Дидактическая игра по обучению грамоте «Звуковые матрёшки»
Описание. Предлагаю дидактическую игру по обучению грамоте «Звуковые матрёшки». Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Применяется в образовательной области «Коммуникация». В ходе игры у детей формируются навыки элементарного звукового анализа. Дети учатся различать твёрдые и мягкие согласные, определять позицию звука в слове. А также идёт процесс автоматизации поставленных звуков.
Задачи
Формировать навыки элементарного звукового анализа.
Упражнять в различении твёрдых и мягких согласных.
Материал. Две матрёшки с прозрачными кармашками; два фартука - синий и зелёный; предметные картинки-мячики на закрепляемый звук; кружки синего и зелёного цвета.
Варианты игр«В гостях у Лолы и Лили»
- Сегодня мы пойдем в гости к матрёшкам. Они живут очень дружно. Посмотрите на них, как они похожи!
- Ребята, а чем они отличаются?
Отличаются цветом фартучков.
- И имена у них похожи. Одну зовут Лола, а другую Лиля.
- Посмотрите на них. Кто из них Лола? А кто Лиля?
- Как вы догадались?
- Назовите первый звук в слове Лола? Звук [Л]
- Назовите первый звук в слове Лиля? Звук [Ль]
- Расскажите о звуках [Л], [Ль]
(дети дают характеристику звуков)
Звук [Л] – согласный, звонкий, твёрдый. Обозначаем синим цветом.
Звук [Ль] – согласный, звонкий, мягкий. Обозначаем зелёным цветом.
- Лола и Лиля очень любят играть мячиками. Лола играет мячами с картинками, в названиях которых есть твёрдый звук [Л], Лиля – в названиях которых есть мягкий звук [Ль].
Дети по очереди берут картинки-мячики, проговаривают слово, определяют звук и вставляют в кармашек Лоле или Лиле.
Аналогично проводятся игры
- на дифференциацию звуков [С] и [Сь] –
«В гостях у Сони и Симы»
- на дифференциацию звуков [Р] и [Рь] –
«В гостях у Раи и Риты» и т.д.
«Украсим фартучки»
Взрослый выкладывает матрёшек и маленькие кружочки синего и зелёного цвета и сообщает:
- Сегодня мы будем украшать фартучки у матрёшек – Даши и Дины.
- Покажите, кто из них Даша? Кто Дина?
- Я буду называть слова со звуками [Д] и [Дь], а вы, если слышите в слове звук [Д], украшаете фартук Даши синим кружочком, если звук [Дь] – украшаете фартук Дины зелёным кружочком.
Слова:
звук [Д]: дуб, дом, доктор, дудочка, дупло, дверь, дорога
звук [Д]: дерево, дятел, дедушка, девочка, диван, дельфин, деревня
Такую игру можно проводить и на другие звуки.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра со звучащими предметами для старших дошкольников
Сценарий игровой программы по обучению грамоте детей подготовительной группы
Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты
Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет
Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека