Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактические игры по приобщению старших дошкольников к Урало-Сибирской росписи

Дидактические игры по формированию интереса и ценностно-деятельностного отношения ребёнка старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Урала на основе ознакомления с Урало-Сибирской росписью.
Автор: Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования детского сада "Солнышко", структурного подразделения Северного педагогического колледжа, г. Серов
Описание материала: Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Урало-сибирской росписью. (практический материал к учебно-методическому пособию). Предназначены для развития детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям, родителям дошкольников. В следующих моих разработках будут предложены другие дидактические игры и рабочая тетрадь по этой теме.

Пособие составлено с учётом возрастных и психологических особенностей детей для совместной деятельности педагога с детьми.
Структурным компонентами модели образовательного процесса являются: содержание образования, реализуемое в совместном культурно-коммуникативном взаимодействии, в специально организованных интегрированных видах деятельности, в пространственно-предметной среде развития ребенка.
Более двухсот лет существует уральская народная роспись. Яркий, неувядающий уральский букет цветёт на лаковых подносах, шкатулках, прялках, бураках, потолках, стенах, дверях деревянных изб, даря людям радость и хорошее настроение.
Испытание радости от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра, воспитывает способность понимать и ценить то, что создано трудом людей, попытаться сделать прекрасное своими руками. Задача педагога - создать условия для деятельностного приобщения дошкольников к художественному промыслу Урала.
Предлагаю вашему вниманию серию дидактических игр по формированию у детей целостного представления об урало-сибирской росписи, основанных на традиционных играх, но наполненных новым содержанием.
Сказка-быль
(сост. С.К. Стразова)
Давным-давно, в стародавние времена две сестренки Аленка да Марья в холодный, холодный зимний вечер сидели в избушке и смотрели в окно. На стекле мороз нарисовал диковинные узоры: удивительных заморских птиц, неведомые цветы, сказочных животных. Дома удивлялись девочки красоте узора и, вдруг, Аленка поднесла к окну пламя свечи. Поднесла, да так и отпряли обе. Случилось чудо. Ожил волшебный узор, заиграл всеми красками, ожили заморские птицы, заблистали перьями, а сказочные растения так и манили в волшебную страну.
Долго сидели, не шелохнувшись, завороженные девчонки, а потом рука сама потянулась к кисти. Так хотелось оставить хоть частичку увиденной красоты на пустых стенах избы, на обеденном столе, на ставнях.
Увлеклись девчонки работой и не заметили, как вечер прошел и наступила ночь. Осталось совсем немножко, красками раскрасить все то, что было ими нарисовано, но уже не осталось сил.
А утром, когда Аленка да Марья проснулись, то их охватил восторг и удивление. В жилой избе цвел сад, гуляли сказочные львы и жар-птицы. На ветках красовались налитые плоды. Словно ночью незримый волшебник спустился с небес, чтобы одарить сестер за их старание и желание удержать красоту.
С тех пор так и повелось в уральских избах: росписи на стенах, столах и дверях не давали скучать зимой, позволяли поддерживать в доме уют и давали простор для фантазии и таланта.
Игра «Домино»
Цель игры: развивать интерес к урало-сибирской росписи, выделять детали узора; развивать внимание, выдержку.
Подготовка к игре: листы необходимо разрезать по чёрным линиям на карточки, состоящие из 2 картинок.





Ход игры: в игре могут участвовать от 2 до 4 человек. Необходимо раздать каждому игроку по 3–4 карточки, а остальные положить вместе изображением вниз. Первым начинает игру тот, у кого обе половинки пустые. Следующий игрок выкладывает свою карточку так, чтобы картинка на его карточке совпадала с предыдущей. Если такой карточки не окажется, игрок берет (занимает) ее из общей кучи.
Подведение итогов: игра заканчивается, когда разобраны все карточки. Выигрывает тот, у кого первым не остается карточек.
Игра «Лото»
Цель игры: Продолжать знакомство с урало-сибирской росписью, воспитывая эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Воспитывать уважение к труду народных мастеров-умельцев, желание самим создавать подобные узоры. Упражнять в классификации предметов.
Подготовка к игре: карточки необходимо разрезать на отдельные картинки.



