Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий интеллектуальной игры по обществознанию для старшеклассников

Интеллектуальная игра для старшеклассников «Основной закон нашего государства»
Автор: Посаженникова Елена Валерьевна
Образовательное учреждение: Томская область, Верхнекетский район, р.п. Белый Яр, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя общеобразовательная школа №2»
р.п. Белый Яр, 2013 год

Цель: актуализация знаний о Конституции Российской Федерации
Задачи:

1.способствовать осмысленному усвоению конституционных принципов, отражающих основы конституционного строя нашей страны;
2.способствовать пониманию прав человека, формированию уважения к правам других людей;
3.формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни;
4.развивать умения работать с нормативными документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;
5.развивать у школьников чувство гордости за Россию;
6.способствовать формированию активной жизненной позиции школьников, их гражданскому самоопределению;
7.развивать коммуникативные способности и умение работать в группе.
Краткое описание игры.
Игра проводится среди обучающихся 10-11 классов
Игра включает 3 этапа:
I – «Подготовительный» (заочный)
II – «Отборочный» (очный)
III – «Итоговый» (очный)
I этап «Подготовительный» (заочный)
За две недели до итогового этапа старшеклассники получают задания.
Задание №1. Основы конституционного строя РФ
Прочитать статьи 1,2,3,5,6,10,11,15,32,60,81 Конституции РФ и дайте характеристику:
•конституционного статуса государства Российская Федерация;
•сущности народовластия и формам его осуществления.
Задание №2. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации.
Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и ответьте на вопросы:
•конституционный статус депутата федеральных органов власти;
•компетенции и регламент деятельности российского парламента;
•основания и регламент роспуска Государственной Думы РФ
Задание №3. Президент РФ.
Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и ответьте на вопросы:
•условия избрания Президента РФ и его конституционный статус;
•компетенция и ответственность Президента РФ;
•порядок прекращения полномочий Президента РФ.
Задание №4. Правительство РФ.
Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и ответьте на вопросы:
•порядок формирования и состав Правительства РФ;
•компетенция и ответственность Правительства РФ;
•порядок отставки и сложения полномочий
•Председатель Правительства: порядок назначения и правовой статус.*(*Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. М.: ВАКО, 2010, с. 33-35)
Задание №5. Права и свободы человека и гражданина.
Прочитайте соответствующую главу Конституции РФ и смоделируйте ситуации о нарушении конституционных прав граждан РФ.
II этап «Отборочный»
Всем обучающимся 10-11 классов предлагается викторина на тему «Конституция РФ». Викторина проводится очно.
Вопросы викторины:
1.Сколько разделов в Конституции РФ?
2.Сколько статей в Конституции РФ?
3.На какой срок избирается Президент РФ?
4.Во сколько лет можно стать Президентом РФ?
5.Из скольких палат состоит Федеральное Собрание?
6.Какую власть осуществляет Правительство РФ?
7.В каком возрасте гражданин РФ может стать судьей?
8.В каком возрасте гражданин РФ может стать депутатом Государственной Думы?
9.Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета РФ?
10.Кто осуществляет государственную власть в РФ?
11.Какой закон имеет высшую юридическую силу?
12.С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности?
13.Что по Конституции РФ является высшей ценностью?
14.Сколько субъектов в составе РФ?
15.Могут ли быть изменены границы субъектов РФ?
16.Кто является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ?
17.Когда была принята действующая Конституция РФ?
18.Сколько депутатов входит в состав Государственной Думы?
19.Каким государственным органом власти принимаются федеральные законы?
20.Сколько глав в Конституции РФ?
По результатам викторины формируются три команды для проведения очного этапа интеллектуальной игры.
III этап «Итоговый» (очный)
Время проведения: 1,5 часа
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, карточки с заданиями для команд.
В зале размещаются столы для трех команд. В качестве зрителей приглашаются обучающиеся 9-11 классов, педагоги, родители. Перед зрителями размещаются столы для жюри.

