Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Обучение грамоте дошкольников

Автор: Панова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Шаховская СОШ» с.Шахи, Павловский район, Алтайский край

Данный материал представляет собой  конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы (6-7 лет). Тема занятия: Звук [ч’],  буква Ч.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Звук [ч’],  буква Ч.

Цели:

- создать условия для знакомства со звуком [ч’] и буквой Ч, которой он обозначается на письме;

- выделить характерные особенности звука [ч’], уточнить его артикуляцию;

- упражнять детей в умении выделять звук [ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове, придумывать слова с заданным звуком;

- развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;

- воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.

Оборудование: презентация, компьютер, проектор, сигнальные карточки, карточки-смайлики, элементы буквы Ч для каждого ребенка (изготовленные из бархатной бумаги).

Ход занятия

1. Приветствие.Проверка готовности к занятию.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.

2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.

- Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

- У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение. (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.

- Итак, ребята, за работу!

3. Актуализация знаний.

- На прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее. (фото 1) (один ребенок напоминает остальным)

- Произнесем ее вместе медленно.

- Теперь произнесем ее быстро.

- Какой звук встречается чаще других?

- Вспомним, какой он: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Что еще мы знаем об этом звуке?

- Каким цветом на схеме обозначается твердый согласный? (фото 2)

- Молодцы!

- Какой буквой обозначается этот звук? (фото3). Назовем ее все вместе.

4. Работа по теме занятия.

- Сегодня мы с вами должны познакомиться с новым звуком, узнать о нем много интересного, а еще познакомиться с буквой, которой он обозначается на письме.

- Для того, чтобы узнать, что это за звук, отгадайте загадку: (фото4)

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. (кузнечик)

- Кто это? А вы видели настоящих кузнечиков? А слышали ли вы, как стрекочет кузнечик?

- Я предлагаю вам сейчас послушать стрекотание кузнечика, но для того, чтобы его услышать, нам с вами нужно на минутку замереть и внимательно-внимательно слушать. (фото 5)

- Услышали, как стрекочет кузнечик? Давайте теперь мы с вами попробуем превратиться в маленьких кузнечиков и пострекотать: ч-ч-ч-ч-ч-ч.

- Какой звук мы с вами сейчас произносили?

- Как вы думаете, звук [ч’] согласный или гласный?

- Чтобы узнать, твердый он или мягкий, послушаем звуки в словах (работаем в тетради и по презентации). Приготовили карандаши . Что изображено на первой картинке? Будем слушать звуки в слове часы. (последовательно выделяем каждый звук в слове, даем ему характеристику,  раскрашиваем кружки в нужный цвет: гласный звук – красный, согласный твердый – синий, согласный мягкий – зеленый) Что изображено на второй картинке? Слушаем звуки в слове чашка. (работа проводится аналогично) (фото 6)

- Итак, вы справились со схемами, молодцы! Что мы теперь можем сказать о звуке [ч’]? Еще ребята, звук [ч’] также, как и звук [ш] называется шипящим. (фото 7)

5. Физминутка на ковриках.

Мы на коврике стоим,

Во все стороны глядим,

Вправо, влево, вверх и вниз,

Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

 

Выше руки поднимай,

Вправо, влево покачай.

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

 

Вправо, влево повернись,

И соседу улыбнись.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

 

Вправо, влево наклонись,

Наклоняйся, не ленись,

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

 

А теперь пойдем вприсядку,

Мы веселые ребятки,

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

 

А теперь мы все поскачем,

Как веселый звонкий мячик.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Прыжки)

 

Руки выше подними,

Только носиком дыши.

Вот так, еще раз,

И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

6) Продолжение работы по теме занятия.

- Ребята, звук [ч’] на письме обозначается буквой Ч ч. (Фото 8). Назовем ее правильно все вместе: че.

- Посмотрите внимательно на букву ч: на что она похожа? В тетрадках обведите в кружок те предмета, на который похожа буква Ч.

- Ребята, посмотрите, у каждого из вас на партах лежат элементы буквы Ч, нам нужно будет собрать из них букву. (дети складывают букву Ч)

- Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь проведите пальчиком по букве Ч, чтобы лучше ее запомнить. (дети пальчиком проводят по букве, элементы которой вырезаны из бархатной бумаги)

- Удалось вам получше запомнить букву Ч?

- А теперь внимательно посмотрим на доску, у нас в гостях очень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ч. (фото 9)

- Давайте теперь попробуем повторить движения умной ручки: берем в ручки простые карандашики, и в воздухе попробуем написать букву Ч.

- Ну, а сейчас, я думаю, вы уже готовы поработать в тетрадях и сами написать букву Ч.

7) Музыкальная физминутка.

8) Закрепление полученных знаний.

- Вы у меня сегодня настоящие молодцы, так здорово работаете, что я думаю, пришло время и поиграть. На доске картинки с изображением предметов, нужно найти среди них те, в названии которых есть звук [ч’].

- Молодцы. А сейчас потренируемся находить в словах букву Ч: слова записаны на доске, вам нужно будет найти букву Ч и обвести ее в кружок. (фото10)

- Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.

- Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.

9) Итог занятия. Рефлексия.

- С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?

Какой буквой обозначается?

- Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?

- Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?

- Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!

- Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе

Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Елена Бескровная # 15 мая 2013 в 21:51 +1
Очень хотелось бы пообщаться  с автором конспекта. Если я правильно поняла занятие проходит в классно урочной форме??  Живу и работаю в Казахстане, у нас принят Государственный общеобязательный стандарт образования, занятия проводятся в нескольких областях одновременно. А как у вас??
Ольга Николаевна Сбитнева # 10 сентября 2015 в 14:05 0
Какое интересное занятие, очень познавательное. Сколько использовано материала: наглядного, художественное слово, игр. Мне очень понравилось, возьму себе на заметку. Большое спасибо за конспект.
Светлана Аркадьевна Ромашина # 30 сентября 2015 в 16:20 0
Здравствуйте!Очень понравился конспект занятия!Спасибо Вам!Удачи!Творческих успехов!