный образовательный процесс и в каком виде он должен проходить, был проведен краткий опрос среди студентов ФПО МГУ, где студенту предлагалось оценить качество представления различных вариантов электронных лекций по десятибалльной шкале.
Что в итоге мы получаем:
1. Традиционная очная лекция: 8-10 баллов (в зависимости от мастерства лектора).
2. Лекция в текстовой форме (текст лекции) 6 баллов.
3. Записанная на видео лекция в аудитории 7-8 баллов (в зависимости от темы)
4. Запись слайд-лекции (слайды, комментируемые лектором): 4-6 баллов (зависит от соотношения визуальной и текстовой информациии)
Отсюда следует, что в учебный курс нужно включать видео, графические вставки, аудио лекции (там, где это оправданно), но помнить о том, что переизбыток наглядной информации снижает усвояемость материала.
Сам учебный материал, по возможности, должен быть представлен в нескольких видах например: материал размещается на Google Диске (появляется возможность совместной работы), т.е информация поступает посредством сети Интернет и предусматривается возможность получить лекции в печатном виде или на CD диске. К сожалению, это сильно усложняет работу преподавателя.
В целом, в структуру материала включаются следующие содержательные компоненты:
собственно учебные материалы, иллюстрации, аудио, видео и прочее;
руководство по его освоению;
вопросники и задания для тренировки;
контрольные тесты и пояснения к их выполнению.
Прохождения итогового теста лучше всего сделать в режиме реального времени (на каждый ответ дается определенное количество времени), что исключает возможность найти ответ в интернете, а сами вопросы идут в свободном порядке, так сказать перетасованные. И только пройдя первичный этап обучения (информация подается в течении всего курса малыми порциями) можно перейти к следующему.
Как показывает практика, при построении дистанционного курса наиболее эффективно мультимедийное представление учебной информации.
Помимо всего студент должен иметь возможность не только изучать лекции в режиме реального времени, но и скачивать лекции с образовательного портала в виде аудио файлов.
Проведение дистанционного обучения предполагает, что большую часть времени слушатели дистанционного обучения работают самостоятельно. Одним из минусов дистанционного образования является постепенное снижение интереса к образовательному процессу у студента (сказывается отсутствие полного контроля и оценки уровня знаний, как это бывает при очном обучении). В результате этого часто возникает ситуация, что при прохождении дистанционного обучения, слушатели снижают к себе требования, что приводит к снижению эффективности проводимого обучения. Организация эффективного дистанционного обучения требует формирования системы мотивации слушателей дистанционного обучения.
В качестве модели мотивации слушателей при организации дистанционного обучения может быть использованна модель Келлера.
Главными компонентами которой являются:
• внимание;
• релевантность;
• уверенность;
• удовлетворение.
Модель Келлера очень простая и основана на базовых принципах мотивации к действию для взрослого человека.
Внимание.
Обеспечение первичного внимание обучаемого и удерживание этого внимания на протяжении всего образовательного процесса.
А удержание внимания слушателя дистанционного обучения требует больших усилий.
Что мы можем для этого сделать:
по максимуму разнообразить учебную среду (использование интерактивных элементов поможет достичь нужной цели);
включить достаточное количество практических заданий;
наладить процесс взаимодействия между студентами путем организации вебинаров и круглых столов.
Релевантность
Слушатель дистанционного курса должен понимать практическую ценность для него проводимого обучения. Выражаясь простым языком, это значит - любое обучение должно отвечать на простой вопрос: "Что здесь полезного для меня лично?".
К примеру, для обучения работе с ПО - говорить о повышении эффективности работы или о снижении трудностей работы с ПО.
Уверенность
Слушатель должен быть уверен, что он успешно осваивает материал, достигает поставленных преподавателем целей.
Для повышения уверенности слушателей целесообразно включать в дистанционный курс достаточное количество промежуточных тестов, которые будут показывать слушателю дистанционного обучения, что он успешно проходит обучение. Необходимо сразу показать, сколько времени нужно на прохождение курса и (или) модуля, а также нужно регулярно показывать прогресс - сколько пройдено, сколько осталось. Например: в профиле каждого студента располагается таблица с оценками.
Удовлетворение
В конце дистанционного обучения необходимо сформировать у слушателя удовлетворение от пройденного обучения. С этой целью необходимо предусмотреть мероприятия, которые
повысят степень удовлетворения у слушателей:
• предусмотреть вознаграждения для активных слушателей;
• провести вебинар по рассмотренным в ходе обучения вопросам;
• или пусть даже это будет анимированная картинка в конце теста, на которой слушатель увидит поздравления.
Качественно мотивируя слушателей при дистанционном обучении мы обеспечиваем высокий уровень обучения.
Допущенные ошибки, при построении системы, могут привести к значительному снижению эффективности дистанционного обучения.
Дистанционное обучение на основе Интернет-технологий является современной универсальной формой образования. Оно ориентировано на индивидуальные запросы обучаемых. Дистанционное обучение предоставляет возможность всем желающим непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальности каждого.
В процессе такого обучения студент часть времени самостоятельно осваивает учебное материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы под руководством преподавателя и взаимодействует с другими студентами «виртуальной» учебной группы.
Создав обучающую систему, которая базируется на современных информационных технологиях, тем самым сокращая материальные затраты на одного обучаемого по сравнению с традиционными формами образования система дистанционного обучение позволяет обеспечить новый уровень доступности образования. И хотя при дистанционном обучении студент и преподаватель пространственно отделены друг от друга, они, тем не менее, находятся в процессе постоянного общения, организованном с помощью четкого построения учебного курса, форм контроля знаний основанных на использовании Интернета.
Рекомендуем посмотреть:
Ширма своими руками
Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства
Художественное слово - основа изобразительной деятельности
Развитие восприятия произведения искусства на уроках ИЗО