Развивающие игры для детей старшей-подготовительной группы ДОУ
Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Сыщик
Развиваем восприятие формы и качеств предмета, внимание, умение сосредоточиться, целеустремленность.
Материалы и наглядные пособия для игры: негромкая музыка и какой-нибудь приз.
Описание: сообщите ребенку, что сейчас ему предстоит поиграть в сыщика. Он должен найти предметы, которые находятся в данной комнате. Они не спрятаны, но у вас о них совсем немного информации. Затем вы перечисляете качества какого-то выбранного вами предмета. Например, если это телевизор, то отличительными качествами будут следующие признаки — большой, квадратный (или плоский), может что-то показать, у него есть кнопки и т. д.
С каждым разом определяющих качеств j должно быть меньше.
Расскажите ребенку, что чем быстрее он отгадает предмет, тем больше и лучше будет его приз.
Художники
Развиваем внимание, координацию, восприятие формы предмета, воображение
Материалы и наглядные пособия для игры: достаточно просторное помещение.
Описание: эта игра проводится в большой компании и способствует пониманию и сближению ее участников между собой.
Сначала выбирается ведущий, который будет начинать игру. Затем все игроки должны встать в круг и закрыть глаза. Ведущий берет руку своего соседа слева и правой рукой начинает чертить на ней определенную фигуру. Это может быть и известный предмет (цветок, дом, человечек), и просто абстрактная фигура (ее можно рисовать, когда ребята уже освоятся в игре). Если с первого раза второй участник не догадался, что это за фигура, то ее можно повторить несколько раз. Когда игрок угадал эту фигуру, он сообщает об этом ведущему и начинает чертить ее на руке следующего участника, и так по кругу, пока ход не дойдет до последнего игрока. Он должен нарисовать ее на руке ведущего, а тот сообщит, насколько правильно до него дошла эта фигура. Если она дошла с ошибками, то необходимо проанализировать, где была совершена ошибка и почему.
Кто в домике живет?
Развиваем восприятие формы предмета, его особенностей, внимание, аналитические способности, образное мышление
Материалы и наглядные пособия для игры: наборы тематических картинок (дома, цветы, транспортные средства и т. д.).
Описание: перед началом игры необходимо подготовить материал для ее проведения, т. е. к каждой картинке нарисовать определенную схему Например, если перед вами фотография или рисунок небоскреба, то его схема должна быть в виде прямоугольника, закрашенного темным цветом, с многочисленными маленькими квадратиками — окошками более светлого цвета. Если это одноэтажный дачный домик, то схема должна состоять из квадрата, треугольника, стоящего на нем, и окошка. Подобные схемы должны быть нарисованы и ко всем остальным картинкам.
Затем вы показываете первую схему и раскладываете перед ребенком все картинки на определенную тему. Ребенок должен подумать и выбрать ту из них, которая, по его мнению, соответствует схеме. Если он совершил ошибку, необходимо попросить его объяснить свой выбор и исправить его.
Эту игру можно проводить и в другом виде, когда вы показываете вашему малышу картинку, а он должен выбрать для нее подходящую схему.
Кто здесь лишний?
Развиваем восприятие формы и качеств предмета, внимание, аналитическое мышление.
Материалы и наглядные пособия для игры: наборы, состоящие из одинаковых предметов и одного, чем-то отличающегося, наборы карточек с изображениями различных предметов, животных, растений и т. д.
Описание: расположите перед вашим ребенком первый набор предметов. В нашем случае это будут кубики. Один из этих кубиков должен чем-то отличаться. Отличие может быть самым разнообразным, например, по цвету (все кубики будут красного цвета, а один желтого) или по форме (тогда в набор кубиков можно включить мячик). Цель ребенка — не только обнаружить лишний предмет, но и постараться объяснить, почему он так решил.
Постепенно отличия должны становиться все менее заметными. Например, можно составить следующий набор: все кубики одного цвета, а один более старый.
С каждой новой игрой должно увеличиваться количество предметов, параллельно можно добавлять уже не один лишний предмет, а несколько. Наборы предметов можно заменять картинками.
Кто железный, кто деревянный?
Развиваем способность различать качества предметов, внимание, наблюдательность, логическое и образное мышление, умение сосредоточиться
Материалы и наглядные пособия для игры: список самых различных предметов, негромкая музыка.
Описание: перед началом игры вам необходимо выписать названия около 40 предметов, сделанных из различных материалов. Эти предметы желательно найти и показать, чтобы ребенок мог их потрогать и запомнить визуально.
Суть игры заключается в том, что ребенок, услышав название предмета, должен сразу определить, из какого материала он сделан. Добивайтесь, чтобы ребенок называл свойства предмета. Например: стол — деревянный, твердый, гладкий, квадратный; кастрюля — железная; стол — деревянный; ложка — железная; стакан — стеклянный; шкаф — деревянный и т.д.
Если ваш малыш совершает ошибки в определении материала, нужно остановиться на этом предмете и подробно разобрать, из чего он сделан.
Рекомендуем посмотреть:
Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Игры на развитие цветовосприятия у дошкольников 5-7 лет
Малоподвижные игры для детей 5-7 лет в детском саду
Логические игры для детей 5-8 лет
Игры на развитие цветового восприятия у детей 4-7 лет