Введение в программу внеурочной деятельности по флористике для учащихся 5-7 классов
Автор: Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства МКОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: в данном материале представлен конспект вводного занятия по плоскостной флористике.
Назначение: материал адресован учителям изобразительного искусства и технологии, осуществляющим кружковую работу или работу по внеурочной деятельности с детьми 5-7 классов.
Цель: формирование мотивации к занятиям плоскостной флористикой
Задачи:
1. познакомить учащихся с миром растений,
2. развивать ассоциативно-образное мышление в процессе выполнения дидактических упражнений,
3. формировать интерес к занятиям флористикой.
Оборудование занятия:
- раздаточный материал к дидактическим упражнениям "Поле чудес", "Угадайка", "Лесенка ответов";
- шаблоны пятна к творческой работе ;
- образцы детских работ в технике флористики;
- плакат и комплект листьев к рефлексии.
Содержание занятия
1. Организационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я предлагаю начать наше занятие с улыбки.
Я улыбнусь вам, вы - мне и друг другу. И давайте постараемся сохранить эти улыбку до конца нашего занятия!
2. Актуализация знаний и умений
Учитель: В каждом доме есть предметы, которые его украшают, радуют наш глаз, создают уют. Особенно ценны предметы, созданные собственными руками.
- А у вас есть такие предметы? Назовите их.
(Примерные ответы детей: вязанные салфетки, расписные кухонные доски, макраме, лоскутные картины и подушки, резные полки...)
Учитель: Для многих видов прикладной деятельности нужны специальные материалы: ткани, нитки, войлок, дерево, акриловые краски, лаки.... Попробуйте представить, что у вас нет возможности воспользоваться такими материалами. А творить хочется!
- Что можно использовать тогда?
(Примерные ответы детей: бросовый и природный материал)
3. Мотивация. Целеполагание
Учитель: Есть такие виды творчества, которые не требуют больших затрат, для них можно использовать всё богатство кладовой природы. Нужно только знать как этим богатством распорядиться.
- А что можно назвать "богатством" природы, необходимым для творчества?
(Примерные ответы детей: листья, части растений, кору, лишайники, мох, перья птиц, бересту, камешки, коряги, и многое другое.)
На занятиях плоскостной флористикой мы будем использовать преимущественно засушенные части различных растений: листья деревьев и кустарников, травинки, веточки с листьями и цветами, цветы и отдельные лепестки, шелуху чеснока и листья кукурузы, мох и лишайники.
Посмотрите, ребята, какие картины можно выполнить из них:
Флористика - это увлекательное занятие! Листья, травы, цветы создают нетканый ковёр, образуя причудливые узоры. Этой красотой можно не только любоваться, но и на долго её сохранить. Нужно только научиться видеть красоту вокруг!
4. Организация восприятия
Учитель:
- Как вы думаете, ребята, с чем нам нужно познакомиться на занятиях флористикой в первую очередь?
(Примерные ответы детей: с миром растений; узнать их названия, запомнить внешний вид)
а) Предлагаю вам игру "Поле чудес". Возможно вы знаете не все названия представленных в игре растений. Будем с ними знакомиться!
В данном динамическом пособии необходимо найти соответствие между названиями цветов и их изображениями (прищепка с изображением растения прикрепляется детьми к сектору с соответствующим названием растения).
- Ребята, а зачем на занятиях флористикой нужно знать название и внешний вид растения?
(Примерные ответы детей: чтобы ясно представлять какие растения могут пригодиться для создания того или иного образа)
б)
Учитель: Многие растения напоминают внешним видом реальные объекты.
Давайте поиграем в две игры.
1. "Лесенка ответов".
Посмотрите на экран. Перед вами листья растения цинерарии, они как будто покрыты алмазной пылью.
На первую парту каждого ряда раздаю лист бумаги. Первый обучающийся записывает на нём ответ на мой вопрос, загибает лист вперёд так, чтобы не было видно ответа, и предаёт на следующую парту. И так до конца ряда.
А вопрос такой: «На что похожи эти листья, с чем вы их можете сравнить, что ими можно изобразить?»
(Примерные ответы детей: с елью, с морозными узорами, с деревом, с пером птицы)
Проанализируем ответы, сравним ассоциации.
2. Следующая игра "Угадайка".
Даны четыре листика разных деревьев. Представьте, что вы разрезали каждый лист по горизонтали и убрали нижнюю часть. Какой из оставшихся листьев вы выберите для изображения ёжика?
А вот такого ёжика из кленового листа придумали ваши сверстники:
5. Первичная проверка понимания
Учитель: - Как вы думаете, ребята, что необходимо иметь, кроме природного материала и принадлежностей, чтобы создавать такие картины?
( Примерные ответы детей: развитое воображение, фантазию)
Нужно уметь видеть в самом простом необычное, уметь мыслить образами. Этому мы сегодня и будем учиться.
6. Организация первичного закрепления
Учитель:
1. Случалось ли вам наблюдать, как пушистое облачко, лениво клубясь в синеве неба, превращается, например, в белого барашка? Курчавого, с ножками и рожками...
По сути облака - это белые пятна на небе. А вот наше воображение, наша фантазия создаёт из них образы.
На что или кого похожи эти облака?
А вот как представляет себе их образ один из художников:
Своё воображение, образное мышление можно развивать. Попробуем?
2. Ребята, я раздаю вам шаблоны пятна. Покрутите их, попытайтесь найти в них образы и дорисуйте эти образы. Пятно можно расположить как угодно.
Как это сделать? Показываю.
Представим, что я разлила нечаянно баночку с краской и получилась клякса.
Я и так её поворачивала, и этак. Наконец решила, что это пятно будет забавным щенком. Дорисовала ушки, глаза, усы, нос, лапы и тапок хозяина - вот такой получился образ!
А потом повернула пятно другой стороной, ещё подумала и нашла в этом пятне образ лыжника!
Желаю и вам удачи в творчестве: в нахождении образов пятна!
7. Анализ.
Учитель:
Предлагаю прикрепить свои работы на формат и создать общую композицию. Посмотрите, какие разные получились образы! А ведь вы все пользовались одним шаблоном.
- Ребята, вы поняли, для чего мы с вами на этом занятии выполнили такую работу?
(Примерные ответы детей: чтобы развивать воображение; чтобы научиться видеть в обычном необычное; чтобы научиться видеть в природном материале какие-то образы)
Молодцы! Теперь я не сомневаюсь, что вы сможете создавать замечательные картины из засушенного природного материала.
8. Рефлексия
Учитель:
Посмотрите, ребята, на плакат. Это дерево - символ природы, а природа лучший учитель. У каждого из вас на столе комплект листьев:
жёлтые листья - мне всё понравилась, хотелось заниматься;
зелёные - понравилось, но я не всё понял (ла) ;
коричневые - совсем не интересно.
Выберите цвет листика, который соответствует вашему мнению. Прикрепите, пожалуйста, листик на дерево
/учитель анализирует уровень заинтересованности детей в предложенной на занятии деятельности/
Спасибо, ребята за активную творческую работу на этом занятии. А со следующего занятия вы начнёте работать уже с природным материалом: листьями деревьев и кустарников, травинками, веточками с листьями и цветами, создавая собственные картины.
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка игрового занятия "Состязание рукодельниц"
Внеурочное занятие по технологии для школьников. Конспект