Ход игры.
На слайде компьютерной презентации №1 эпиграф игры:
«Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества».
С. Джонсон

Звучит Гимн Российской Федерации.
Первый ведущий:
Ты Защитница и Заступница,
Берегиня гражданских прав,
Россиянина вечная спутница.
Чем живешь ты, Законом став?
Многодетная, многонародная,
Не сбиваешься ты с пути.
Конституция людям угодная,
Жизнь с тобою легко пройти.
Много лет мы с тобою мерили,
Покоряли пороги рек,
И права мы тебе доверили,
Ты по жизни — наш Оберег.
Оберегом стань человечества,
Будь написана лишь пером,
И законом единым Отечества,
Что не вырубишь топором.
Второй ведущий:
Сегодня нас собрал замечательный праздник. Конституции Российской Федерации исполняется 20 лет. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.
В голосовании (референдуме) по проекту новой Конституции приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 избирателей, или 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тысяч 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.
Конституция вступила в силу 25 декабря 1993 года, с момента ее официального опубликования.
Принятие и вступление в силу Конституции 1993 года ознаменовало собой начало качественно нового этапа в истории российской государственности.
Первый ведущий:
Конституцию своей страны должен знать каждый гражданин! Сегодня мы проверим, насколько хорошо знают главный закон страны наши старшеклассники. Поприветствуем команды!
Второй ведущий:
Начнем наше интеллектуальное состязание с разминки. Предлагаю вам орфографический конкурс. Вставьте в слова нужные буквы и объясните значение термина.
1. Конкурс «Орфографический» (1 балл за правильно вставленные буквы + 1 балл за верное определение)
Слайд №2
1.Р.ф.рендум (всенародное голосование)
2.К.нсенсус (согласие на основе поиска компромисса)
3.П.рламент (высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан)
4.Пл.р.лизм (принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть
политических идей, взглядов, программ, политических партий, существование легальной политической оппозиции)
5.М.ж.ритарная система (тип избирательной системы)
6.Сув.р.нитет (независимость, самостоятельность)
Первый ведущий:
Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, политические и юридические особенности устройства нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации является важнейшим направлением правового образования и воспитания школьников.
Знакомы ли наши старшеклассники с основными положениями этого документа? Сейчас проверим!
2. Конкурс «Основные положения Конституции Российской Федерации»
Команды получают карточки с заданиями.
А) Дополни схемы недостающими элементами
Нормативные правовые акты:
1).......
2)указы
3)распоряжения
4)постановления
Государственная власть в РФ:
1)..... - Федеральное Собрание :1)....... 2)........
2)Исполнительная - ......
3)Судебная - ......
Б) Вставьте пропущенные слова:
1. Российская Федерация – Россия есть ________ __________ ___________ государство с ___________ формой правления. (демократическое, федеративное, правовое, республиканской)
2. Президент Российской Федерации избирается сроком на 6 лет гражданами Российской Федерации на основе ____________ __________ и ___________ избирательного права при ____________ голосовании. (всеобщего, равного и прямого, тайном)
3. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом __________, ___________, ___________ и иные формы собственности. (частная, государственная, муниципальная)
4. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие ____________, ___________, ___________ или ______________ ненависть и вражду. (социальную, расовую, национальную, религиозную)
5. Каждый вправе иметь имущество в собственности , _____________, ____________ и ____________ им как единолично, так и совместно с другими лицами.(владеть, пользоваться, распоряжаться)
Второй ведущий:
Пока команды ломают головы над очередным заданием, я предлагаю вам, дорогие зрители, сыграть со мной в игру.
Игра со зрителями «Сказка ложь, да в ней намек…»
- Вспомните сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? (право на свободу передвижений)
- Какое право крысы Шушеры из сказки А. Толстого «Золотой ключик» нарушил Папа Карло, запустив в нее башмаком? (право на личную неприкосновенность)
- В сказке Шарля Перро «Золушка» мачеха нарушила право Золушки, не пуская ее на бал. Какое это право? (право на отдых)
- А. Пушкин написал гениальную «Сказку о попе и работнике его Балде». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? (право на труд)
- Все в детстве читали сказку «Волк и семеро козлят». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы? (неприкосновенность жилища)
Первый ведущий:
Пришло время проверить задание. Карточки с решениями команды сдают в жюри. А нам бы хотелось услышать правильные ответы.
Слайд №3. На слайде появляются задания. Команды одна за другой комментируют их выполнение.
Второй ведущий:
12 декабря 1993 года в нашей стране впервые за её историю был принят принципиально новый Основной Закон — Конституция Российской Федерации, в которой человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а государство в качестве своей обязанности заявило о необходимости признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 2).
Первый ведущий:
Наверное, вы уже догадались, что следующий конкурс будет посвящен правам и свободам человека и гражданина, которые содержатся в главе 2. Сейчас команды получат набор правовых ситуаций и через некоторое время определят: какая ситуация иллюстрирует нарушение конституционных прав, а какая абсолютно соответствует Конституции.
Второй ведущий:
Для решения этих задач вам понадобится Конституция. Не забудьте указать номер статьи, на которую вы опирались при решении.
3 Конкурс «Права и свободы человека и гражданина»
Команды получают карточки с правовыми ситуациями.
Карточка для первой команды.
1.Гражданин Н. был задержан органами правопорядка до выяснения личности на 3-е суток. (ст.22)
2.Студенты университета написали жалобу ректору на преподавателя, который якобы занимается распространением наркотических средств. Ректор принял решение установить прослушивающие устройство на мобильный телефон преподавателя. (ст.23)
3.Гражданка Р. отказалась давать свидетельские показания против своего отца. (ст.51)
4.Главврач Н-ской больницы подписал приказ об обязательной прививке всех врачей данной больницы препаратом, не прошедшим клинические испытания. (ст.2 1)
Карточка для второй команды.
1.Газета опубликовала сведения о семейной тайне известного артиста без его ведома. (ст. 23)
2.Гражданин В. несогласный с выговором, вынесенным директором, обратился в суд. (ст.46)
3.Отец гражданки Р. совершил тяжкое преступление, вследствие чего Гражданке Р. запретили выезжать в Америку. (ст.27)
4.Жители Н-ского района требуют в Администрации района достоверную информацию о состоянии окружающей среды. (ст 42)
Карточка для третьей команды.
1.Гражданин А. выдвинул свою кандидатуру на должность Главы районной Администрации. Ему отказали в регистрации, так как он числился членом международного общества сознания Кришны и распространял основы данного вероисповедания. (ст. 28)
2.Во время судебного заседания прокурор назвал обвиняемого С. преступником, на что судья сделал обвинителю замечание. (ст.49)
3.На одном из популярных сайтов была установлена цензура, ограничивающая распространение информации. (ст. 29)
4.Директор предприятия запретил подчиненным вступать в профессиональный союз, мотивируя свое решение тем, что руководитель профессионального союза ведет агитацию, направленную против политики администрации предприятия. (ст. 30)
Первый ведущий:
Уважаемые зрители, опять пришло время поработать!
Для вас мы приготовили блиц-викторину:
- Как называется вступление к Конституции РФ? (Преамбула)
- Сколько статей содержит Конституция РФ? (137)
- Кто является главой РФ? (Президент)
- Как называется парламент нашей страны? (Федеральное Собрание)
- Кто является Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ? (Президент РФ)
- Какие группы прав, содержащихся в Конституции РФ, вы знаете? (личные, гражданские, политические, социально-экономические, юридические, духовные)
- Каким способом была принята ныне действующая Конституция РФ? (референдум)
Молодцы! Приятно иметь дело с образованными людьми.
Второй ведущий:
Пришло время проверить, как выполнили команды задание. Сейчас каждая команда прочитает правовые ситуации, которые получила для обсуждения, и объяснит свое решение.
Первый ведущий:
Когда гражданин Российской Федерации видит флаг или герб нашего государства, слушает его гимн, в душе поднимается гордость за наше Отечество, а в сознании возникают славные страницы Российской истории, подвиги и достижения великих сынов нашей Родины. Следующий наш конкурс называется «Символы». Команды! Внимание на экран! Сейчас вы увидите картинки. Вам предстоит объяснить, что они обозначают и как они связаны с темой нашей игры.
4 Конкурс «Символы»
Слайд №4.
Даты 1918, 1924, 1936, 1977, 1993
Ответ: годы принятия Советских и Российской Конституций
Слайд №5.
Портреты В.И. Ленина, И.В. Сталина, Л.И. Брежнева, Б.Н.Ельцина.
Ответ: руководители нашего государства, при которых принимались Конституции
Слайд №6.
Специальный экземпляр Конституции Российской Федерации, Штандарт Президента, Знак президента Российской Федерации
Ответ: символы Президента России
Второй ведущий:
Есть в нашей Конституции главы, которые содержат информацию о высших государственных органах власти. Важно знать и понимать, как они работают. Конкурс «Найди соответствие» посвящен этому вопросу.
Первый ведущий:
На столах у всех команд лежат одинаковые наборы карточек. На карточках – названия высших государственных должностей, органов власти, а так же их функции и полномочия. Соедините эти карточки!
5 Конкурс «Найди соответствие!»
Команды получают карточки «вперемешку» и должны соединить, например, карточку «Президент РФ» с его функциями и полномочиями и т.д.
Ответы:
Президент РФ
- определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
- принимает решение об отставке Правительства РФ
- утверждает военную доктрину РФ
- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ
- назначает выборы Государственной Думы РФ
- распускает Государственную Думу
Председатель Правительства РФ
- назначается Президентом РФ
- предлагает структуру федеральных органов исполнительной власти
- определяет основные направления деятельности Правительства РФ
- может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ
Генеральный Прокурор РФ
- назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации
- назначает прокуроров субъектов РФ
Государственная Дума РФ
- назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ
- объявляет амнистии
- принимает федеральные законы
- выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности
После выполнения задания члены жюри проходят и проверяют правильность его выполнения.
Во время выполнения задания на сцене зала девочки 5-6 классов поют песню «У моей России» (Слова Н. Соловьева, Музыка Г. Струве)
Подведение итогов, награждение
Второй ведущий:
В заключении хочется сказать: сегодняшняя Конституция - прочный фундамент демократического развития российского государства. Это не просто декларация добрых намерений, это реально работающий документ прямого действия. Конституция для гражданина любой страны - Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов - норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения ее качества.