Большие карты распечатать:
1. Предметы быта

2. Цветы

3. Плоды

4. Ягоды

5. Наряды

6. Животные и птицы

Варианты игры.
«Кто больше?»
Для игры нужны только маленькие картинки. Ведущий перемешивает их и, показывая играющим по одной, спрашивает: «Что это?» Тот, кто первым правильно назовет, что изображено на картинке, получает ее себе. Игра продолжается до тех пор, пока картинки не закончатся. Выигрывает тот, кто соберет больше картинок.
«Кто быстрей?»
Ведущий раздает играющим по одной большой карте, а маленькие картинки перемешивает и выкладывает рисунками вниз. Затем он открывает одну картинку и называет, что на ней изображено, например: «Цветок», «Плод» и др. Играющий, у которого на большой карте нарисован такой же предмет, говорит: «Мне нужен цветок (плод)». Ведущий отдает ему эту картинку и игрок закрывает ею такую же картинку на своей карте. Выигрывает тот, кто быстрее всех заполнит картинками свою большую карту.
«Кто расторопней?»
Большие карты ведущий оставляет у себя, а маленькие раздает поровну всем участникам игры. Затем он берет одну из карт, например, ту, на которой изображены цветы, показывает ее играющим и говорит: «Все цветы ко мне!». Играющие должны быстро найти среди своих картинок те, на которых нарисованы цветы и выложить их на стол. Если картинки подобраны правильно, ведущий откладывает большую карту и маленькие картинки к ней в сторону и показывает играющим следующую карту, например, - плоды. Если же играющий ошибся и положил неправильную картинку, ведущий возвращает ее. Тот, у кого к концу игры окажется больше картинок, считается проигравшим.
Продолжение данного материала можно посмотреть здесь /blogs/elena-nikolaevna-lebedeva/didakticheskie-igry-po-priobscheniyu-doshkolnikov-k-uralo-sibirskoi-rospisi.html

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактические игры по приобщению детей 5-7 лет к Урало-Сибирской росписи Дидактические игры по приобщению детей 6 - 8 лет к Урало-Сибирской росписи

Похожие статьи:

О роли игры в развитии детей дошкольного возраста

Функции дидактической игры для дошкольников

Конкурс для педагогов на Лучшую методическую разработку

Участник №58 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 января по 27 марта 2015 года
Учебно-методический комплект для дошкольников по Урало-сибирской росписи | Дидактические игры по приобщению детей 5-7 лет к Урало-Сибирской росписи
Опубликовано: 3590 дней назад (25 января 2015)
Просмотров: 11636
+4
Голосов: 4
Лидия Егоровна Закопайлова # 25 января 2015 в 16:45 +1
Елена Николаевна, очень интересный материал. Сохранение народного достояния - одна из основных задач воспитателей. Знакомство с народной росписью через игру даёт всегда даёт положительный результат.
Елена Николаевна Лебедева # 25 января 2015 в 16:48 +1
Спасибо, Лидия Егоровна. Я новичок здесь, пока осваиваю азы размещения в блоге.
Светлана Васильевна Новоселова # 26 января 2015 в 13:23 +1
Елена Николаевна, очень интересный материал. Работая в школе, стараюсь прививать любовь к родному краю. С учениками посещаем музей, читаем уральские сказы, рассматривали и роспись. Ваша работа натолкнула меня на новые варианты досугового краеведения. Спасибо за игры, успехов!
Лариса Семеновна # 28 января 2015 в 15:19 +2
Спасибо за такой интересный материал! С удовольствием буду использовать игры в работе со своими детками. K
Светлана Андреевна Ульянова # 9 марта 2015 в 20:58 0
Здравствуйте, Елена Николаевна. Я внимательно причитала и просмотрела вашу работу, и, наверное, стыдно признаться, что практически ничего не знаю об этой росписи, хотя родилась и выросла на Урале, в Екатеринбурге. Очень бы хотелось использовать в своей работе ваши наработки для ознакомления наших детей нашей же уральской росписи, чтобы привить нашим воспитанникам любовь к родному краю.
Кельдибекова Эльвира Халитовна # 11 августа 2015 в 04:57 0
Елена Николаевна, замечательный материал по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству через дидактические игры. Молодец, голос!