Сценарий игровой программы по обучению грамоте на основе телевизионной передачи «Вопрос на засыпку»
Автор: Мальцева Елена Михайловна, учитель-логопед МБОУ «Северокоммунарская СОШ», МБДОУ «Северокоммунарский детский сад» п. Северный Коммунар Сивинского района Пермского края
Описание работы: Игровая программа по обучению грамоте «Вопрос на засыпку» предназначена для детей 6-7 лет. В ходе игры дети в игровой форме закрепляют знания по изученным темам. В зависимости от уровня развития детей задания можно усложнять или упрощать. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных и школьных учреждений, воспитателям, учителям начальных классов, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.
Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.
Задачи:
Образовательные задачи:
• проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков, сформированных на занятиях;
• учить применять их в практической деятельности – игре.
Коррекционно-развивающие задачи:
• закреплять умение определять количество слогов;
• закреплять умение находить слова с заданным звуком;
• закреплять умение различать твёрдые и мягкие согласные;
• развивать умение правильно отвечать на поставленный вопрос;
• развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.
Оборудование:
ручки, фломастеры, жетоны, ксероксная цветная бумага, буква Ы, карточки с заданиями, рисовое зёрнышко, магическая коробка, грамоты, сертификаты, призы, часы, протокол для жюри.
Подготовительная работа:
приглашаются для участия в игре родители, подготавливаются по 15 листочков трёх цветов
(например, розовый, зелёный, жёлтый), выбираются курьеры, которые помогают учителю-логопеду собирать ответы, раздавать жетоны, приглашается жюри (родители, методист, воспитатели) и болельщики.
Музыкальное сопровождение:
Заставка из телепередачи «Вопрос на засыпку».
Музыкальные композиции из альбома «Новые детские песенки»:
« Буква А», «Раз, два, три…».
Музыкальная композиция «Каждый маленький ребёнок».
Музыкальная композиция «Неразлучные друзья».
Музыкальная композиция «Азбука».
Участники:
1 команда - 4 человека + наставник (родитель для конкурса «Спецзадание»)
2 команда - 4 человека + наставник (родитель для конкурса «Спецзадание»)
3 команда – 4 человека + наставник (родитель для конкурса «Спецзадание»)
Ход игры:
Учитель-логопед:
Добрый день, участники игры, уважаемые родители и гости. Я рада сегодня приветствовать вас на интеллектуально-познавательной игре «Вопрос на засыпку»
(звучит музыкальная композиция и демонстрируется на экране заставка из передачи «Вопрос на засыпку»)
Учитель-логопед:
В "Вопросе на засыпку" принимают участие 3 команды по 4 человека, один из которых отважный капитан. В его обязанности входит руководить командой, писать верные ответы на поставленные вопросы на листочках и ответственно вести свою команду к победе. За правильный ответ команда получает фишку, которая равна 10 секундам. Каждая команда зарабатывает время для последнего решающего конкурса.
Самое главное - это разгадать финальный вопрос. У каждой команды своё время, которое она заработала во время игры. Та команда, которая справится с последним заданием первой и станет победительницей.
Поприветствуем наши команды бурными аплодисментами.
(Приветствие и представление команд).
Учитель-логопед:
У каждой команды есть свой наставник, который поможет команде заработать дополнительные 10 секунд. Поприветствуем наших наставников.
Учитель-логопед:
Оценивать ваши результаты будет строгое, но справедливое жюри
(представление жюри)
Учитель-логопед:
Внимание! Внимание! Дорогие болельщики! Сейчас наши интеллектуалы продемонстрируют свою эрудицию. От души приветствуем и поздравляем всех. Пожелаем успехов нашим командам победы.
Учитель-логопед:
Есть и у нас для вас игра, где знания вам проявить пора!
Пусть смекалка вам поможет проявить себя в игре!
Не стесняйся, не ленись – победителей ждёт приз!
1 раунд – «Слоги»
Учитель-логопед:
Познакомимся с правилами игры.
Правила игры: У каждой команды листочки определенного цвета. Это отличительный знак вашей команды. На них вы будете писать свои ответы. Из 3 вариантов вам необходимо выбрать правильный ответ и записать соответствующую цифру на листочке, отдать курьеру, который приносит листок с ответом жюри.
Помогать мне будут мои помощники – Наташа и Настя.
1 вопрос: Выберите птицу, в названии которой 2 слога
(файл с изображением называется "ris2")
1. Грач
2.
Дятел
3. Воробей
Справка: А вы знаете, что длина языка дятла достигает 15 сантиметров.