Список использованных источников и литературы:
1.Конституция Российской Федерации. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2011.
2.Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. М.: ВАКО, 2010.
3.Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. -М.: Фонд "Правовая культура", 1996.
Методические рекомендации по проведению урока, посвящённого 20-летию Конституции Российской Федерации

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий физкультурного досуга для детей старшей группы Внеклассное занятие для школьников: День защиты морских млекопитающих Шуточное поздравление танцевального коллектива с юбилеем Воспитательное мероприятие для начальных классов: Мой Казахстан. Сценарий

Похожие статьи:

Материалы по теме Зима

Как подготовить и провести выпускной вечер

Выпускной вечер в школе. Сценарий

День рождения ребёнка. Сценарии

Хэллоуин по Агапово-Давыдовски

Сценарий игры для школьников, посвященной юбилею родного края
Опубликовано: 3641 день назад (14 ноября 2014)
Просмотров: 11949
+9
Голосов: 9
Елена Викторовна Багрова # 14 ноября 2014 в 21:53 +2
Елена Валерьевна, полностью согласна с Вами, закон, по которым предстоит жить став взрослыми и самостоятельными гражданами нашего общества, старшеклассникам знать необходимо. Поэтому поддерживаю Вас своим голосом! Удачи!
Елена Валерьевна Посаженникова # 14 ноября 2014 в 22:01 +3
Спасибо, Елена Викторовна! Мне очень важна поддержка коллег. Я здесь новичок. Пытаюсь опубликовать первую работу. zst
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 14 ноября 2014 в 23:03 +1
Елена Валерьевна, спасибо за приглашение!
Уверяю вас, что ваш дебют на нашем Портале состоялся довольно успешно! Материал, представленный вами очень актуален сейчас, так как каждый гражданин своей страны должен и обязан знать основные законы нашей жизни. Вы подробно описали все этапы и ход проведения интеллектуальной игры, уверена, что многих коллег ваша работа заинтересует и она не останется незамеченной.
Мне бы вам хотелось дать ряд рекомендаций по оформлению публикации:
- если у вас в тексте нет слайдов презентации, не стоит указывать их номера, просто напишите, что на экране проецируется слайд и далее как у вас, его содержание;
- обратите внимание в конце публикации у вас большой пробел в тексте, который необходимо убрать;
Работа проделана серьёзная и качественная. Мой голос за достойное содержание игры. Желаю вам дальнейших творческих работ на Портале!+1
С уважением, Т.Н.
Елена Валерьевна Посаженникова # 16 ноября 2014 в 08:25 0
Татьяна Николаевна, я Вам благодарна за оценку моей работы. Обязательна учту ваши рекомендации!
Вера Алексеевна Гашкова # 15 ноября 2014 в 10:58 +2
Работа интересная, содержательная,способствует осознанному усвоению Конституции, пониманию детьми прав человека и уважительному отношению к правам других людей. правовую культуру необходимо формировать и развивать у школьников чувство гордости за Россию. Спасибо!
Веремеева Людмила # 15 ноября 2014 в 12:18 +1
Ваша интеллектуальная игра полезна, потому что способствует формированию активной жизненной позиции школьников, расширяет и закрепляет знания о Конституции РФ,развивает коммуникативные способности и умения. Спасибо!
Ольга Павловна Репьева # 15 ноября 2014 в 17:54 +1
Елена Валерьевна, какой же это труд - подобрать материал для такой интереснейшей викторины! Так интересно! На некоторые вопросы я сама ответила не сразу, хотя с конституцией знакома не понаслышке. Огромное спасибо за такой материал, если дети знают все ответы - значит, Россию не победит НИКТО и НИКОГДА!!! Вам мой голос.
Елена Валерьевна Посаженникова # 16 ноября 2014 в 08:21 0
Благодарю за оценку моего труда.
Валентин Михайлович Платонов # 19 ноября 2014 в 12:40 0
Здравствуйте, Елена Валерьевна! Отличная игра, хорошие задания. В современном мире очень важно знать конституцию и законы той страны где проживает человек, в данном случае России. Тем более старшеклассникам, которые уже через год станут студентами и вступят во взрослую жизнь. Им это важно и нужно в первую очередь.
Ольга Владимировна Кораблева # 20 ноября 2014 в 12:31 0
Здравствуйте,Елена!Ваша разработка по Конституции очень кстати!То,что Конституцию наши дети должны знать-это факт!Но как заставить их заняться таким нудным источником?Как раз ломала голову,что придумать к Дню Конституции в старших классах.Тема актуальная,но не слишком "увлекательная" для детей.А в такой форме урок пройдет интереснее,момент соперничества между командами также подогреет интерес и подстегнет ребят более тщательно изучить эту тему.Работа в группах развивает коммуникационные способности ребят.Как раз еще есть время на подготовку моим.Спасибо!
Елена Валерьевна Посаженникова # 1 декабря 2014 в 16:34 0
Благодарю, коллеги, за теплые слова и оценки!