Арттерапия – метод лечения посредством художественного творчества
Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит для современного человека в том, что арттерапия в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.
В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях.
Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.
Наиболее часто к методу арттерапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми.
Артерапия предлагает человеку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность
помогает решить задачи:
1.представлять материал для интерпритации и диагнозтического заключения, содержание и стиль выполнения работ дают психотерапевту инфу о клиенте
2.помогают облегчить клиенту процесс понимания и осознания своих эмоц. Реакций
3.дают соц приемлемый выход эмоциям гнева, страха
4.предоставляют возможность работать с мыслями и чувствами, кот кажутся непреодолимыми
5.позволяют наладить отношения м-у психологом и клиентом, м-у клиентами в группе.
Таким образом, достигаются цели:
- выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;
- активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
- подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
и, как следствие трех предыдущих
– повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).
Эти цели арттерапевт преследует, работая как со взрослыми так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями.
Арттерапия, - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арттерапией могут снимать психическое напряжение.
В арттерапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое пациенты уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.
Принципы занятий арттерапией с детьми
1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
2. Очень важно постоянно поощрять ребенка, выделять особенно удавшися стороны его рисунка или другой творческой работы.
4. Тон диалога с ребенком ни в коем случае не должен быть нравоучительным или раздраженным. Если Вы чувствуете раздражение, лучше не заниматься вообще. Слова поощрения и благодарности нужно говорить в течение всего занятия. “Спасибо”, “хорошо”, “замечательно”, “молодец”, “отлично” - эти теплые слова должны быть все время с Вами во время занятия.
5. Психолог-арттерапевт должен быть готовым к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок может ответить “Не знаю”, и тогда нужно предложить ему варианты ответов.
6. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого психолога в той работе, которую он предлагает. Психолог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к психологу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.
7. Важно, чтобы материал, с которым идет работа на занятии, был добротным, ярким, красивым. Краски, карандаши, пластилин, бумага должны иметь аккуратный вид. Ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.
8. Многие занятия требуют рассказа психолога о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь психолога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершится чуду спонтанного самораскрытия ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
Арт - терапия в детском саду. Рисование манкой
Мастер-класс по рисованию. Картина «Павлин»
Арт-терапевтические упражнения для младших школьников
Арт-терапия в работе с детьми
Похожие статьи:
Что означает Арт - терапия
Воспитание любви к чтению методами Арт-терапии
Студия арт-терапии «Беби – АРТ»
Арт-терапия в коррекции комплексов и страхов
Арт-терапия для детей