Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Арт-терапия в работе с детьми

Арттерапия – метод лечения посредством художественного творчества
Арт-терапия – метод лечения посредством художественного творчества (по А. Копытину). Привлекательность этого метода состоит для современного человека в том, что арттерапия в основном использует невербальные способы самовыражения и общения.

В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях.
Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.
Наиболее часто к методу арттерапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми.

Артерапия предлагает человеку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность
помогает решить задачи:
1.представлять материал для интерпритации и диагнозтического заключения, содержание и стиль выполнения работ дают психотерапевту инфу о клиенте
2.помогают облегчить клиенту процесс понимания и осознания своих эмоц. Реакций
3.дают соц приемлемый выход эмоциям гнева, страха
4.предоставляют возможность работать с мыслями и чувствами, кот кажутся непреодолимыми
5.позволяют наладить отношения м-у психологом и клиентом, м-у клиентами в группе.
Таким образом, достигаются цели:
- выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;
- активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
- подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;
и, как следствие трех предыдущих
– повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкости).
Эти цели арттерапевт преследует, работая как со взрослыми так и с детьми. Ребенок еще не может точно сформулировать то, что его тревожит. Он может выражать свои страхи простыми предложениями.
Арттерапия, - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арттерапией могут снимать психическое напряжение.
В арттерапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое пациенты уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.
Принципы занятий арттерапией с детьми
1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
2. Очень важно постоянно поощрять ребенка, выделять особенно удавшися стороны его рисунка или другой творческой работы.
4. Тон диалога с ребенком ни в коем случае не должен быть нравоучительным или раздраженным. Если Вы чувствуете раздражение, лучше не заниматься вообще. Слова поощрения и благодарности нужно говорить в течение всего занятия. “Спасибо”, “хорошо”, “замечательно”, “молодец”, “отлично” - эти теплые слова должны быть все время с Вами во время занятия.
5. Психолог-арттерапевт должен быть готовым к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок может ответить “Не знаю”, и тогда нужно предложить ему варианты ответов.
6. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого психолога в той работе, которую он предлагает. Психолог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к психологу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.
7. Важно, чтобы материал, с которым идет работа на занятии, был добротным, ярким, красивым. Краски, карандаши, пластилин, бумага должны иметь аккуратный вид. Ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.
8. Многие занятия требуют рассказа психолога о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь психолога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершится чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

Рекомендуем посмотреть:

Арт - терапия в детском саду. Рисование манкой Мастер-класс по рисованию. Картина «Павлин» Арт-терапевтические упражнения для младших школьников Арт-терапия в работе с детьми

Похожие статьи:

Что означает Арт - терапия

Воспитание любви к чтению методами Арт-терапии

Студия арт-терапии «Беби – АРТ»

Арт-терапия в коррекции комплексов и страхов

Арт-терапия для детей

Программа студии "Город мастеров" 3 год обучения учебно-тематическое планирование | Организация дистанционного образования в ОУ
Опубликовано: 3647 дней назад (30 ноября 2014)
Просмотров: 5876
Рубрика: Размышления
+2
Голосов: 2
Надежда Анатольевна Рибинова # 30 ноября 2014 в 20:44 +1
Интересная статья!!! Метод арт-терапии очень "здоровый" в плане работы с психикой как взрослого, так и ребенка. Без вмешательства можно корректировать эмоциональный план, поведенческие проблемы. Взрослые очень удивляются, когда говоришь "А давайте мы с вами просто порисуем". И результат на лицо! Используйте арт-терапию, не пожалеете)))) Удачи!!!!
Анна Валерьевна Койкова # 30 ноября 2014 в 21:30 +2
Интересно! Доступно! Арт-терапию использую в работе с детьми. В силу возраста им еще трудно вербализировать свои проблемы, а вот творчество нам всегда приходит на помощь!
Вера Алексеевна Гашкова # 30 ноября 2014 в 23:15 +2
Интересно было почитать про арт-терапию. Ваша работа требует доработки в оформлении.
Людмила Евгеньевна Щербакова # 30 ноября 2014 в 23:55 +1
Арттерапия - она для детей и для взрослых, в наше время основа борьбы со стрессом. Активизация правого полушария позволяет творчески самовыражаться в рисовании,творить настоящие шедевры, тогда как многие современные программы основаны это не учитывают. Очень понравилась статья.
Галина Николаевна Сковоронская # 1 декабря 2014 в 00:35 +1
Спасибо ваша статья мне понравилась и очень полезна в работе с воспитанниками детских домов. Арттеропия позволит ребенку лучше адаптироваться в новом коллективе, чувствовать себя увереннее.
Наталья Сергеевна Катаева # 13 декабря 2014 в 15:23 +1
Марина Михайловна! Впервые слышу об этом методе. Очень важно, я думаю, что в результате ребёнок будет развиваться гармонично. Индивидуальные работы, несомненно способствуют самовыражению, но вот групповые работы помогают общению. Как, действительно, важен материал, с которым работает ребёнок, диалог психолога. Обязательно попробу. узнать об этом методе побольше, спасибо Вам за нужную информацию!
Нина Сергеевна Ситникова # 1 апреля 2015 в 19:44 0
Здравствуйте, Мария Михайловна. Арт-терапия - очень важный элемент для развития у детей творческого мышления, освоения мира, фантазии, а также снятия лишнего напряжения и даже боли, не только у маленьких детей, но даже у взрослых, людей пожилого возраста. Во многих детских центрах с тяжелобольными детьми работают арт-терапевты, искусство помогает детям мечтать о том, чего возможно они сделать не успеют, даже оставить свой след яркими интересными рисунками. Для взрослых тоже это важно, когда вокруг сплошные стрессы.Творчество- самый лучший антидепрессант!! Доказано, что арт-терапия, также как игротерапия, музыкотерапия и библиотерапия помогают не хуже медицинских препаратов. Спасибо, за то, что делитесь таким материалом, чем больше людей будет в курсе, тем ярче и насыщеннее может стать жизнь каждого взрослого и ребенка:)