2 вопрос: Выбери животного, в названии которого 1 слог
(файл с изображением называется "ris3")
1.
Лось
2. Лиса
3. Белка
Справка: Зимой за 1 сутки лось обгладывает кору около 100 (ста) деревьев и кустарников.
(Жюри подводит итоги, во время игры курьеры собирают листочки с ответами, раздают жетоны)
2 раунд – «Гласные звуки»
Учитель-логопед:
Вы знаете, что в русском языке 6 гласных звуков: а, о, у, ы, и, э.
1 вопрос: На какой картинке девочка произносит гласный звук [и]
(файл с изображением называется "ris4")
2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
(файл с изображением называется "ris5")
1. синий
2. зелёный
3.
красный
3 вопрос: Выбери цветок, который заканчивается на гласный звук
(файл с изображением называется "ris6")
1. мак
2.
роза
3. тюльпан
Справка: Самый маленький бутон розы – размером с рисовое зёрнышко
учитель-логопед демонстрирует рисовое зёрнышко).
(Жюри подводит итоги)
3 раунд – «Согласные звуки и буквы»
Учитель-логопед:
Когда мы произносим согласные звуки, воздушная струя встречает преграду (зубы, губы, язык)
1 вопрос: Перед вами 3 буквы, одна из них обозначает согласный звук. Под какой цифрой она находится
(файл с изображением называется "ris7")
1. ы
2.
м
3. у
2 вопрос: Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
(файл с изображением называется "ris5")
1. синий
2.
зелёный
3. красный
3 вопрос: Выберите картинку, в названии которой первый согласный мягкий
(файл с изображением называется "ris8")
1. матрёшка
2.
мяч
3. кукла
(Жюри подводит итоги)
4 раунд – «Перемена»
Учитель-логопед:
Команда строится в колонну за капитаном. По сигналу каждый игрок команды добегает до мольберта, обводит предмет, в названии которого встречается звук [а]. Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием и верно обведёт все картинки с заданным звуком
(файл с изображением называется "ris9")
(Во время конкурса звучит композиция « Буква А»)
5 раунд – «Звуки и буквы»
1 вопрос: Определи количество звуков в слове дом?
(файл с изображением называется "ris10") (Жюри подводит итоги)
6 раунд «Физкульт - привет»
Учитель-логопед:
Вы знаете, что буквы можно вылепить, выложить из разных предметов, а мы с вами сейчас при помощи разных частей тела её изобразим.
Задание: Подумайте, изобразите командой букву М. Выигрывает та команда, которая более точно, разнообразно и оригинально изобразит эту букву. Выигравшая команда получает жетон.
(Во время конкурса звучит композиция «Азбука»)
(Жюри подводит итоги)
7 раунд «Магический шар»
Учитель-логопед:
Сегодня в «Магическом шаре» спрятана гласная буква. В русском языке на этот гласный звук нельзя назвать ни один предмет. Напишите эту гласную букву. ответ: буква Ы
(Жюри подводит итоги)
8 раунд «Спецзадание»
Учитель-логопед:
Сейчас приглашаем к участию наших наставников, ваших родителей. Для вас тоже есть задание, ответив правильно, вы принесете своей команде дополнительный жетон.
Задание: Перед вами 3 предмета, выберите тот, в названии которого все согласные звуки звонкие
(файл с изображением называется "ris11")
1. арбуз
2. груша
3.
мандарин
(Во время конкурса звучит композиция «Взрослые и дети»)
(Жюри подводит итоги)
9 раунд «Вопрос на засыпку»
Учитель-логопед:
Каждая команда подсчитывает количество жетонов, каждый жетон равен 10 секундам. Команда выполняет последнее задание за время, заработанное во время игры. Выигрывает та команда, которая первая справляется с заданием
(во время конкурса жюри следит за временем)
Задание: Отгадай пословицу, записав 1 букву в названии каждой картинки
(файл с изображением называется "ris12") (Во время подведения итогов звучит композиция «В каждом маленьком ребёнке»)
Учитель-логопед:
Вот закончилась игра,
Узнали многое, друзья!
Звуки, буквы изучите
Играть вы снова приходите!
(Жюри подводит итоги и награждает победителей дипломами и призами, участников - сертификатами)
(В конце игры звучит музыкальная композиция из передачи «Вопрос на засыпку»)
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий зимнего праздника для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи
Сценарий зимнего развлечения в подготовительной группе «В гостях у Зимушки»
Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Сценарий познавательно-игровой программы для подготовительной группы «Птицы – наши друзья!»
Похожие статьи:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи и начала грамоты
Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет
Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека