Конкурсы

Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду

Развивающие игры для детей старшей группы детского сада

Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы

Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»

Цель: развивать слуховое восприятие.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).

Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.

Игра «Чей голосок?».

Цель: развивать слуховое восприятие.

Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.

Примерный материал:

• Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.

Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)

• К нам кукушка в огород залетела и поет.

А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!

Ку-ку-ку!

• Сел петух на забор, закричал на весь двор.

Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!

Ку-ка-реку!

Игра «Угадай звук».

Цель: отрабатывать четкость артикуляции.

Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.

Игра «У кого хороший слух?».

Цель: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок.

Описание: воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.

Игра «Кто в домике живет?».

Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.

Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л']. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.

Игра «Кто больше?».

Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: набор известных уже детям букв, предметные картинки.

Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Игра «Вертолина».

Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.

Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.

Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.

Игра «Лого».

Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.

Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.

Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.

Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.

Игра «Цепочка».

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.

Игра «Где спрятался звук?».

Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).

Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.

Игра «Где наш дом?».

Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.

Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).

Описание: дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков. Эту же игру можно проводить индивидуально.

Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.

Игра «Чудесный мешочек».

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.

Игра «Телеграф».

Цель: развивать умение делить слова на слоги.

Описание: педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет

Игры на развитие цветовосприятия у дошкольников 5-7 лет

Игры на развитие восприятия формы для старших дошкольников

Елена Александровна Намазова # 3 сентября 2016 в 11:12 +1
Очень полезные игры позволяющие развивать фонематический слух у детей,отрабатывать четкость артикуляции,умение слышать звук в слове.Очень полезные игры, буду обязательно использовать в своей работе!!!
Ольга Викторовна Щепеткова # 4 сентября 2016 в 18:32 +1
Все игры довольно популярны.Часто встречаются в развивающих пособиях.
Алла Леонидовна Жигалова # 15 сентября 2016 в 12:18 +1
Обучение грамоте - важный и сложный процесс. Такое занятие - одно из серии занятий по подготовке дошкольников к обучению грамоте. Здесь важна система и периодичность. А конспект будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений.
Ольга Владимировна Сидоркина # 2 ноября 2016 в 17:30 +1
Полезные игры, часть уже используем в работе. Спасибо.
Наталья Геннадьевна Маленко # 19 ноября 2016 в 14:22 +1
Игровая деятельность - ведущая деятельность для детей, тем более дошкольного возраста. Поэтому игры всегда уместны и нужны во взаимодействии с дошкольниками. Данная подборка игр интересная, занимательная, несмотря на распространенность именно этих игр. Но этим она не становится хуже.
Оксана Яронимовна Лукьянова # 30 декабря 2016 в 12:16 +1
Такое большое собрание обучающих игр! Ребенку никогда не станет скучно. Спасибо за подборку. Можно человеку, далекому от педагогики, помочь своему ребенку разобраться в основах русского языка, необходимых ему в дальнейшем обучении. И все это в игровой форме.
Татьяна Владимировна Михайлова # 14 января 2017 в 19:58 +1
Чтобы хорошо и правильно разговаривать, а в дальнейшем учиться в школе, ребенок должен играть со звуками: жужжать, мычать, пищать и т.д. Очень полезная подборка игр. Спасибо!
Ирина Анатольевна Жупикова # 8 февраля 2017 в 16:50 +1
Полезные игры позволяющие развивать фонематический слух у детей,закреплять правильное звукопроизношение и фонематическое восприятие.Эти игры, обязательно должны использовать в своей работе воспитатели старших групп. Спасибо.
Ирина Александровна Подорожняя # 22 февраля 2017 в 13:50 +1
Здравствуйте! Материал интересный и полезный для логопедов, воспитателей и родителей. В игровой форме можно научить ребенка делать звуко-буквенный анализ и синтез слов. Что способствует грамотному письму и чтению. Спасибо!
Мария Владимировна Учайкина # 25 февраля 2017 в 16:16 +1
полезные и интересные игры. данный материал обязательно нужно использовать в речевом развитии ребенка. большое спасибо.
Оксана Константиновна Зоткина # 15 июня 2017 в 14:18 +1
Здравствуйте. Спасибо за подобранный материал. Хочется отметить, что материала по обучению грамоте очень много, но данный материал подобранный таким образом, что им легко пользоваться как педагогам, так и родителям. Спасибо еще раз!
Валентина Николаевна Шелепова # 4 июля 2017 в 10:11 +1
Очень полезные и интересные игры, использую в своей работе. Большое спасибо!
Евгения Николаевна Калинина # 9 октября 2017 в 21:41 0
Здравствуйте, спасибо большое за такой ценный материал, только играя мы можем развить интерес к обучению у ребенка, что в дальнейшем поможет правильному звукопроизношению и развитию речи.
Ольга Алексеевна Безручко # 28 января 2018 в 21:38 0
Здравствуйте, очень хорошие игры, я их тоже использую в своей работе. Некоторые из этих игр рекомендовала родителям для занятия дома. Родители и дети довольны, а воспитателю подмога, что родители занимаются дома. Спасибо большое.
Юлия Михайловна Шишкина # 13 марта 2018 в 16:04 0
Очень интересные и полезные игры. Обучение детей грамоте вызывает затруднение у молодых педагогов, а эти игры позволяют воспитателям накапливать опыт в данной области и делают процесс обучения грамоте интересным детям. Обязательно буду использовать их в своей работе.
Юлия Михайловна Шишкина # 13 марта 2018 в 16:05 0
Очень интересные и полезные игры. Обучение детей грамоте вызывает затруднение у молодых педагогов, а эти игры позволяют воспитателям накапливать опыт в данной области и делают процесс обучения грамоте интересным детям. Обязательно буду использовать их в своей работе.
Марина Фёдоровна Рубан # 29 апреля 2018 в 17:10 0
Благодарю автора подборки логопедических игр.Для своей работы я нашла ряд новых игр(Вертолина ,Где спрятался звук) для развития фонематического слуха,внимания,памяти.
Дарья Викторовна Максимова # 5 мая 2018 в 03:23 +1
Здравствуйте. Хорошо подобранные игры для развития для развития слухового восприятия. Буду использовать в работе, спасибо.
Наталия Алексеевна Пижицкая # 21 августа 2018 в 11:24 +1
Очень интересный конспект
Татьяна Николаевна Перегудина # 21 сентября 2018 в 20:45 0
Эти игры будут очень полезным подспорьем в обучении грамоте старших дошкольников. Особенно интересные - это "Где наш дом?" (с цифрами) и "Телеграф" (интерпретация популярной игры "Сломанный телефон" с новым применением для определения количества слогов в слове)
елена владимировна гречка # 24 сентября 2018 в 20:02 0
полезные игры, буду использовать в работе) спасибо
Ирина Андреевна Сидорова # 5 октября 2018 в 16:19 +1
Не все игры знала,увидела пару новых,которые не использовала ещё в своей практике.Дома тоже можно применять,так как многие дети до школы не выговаривают звуки ш,ж,р и т.д
Ирина Игоревна # 19 ноября 2019 в 19:54 +1
Интересные игры,буду использовать на индивидуальных занятиях,жаль,что нет фотографий игр. Хотелось бы посмотреть,как выглядят игры.